К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

По цене дубовой рощи и годового оброка: сколько стоили балы в Российской империи

Костюмированный бал 1903 года (Фото ГМИ СПб)
Костюмированный бал 1903 года (Фото ГМИ СПб)
Сколько стоит платье, в котором не стыдно предстать перед императором, как дорого могут обходиться цветы и куда пойти простому горожанину, чтобы погрузиться в атмосферу роскошного бала? Forbes Life и проект о культуре «Не придумали!» вместе с его основательницей Полиной Пендиной и краеведом и гидом Анной Маркович рассказывают, как организовывали императорские и городские балы в XIX и XX веках и в какие суммы по нынешнему курсу они обходились

Бальная культура появилась в России при Петре I и за 200 лет прошла путь от разгульных ассамблей первого императора до чинных торжеств по европейскому образцу конца XIX — начала ХХ века. Несмотря на то что описания и картины балов часто встречаются в кино и литературе, доступ к самым роскошным из них был очень ограничен. Столичное общество было бесконечно разобщенным: в конце царствования Александра III приглашение на бал «по большому этикету» — то есть на вечер, где присутствовали члены царской семьи, — получали только 3000 человек из миллионного населения Петербурга. 

Уровень бала определяли несколько критериев: круг гостей, расходы на мероприятие, место его проведения и повод, по которому он устраивался. Одним из главнейших считался императорский бал по случаю открытия зимнего сезона в столице, который ежегодно проводили в Николаевском зале Зимнего дворца. Не менее известны были балы у знаменитых купцов Елисеевых: несмотря на то что публика на этих торжествах собиралась проще, по затратам они ненамного уступали царским развлечениям. Однако со временем балы перестали быть привилегией высшего дворянства. К концу XIX века организовать такое торжество могло даже профессиональное сообщество пожарных.

Telegram-канал Forbes Life
Официальный телеграм-аккаунт Forbes Life Russia
Подписаться

Свечи, цветы, веера и другие траты

У большинства придворных балов была стандартная смета, в которую входили расходы на организацию ужина для всех участников, декор и тысячи свечей, а позже — на электричество. Например, в 1887 году платили пять копеек в день за лампочку мощностью 25 свечей. В газетах, писавших про один из балов 1890 года в Зимнем дворце, упоминалось, что залы освещает, помимо традиционных люстр и канделябров, «бордюр из 1000 лампочек». Умножаем и получаем в переводе на современные деньги примерно 60 000 рублей только за эффектное освещение на один вечер. 

 

Особые праздники требовали повышенных затрат. Как, например, костюмированный бал, который состоялся 25 января 1883 года во дворце великого князя Владимира Александровича и стал одним из грандиознейших светских мероприятий конца XIX века. Для него великая княгиня Мария Павловна заказала одних только цветов на 967 рублей (более 1,2 млн рублей в примерном пересчете на нынешний курс): ландыши, тюльпаны, гиацинты. А за 5000 рублей она могла бы купить дубовую рощу под Рязанью.

Участники костюмированного бала 1883 года в маскарадных костюмах (Фото Карла Ивановича Бергамаско)

Другой необычной статьей расходов стали 50 вееров, которые заказали Центральному рисовальному училищу барона Штиглица. Расписанные вручную аксессуары с ручками из грушевого дерева были нужны для котильона — энергичного танца, который начинался после ужина, — и обошлись в 294 рубля 25 копеек (около 370 000 рублей в пересчете по нынешнему курсу).

 

Бал был задуман в русском стиле и требовал соответствующего оформления. В литографии Александра Петерсена изготовили 170 экземпляров меню и 50 программ за 200 рублей. Благо с декором большой столовой, где проходил ужин, ничего изобретать не пришлось — ее интерьер изначально был выполнен в русском стиле. На сам ужин ушло 1787 рублей (более 2,2 млн рублей сегодня), и еще 242 рубля отправились на счет старшего кондитера Кочкурова. Примерно столько же, сколько заработал господин Кочкуров за этот заказ, в среднем получала в год учительница.

Китайский костюм, каска и парик для императора

Тяжелее всего было, конечно, дамам. За платье, в котором было не стыдно появиться на глаза Николаю I, нужно было заплатить не меньше 500 рублей — около 630 000 рублей по современным расценкам. И это только платье, а еще нужно было как минимум оплатить экипаж в обе стороны и прическу. Работа не самого дорогого парикмахера стоила около 15 рублей (почти 19 000 рублей сегодня). Для сравнения: годовой оброк одного крестьянина в первой половине XIX века составлял от 5 до 15 рублей. 

Сохранились книги, в которых буквально с момента рождения Николая I фиксировались его личные расходы на одежду — «Гардеробная сумма». В том числе в нее вносили траты на подготовку к костюмированным балам. В январе 1810 года «на маскарадное платье» Николая ушло 5 рублей. В феврале 1833 года на две маски потратили 15 рублей, кроме того, камердинеру Алексею Сафонову выдали 30 рублей (порядка 37 000 рублей сегодня) на печать пригласительных билетов. Эти суммы были достаточно безобидны для государева бюджета, но, например, Николай Гоголь в 1829 году снимал квартиру в Петербурге за 29 рублей в месяц.

 

Но это мелкие расходы. В январе 1835 года на аксельбанты и «прочее для маскарада» у Николая I ушло 200 рублей, к которым прибавилось еще 612 рублей (около 670 000 рублей сегодня) «за каски и шляпы» и еще несколько аксессуаров, потраченные в магазине военных вещей Сургучева. А еще 689 рублей 50 копеек ушли портному Малиновскому «за переделку мундира и двух таковых же для маскарада». В феврале того же года «театральному парикмахеру Вивану за маскарадный парик для Его Величества» заплатили еще 100 рублей (порядка 125 000 рублей). Через год парики ощутимо подорожали — парикмахер Утехин получил уже 200 рублей.

В начале 1837 года в Аничковом дворце прошел знаменитый «китайский» маскарад. Для него Николай I выбрал наряд мандарина: с накладным животом и в шапочке с длинной косой император, по свидетельствам очевидцев, был совершенно неузнаваем. Этот китайский маскарадный костюм, заказанный театральному костюмеру Балте, обошелся императору в 865 рублей, еще 70 ушло на парик, 40 рублей — на китайскую шапку. В сумме Николай потратил 975 рублей (более 1,2 млн рублей сегодня) на один бал — а 2000 рублей получал Александр Пушкин со своего имения в Болдине за целый год.

Членам императорской семьи роскошные балы обходились дешевле, чем многим. Ведь для организации им не приходилось совершать грандиозных покупок, нанимать прислугу и даже заказывать продукты и алкоголь. «Вино доставлялось Главным управлением уделов, цветы — многочисленными оранжереями Дворцового ведомства, оркестр музыки содержался постоянно Министерством Двора. То, что более всего поражало приезжавших иностранцев, которые получали приглашение на придворные балы, это скорее окружавшая их пышность, нежели значительность произведенных расходов», — писал великий князь Александр Михайлович. Зато «блестящее общество» на балах сверкало бриллиантами, приобретенными на собственные средства.

Городские развлечения

Петербург славился не только императорскими, но и коммерческими балами. Такие вечера нередко устраивали в Дворянском собрании, Мещанском и Купеческом клубах. Продажу билетов на них согласовывала Дирекция Императорских театров, а анонсы мероприятий публиковали столичные газеты. Стоило это удовольствие недешево, но все же было доступно.

В 1827 году одно из бальных объявлений гласило: «Каждый кавалер, имеющий билет, может привести с собой двух дам. А буде свыше, то платить за каждую должен по два рубли. Приезд начнется с 9 часов пополудни; а кончится маскерад в два часа пополуночи. Цена билету 5 руб.» (около 6000 рублей сегодня). Костюм в стоимость не входил: приобрести наряд, соответствующий требованиям, каждый гость должен был самостоятельно.

 
Афиша бала 1900 года (Фото ГМИ СПб)

Некоторые организаторы перечисляли часть дохода с продажи билетов на благотворительность. Например, в 1802 году француз Фельет получил эксклюзивное право на проведение маскарадов и был обязан в течение пяти лет вносить по 1800 рублей в опекунский совет Воспитательного дома.

Благотворительные балы пользовались большой популярностью. Желающих попасть на них было так много, что билеты активно раскупали даже после значительного повышения цен. В таких случаях мероприятие могли повторить «на бис». Например, бал, который прошел 3 декабря 1877 года в доме Кононова, дали повторно спустя пару месяцев, но уже в здании Дворянского собрания.

Стоимость билетов возросла с 6 до 25 рублей, но спрос на них не падал — и в итоге в особняк с большим трудом вместилось 5000 человек. В это же время за 22 рубля (больше 27 000 рублей сегодня) можно было уехать первым классом из Петербурга в Москву. Несмотря на приличные расходы (на декор, 6000 свечей, 2000 газовых рожков и павильоны с живыми цветами, привезенными из Парижа, ушло 12 474 рубля), доход организаторов составил 41 790 рублей (порядка 52,6 млн рублей по нынешнему курсу). 

Участники костюмированного бала 1903 года в Зимнем дворце (Фото ГМИ СПб)

Побывать на балу можно было и на вокзале — изначально так называли увеселительные заведения. Например, в 1890-х годах в Москве популярным местом был «английский вокзал», который содержал некто Медокс — то ли англичанин, то ли грек. Там показывали легкие оперетты и одноактные комедии, а после представления начинался бал или костюмированный вечер. Простой билет на такое мероприятие стоил один медный рубль, а билет с ужином — пять рублей.

 

В начале XX века роскошные развлечения постепенно сходили на нет. Последним масштабным императорским торжеством стал костюмированный бал 1903 года в Зимнем дворце. «22 января 1903 г. «весь» Петербург танцевал в Зимнем дворце. Я точно помню эту дату, так как это был последний большой придворный бал в истории империи», — вспоминал великий князь Александр Михайлович. В 1904 году, после рождения цесаревича Алексея, императорская семья приняла решение перебраться в Царское Село, чтобы вести более закрытый, уединенный образ жизни, и Николай II уже не поддерживал проведение настолько роскошных празднеств.

Традиционные балы при дворе проводить перестали, что было плохо воспринято в высшем свете: множество важных церемониальных тонкостей было связано именно с торжествами в присутствии августейших особ. Например, молодые девушки знатного происхождения с самого детства готовились к первому выходу в свет, во время которого их представляли императорской чете. Поэтому аристократические маскарады, танцы и приемы продолжались — например, в 1913 году пышно отмечали 300-летие династии Романовых в Дворянском собрании — вплоть до Первой мировой войны. 

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание « forbes.ru » зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2025
16+