«Голоса рек»: самые интересные работы на Биеннале современного искусства в Лионе

Тема выставки этого года вдохновлена самим Лионом: город стоит на стрелке двух французских гигантов — Роны и Соны. По идее кураторов выставки (Алексии Фабр, директора Высшей национальной школы изящных искусств в Париже, и Изабель Бертолотти, художественного директора биеннале), «Голоса рек» — это история об отношениях человека с окружающей средой, о взаимодействии с наследием, о партнерстве и конфликтах между людьми в современном мире. Концепция выставки делает реки магистральными темами в истории — и, подобно церемонии открытия Олимпиады в Париже, где Сена служила центром развития действия, «приводняет» современное искусство, делая его более демократичным. Из 78 представленных художников почти 60% — иностранцы, большинство из которых так или иначе связаны с Францией: одни живут и работают на две страны, другие получили здесь художественное образование, третьи — убежище и защиту.
Корреспондет Forbes Life Владислава Сосновцева посетила выставку и рассказывают о семи главных произведениях, которые лучше всего иллюстрируют главную идею проекта.
Оливье Бир, «Резонансный проект (Пещера)»
Иммерсивная звуковая инсталляция «Резонансный проект (Пещера)» британского художника Оливера Бира — центральная и одна из самых обсуждаемых работ биеннале, размещена в огромном, погруженном в темноту ангаре. В этом пространстве установлены восемь экранов с видеопроекциями, и каждый представляет отдельное произведение.
Бир вместе с восемью музыкантами — Жаном-Кристофом Бризаром, eee gee, Мелиссой Лаво, Мо'Джу, Хамедом Синно, Мичико Такахаши, Руфусом Уэйнрайтом и Вудкидом — разработал перформанс, получив доступ к закрытым для публики палеолитическим пещерам в Дордони, уникальная акустика которых, вероятно, использовалась в древности для проведения ритуалов. Звуковые волны резонируют с рельефами стен, оживляя пространство так, как это могло происходить тысячелетия назад.
В миниатюрных пространствах пещер каждый исполнитель воспроизводит первую услышанную им в жизни песню. Спойлер: почти все поют колыбельные на родных языках. Перформанс начинается с их поочередного исполнения и в течение 30 минут достигает хорового звучания, где голоса и песни переплетаются в общую звуковую ткань и создают единую композицию.
В небольшом пространстве погреба под залом с экранами Бир выставляет абстрактные «резонансные картины», созданные с помощью звуковых волн, без прямого контакта с холстом. Эти работы, «написанные» голосами исполнителей, — визуализация невидимых вибраций, заполняющих пространство пещер. Так, переплетение голосов, языков и культур становится ключевым элементом программы.
Мона Кара, «Кактус»
Масштабное, 10-метровое тканое полотно молодой французской художницы Моны Кара выставлено на главной площадке биеннале в Les Grandes Locos, в бывшем центре технического обслуживания поездов. Гобелен «Кактус», сотканный из жаккардовой ткани и кружева, был создан при участии мастеров и волонтеров местных мануфактур, а его сборка объединила жителей лионских районов Гийотьер и Монси-Вольтер.
«Кактус» — не только работа с культурными кодами Лиона, темой лионского ткачества, но и история городского бистро, где встречаются разные эксцентричные личности. На полотне есть водонапорные башни, фабрики, ткацкие станки и спутниковые антенны, а также фантастическое сообщество персонажей любимых комиксов художницы. Этот фантазийный текстильный мир Кара наполняет чувством единения и тепла человеческого общения.
Жан-Кристоф Норман, «Река без берегов»
Французский художник Жан-Кристоф Норман представил на биеннале серию работ, где литература и живопись сливаются в единую «визуальную книгу». Его произведение, состоящее из 1000 страниц романа Ханса Хенни Янна «Река без берегов» (1949), украшено миниатюрными морскими пейзажами, написанными в технике масляной живописи и энкаустики, буквально растворяет текст в слоях краски, предлагая зрителю бесконечное эфемерное путешествие.
«Река без берегов» — это личная история художника. Созерцательное творчество для Нормана — результат его ожесточенной борьбы с тяжелой болезнью. «При спокойном море корабль исчез с поверхности воды» — фраза, вычитанная художником на одной из страниц романа, стала отправной точкой для работы. Инсталляция погружает зрителя в медитативное созерцание бескрайних морских просторов, напоминая о пути человечества, которое сталкивается с мощью природы и с собственной уязвимостью.
Тайсир Батниджи, «Мало ли что №2»
О вынужденном переселении, о травматическим опыте, индивидуальном и коллективном, рассказывает палестинский художник Тайсир Батниджи. Его работы затрагивают одну из самых острых и обсуждаемых во Франции тем. Несмотря на утверждения куратора Алексии Фабр о политической нейтральности и заявлении о присутствии на биеннале и палестинского, и израильского художника, ее позиция прослеживается в выборе пространства — работам Батниджи выделяют целую галерею в Музее современного искусства.
Основываясь на рассказах сотен людей, вынужденных покинуть разрушенные дома в Газе после бомбардировок, Тайсир Батниджи создает работу «Au cas où #2» (в ее названии — французский фразеологизм, означающий «От греха подальше» или «Мало ли что»), посвященную теме утраты и изгнания. Совмещая фотографии с изображением ключей и текст, проект рассказывает об оставленных домах и потерянных жизнях. Некоторые ключи датируются числами бомбардировок, даны имена владельцев и рассказ об их вынужденных перемещениях, другие висят в информационной пустоте, безо всяких комментариев.
Хаджар Сатари, цикл работ на тему геологии и биологии
Об эмиграции биологической и экологической рассказывает серия работ мультидисциплинарной иранской художницы Хаджар Сатари, представленная в пространстве больницы XII века, превращенной в центр гастрономии Cité Internationale de la Gastronomie.
Выпускница Высшей национальной школы изящных искусств в Париже, Сатари представила несколько работ: рисунки, видео и скульптуры. Исследуя биологические породы высокогорных массивов от Пальмира в Таджикистане до Монблана во Франции, она фиксирует последствия изменения климата, миграцию живых существ, гибридизацию биологических сред и возникновение новых связей между живыми организмами, которые приспосабливаются к новым условиям.
В рамках лионской резиденции Сатари вместе с командой геологов-исследователей в национальном парке Экрен изучала растения у подножия исчезающего ледника в высокогорье Альп. Так появился иллюстрированный журнал научных наблюдений за живыми организмами в оптике их социальных отношений — коммуникации, интеграции, конвергенции. Все вместе работы Халджар Сатари поражают природной красотой.
Грейс Ндириту, «Голубая комната»
Музей в музее, «Голубая комната» — тотальная инсталляция британской художницы Грейс Ндириту, созданная специально для Лионской биеннале. Это часть многолетнего исследовательского проекта «Исцеление музея», в котором художница обращается к музею как к сакральному общественному пространству для встреч, трансформации и исцеления. Проект Ндириту включает в себя серию инсталляций, перформансов, семинаров и духовных практик, исследующих возможности музея как места для отдыха, трансформации и глубоких социальных изменений.
При создании работы Грейс Ндириту объединила экспонаты из коллекций Лувра, лионского Музея Лугдунума и римского театра, Музея изящных искусств Лиона, Музея тканей и декоративно-прикладного искусства Лиона. Инсталляция посвящена роли женщин в мировой истории и объединяет экспонаты доисторического, римского, египетского, средневекового и современного периодов.
Исследуя древние системы верований, символы и ритуалы сообществ, находящихся вне западной культурной оптики, Грейс Ндириту превращает музейное пространство в место встречи различных культурных перспектив и обрядов.
Мери Карапетян, «Без названия»
Институт современного искусства в Виллербане традиционно представляет на Лионской биеннале работы участников международной резиденции молодых художников. В 2024 году экспозиция объединила работы пяти французских мастеров, отобранных на национальном конкурсе, и шести зарубежных, представленных в партнерстве с международными институциями. Одной из них стала нью-йоркская галерея Atamian Hovsepian Curatorial Practice, пригласившая в Лион армянскую художницу Мери Карапетян.
Переосмысливая воздействие вооруженного конфликта в Арцахе (Нагорном Карабахе), художница исследует тему границ в работах последних трех лет. Специально для биеннале она создала монументальную металлическую скульптуру «Без названия», выполненную в форме колючей проволоки. Чтобы попасть в следующий зал, нужно преодолеть заграждения. Таким образом Мери Карапетян предлагает новый взгляд на границы, препятствия и точки соприкосновения.