К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Совы не то, чем кажутся: почему современное кино нельзя представить без Дэвида Линча

Дэвид Линч (Фото Luca Carlino / NurPhoto via Getty Images)
Дэвид Линч (Фото Luca Carlino / NurPhoto via Getty Images)
16 января стало известно о смерти режиссера Дэвида Линча, которому 20 января должно было бы исполниться 79 лет. За полгода до этого он сообщил, что у него эмфизема легких из-за курения и больше он не сможет выходить из дома и снимать кино. Историк культуры Святослав Иванов рассказывает, как Линч стал одним из величайших режиссеров XX и XXI веков и почему почти все его фильмы приобрели статус культовых

В первые часы — да что там, в первые минуты — после печальной новости о смерти режиссера интернет наводнили эмодзи с разбитым сердцем. Во множестве статей, постов и комментариях Линча вспоминают как чудотворца, медиатора между реальностью и вымыслом, явью и сном, миром живых — и каким-то другим миром. В этой функции он, конечно, не умер, и продолжит служить своими зрителям. Чувствуя примерно то же самое, но не осмеливаясь искать для этих чувств верные слова, я попробую описать Линча не как пророка и визионера, а как деятеля киноиндустрии. А он был ее титаном. 

Если сформулировать первую заслугу Дэвида Линча максимально коротко (а значит, сильно упрощая), то он — отец американского артхауса. Его полнометражный дебют «Голова-ластик» (1977) до сих пор смотрится безумно: черно-белое сюрреалистическое приключение человека с очень высокой прической, временами превращающееся в совершенный ночной кошмар, где есть место отвратительным биологическим организмам и сладкоголосому пению. 

Кайл Маклахлен в фильме «Синий бархат»

Даже во времена грязного и жестокого «Нового Голливуда» делать настолько странное кино было совсем не по-американски. Под такое и бюджет было не выбить, так что 30-летний Линч сделал первый шедевр, назанимав денег у друзей и по возможности работая своими руками. С тех пор он не только режиссер, но и композитор, оператор, монтажер и продюсер.

 

Вдохновленный «Носом» Гоголя и «Превращением» Кафки, фильм стал культовым и по-настоящему заложил традицию сюрреализма в Голливуде. Важность его вклада в том, что сегодня вместо «сюрреалистический» чаще говорят просто «линчевский». Сам же режиссер некоторое время двигался в другую сторону — сперва с мрачной, но по-своему традиционной драмой «Человек-слон», затем с первой (как известно, неудачной) экранизацией «Дюны», где с ним впервые поработал его главный актер Кайл Маклахлен.

В русло сюрреализма Линч вместе с Маклахленом вернулся на фильме «Синий бархат» — истории о том, как парень нашел на земле отрезанное ухо, и все завертелось. В этом фильме в полной мере была явлена линчевская формула: начинать историю можно в более-менее знакомом голливудском духе (где-то между детективом и триллером), но чем дальше, тем больше должно появляться необъяснимых явлений, эксцентричных персонажей, внезапных проникновенных песен и немотивированных актов насилия. А вот закончиться все может даже чем-то вроде хеппи-энда (как в китчевых «Диких сердцем», с которыми Линч внезапно взял «Золотую пальмовую ветвь» на Каннском кинофестивале в 1990 году), но хеппи-энд этот может оставить не менее гнетущее впечатление, чем если бы все умерли.

 

В 1990–1991 годах Линч продемонстрировал свой стиль на телевидении, создав «Твин-Пикс», в котором харизматичный агент Купер (в исполнении Маклахлена) расследует гибель старшеклассницы Лоры Палмер и вникает в потусторонний мир городка, затерянного в лесах. «Твин-Пикс» вполне можно подставить в анекдот о студенте, не оценившем «Гамлета» из-за того, что пьеса целиком состоит из общеизвестных цитат — трудно найти современного деятеля кино или телевидения, который не мечтает сделать свой «Твин-Пикс».

Тогда же это был первый на американском ТВ сериал, претендующий на статус арт-кино и ставящий зрителя перед по-настоящему сложными вопросами. Кроме того, до Линча на телевидении (скорее всего, не только американском) никто так смело не крушил жанровые рамки: «Твин-Пикс» свободно сочетает элементы полицейского детектива, мистики, сюрреализма, мелодрамы и комедии. А уж сколько ему подражали — от «Секретных материалов» до «Очень странных дел» — да так ничего равновеликого и не сняли, поэтому Линчу пришлось самому воскрешать сериал четверть века спустя.

И «Твин-Пикс. Возвращение» (2017), и «Малхолланд-драйв» (2001) — постоянные фигуранты списков лучших фильмов XXI века. Причем, как правило, на первом месте или рядом с ним. Но и любого из условно «второстепенных» проектов Линча хватило бы на то, чтобы прописаться в истории кино: это и пугающее «Шоссе в никуда», и неожиданно душевная «Простая история», и выматывающая сновидческая эпопея «Внутреннняя империя» (с его главной актрисой Лорой Дерн). Не все ценители его творчества знакомы с сериалом «В прямом эфире», который был начат вскоре после «Твин-Пикса», но быстро отменен — между тем и это выдающаяся работа, переполненный абсурдом ситком. А ведь у него еще музыка, книги, картины.

 

Немалую роль в культовом статусе Линча сыграло его личное обаяние: когда он появляется в «Твин-Пиксе» в роли глуховатого спецслужбиста Гордона Коула, возникает ощущение, что перед нами не режиссер, взявший на роль сам себя, а приглашенная голливудская звезда. Линч с явным удовольствием снимался не только в своих работах, например в ситкоме «Луи» или у Спилберга в «Фабельманах», охотно давал интервью и выступал публично.

Режиссер принципиально отказывался объяснять свои произведения — но зато охотно рассуждал о жизни, делился переживаниями и давал по-настоящему полезные советы. И все это с неповторимым, но часто пародируемым говорком, старомодным и провинциальным.

Дэвид Линч в роли агента ФБР Гордона Коула в сериале «Твин Пикс» (1990—1991)

Дэвид Линч — классик не только для Америки и не только для кино. Сама его фигура была культурной константой последней четверти XX и первой четверти XXI века; быть может, именно по его работам через сотни лет будут судить о нашем времени. Он не из тех, кто составлял портрет эпохи в фотографическом качестве, его произведения — это слепки массового подсознания.

Магия в том, что их находят завораживающими столь многие люди, тогда как сам автор всегда опирался лишь на собственные лихие фантазии и тонкие ощущения. Не особенно заботясь о зрителе, он всегда снимал про себя и для себя — только так, как он чувствовал, что будет правильным. Неслучайно главный линчевский персонаж агент Купер и сам действовал подобным образом — куда выше должностных инструкций он ставил собственные сны и случайные догадки.

Линч, конечно, постмодернист. Самая убедительная трактовка «Твин-Пикса» гласит, что потайной метасюжет сериала — это судьба самого сериала. В этом и других произведениях режиссер играл киножанрами, цитатами, песнями, ожиданиями зрителей и самим фактом того, что они смотрят на экран. Но он никогда не был постмодернистом-пересмешником и постмодернистом-циником. Его фильмы — головоломки, которые невозможно разгадать, потому что главное в них — не разгадка, а находящееся в самом центре чувство. Сентиментальным, ностальгирующим, полным сострадания и милосердия — таким был режиссер Линч, а уже поверх этого — хитроумным.

 

Человек по имени Дэвид Кит Линч, несколько дней не доживший до 79-летия, был пропагандистом трансцендентальной медитации, отцом четырех детей от четырех жен и заядлым курильщиком. Долгое время он выкладывал на YouTube ежедневные короткие видео с рассказом о погоде за окном. В одном из них он сказал: «Сегодня на мне темные очки, потому что я вижу будущее — и оно очень яркое». 

Оптимизм и жизнелюбие — парадоксальные черты для человека, который создал ряд настолько пугающих произведений. Но дело в том — и это сейчас главное — что Линч отказывался верить в смерть. Более того, он отказывался верить в какую-либо пустоту. Все его творчество посвящено тому, что за гранью сна, в глухом лесу, в открытом космосе, в темной подворотне, ну или после смерти — всегда и везде что-то есть, но никогда нельзя с уверенностью утверждать, что именно.

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2025
16+