Упереться в «бумажный потолок»: как отсутствие диплома мешает людям строить карьеру

Несмотря на множество примеров, когда человек без университетского образования занимает высокую должность или владеет успешным бизнесом, компании по всему миру в разных отраслях продолжают требовать наличие диплома у сотрудников. Например, на сервисе по поиску работы hh.ru на текущий момент размещено более 280 000 вакансий, на которые рассматривают кандидатов только с высшим образованием. Среди искомых специалистов — как руководители, так ассистенты и секретари. При этом диплом об окончании вуза имеют всего 27% молодежи, по данным ВШЭ.
За рубежом похожая ситуация: согласно исследованиям, в США более 70 млн людей не имеют университетской подготовки, что составляет половину граждан трудоспособного возраста. А рабочих мест, для которых не нужна ученая степень, создается гораздо меньше.
Ограничение в выполнении той или иной работы по наличию или отсутствию высшего образования оказалось настолько массовым и острым, что у явления появилось название — «бумажный потолок» (англ. paper ceiling). От проблемы в первую очередь страдают те, кто получил профессиональные навыки через альтернативные пути (англ. STARS — Skilled Through Alternative Routes): программы обучения и курсы, военную службу или, что более распространено, опыт на рабочем месте. Эти специалисты готовы занимать рабочие места, но чаще всего они даже не имеют шанса показать себя. Данных о них нет в кадровых резервах, а 90% крупных компаний автоматизировали проверку резюме от кандидатов, мгновенно отсеивая неподходящих по заданным фильтрам.
По словам Дениса Рощина, основателя Высшей школы карьерного консультирования, в России термин «бумажный потолок» не так распространен, но само явление встречается нередко: «Квалификационные ограничения на вход в профессию или на переход на следующий уровень профессиональной иерархии существовали раньше и существуют сейчас», — говорит он. Причины, по которым работодателю важно наличие вузовского образования у кандидата, могут быть обоснованными. Допустим, это касается специальностей, где цена ошибки слишком высока, — это медицина, инженерия, энергетика и так далее.
Другая речь о специальностях, которым можно качественно обучиться за пределами вуза. Как пример, Виктория Вирта, профориентолог и руководитель рекрутингового агентства, сталкивалась с тем, что на позиции инженеров и разработчиков для работы со сложными системами требовали техническое или математическое образование. По ее мнению, часто за такими условиями для работы, скорее, кроется желание конкретного владельца бизнеса, а не необходимость: «Это связано со стереотипами о важности диплома и устаревшими представлениями о квалификации. Такие требования выглядят избыточными, особенно сейчас, когда у специалистов без ученых степеней появляются новые возможности».
По словам Айгюн Курбановой, основательницы «Школы Карьерного Менеджмента», необоснованная необходимость высшего образования кроется в сознании людей. Во-первых, в России достаточно высокий процент получения академических степеней по сравнению с другими странами: «У нас есть культура массового высшего образования. Поэтому его неимение может восприниматься в негативном ключе». Во-вторых, она напоминает о стереотипах — считается, что у человека без «корочки» могут быть достаточно узкий широкий кругозор, низкая мотивация и слабая обучаемость. «В большинстве работодатели не желают разбираться, почему человек не пошел в университет. Но разница есть: одно дело, если человек не хочет учиться, а другое, если не может, допустим, по семейным обстоятельствам или из-за высокой стоимости диплома», — говорит Курбанова.
Высшее образование — оно стоит того?
Доступность и целесообразность университетского образования — еще одна дискуссионная тема среди экспертов. Растущая цена на обучение в вузе делает традиционные образовательные треки менее доступными или вовсе недосягаемыми для некоторых слоев общества. Например, год обучения на механико-математическом факультете МГУ в 2023 году обошелся студентам почти в 410 000 рублей. Бесспорно, есть бюджетные места, однако не на всех факультетах и в ограниченном количестве.
В то же время эффективность традиционного вузовского образования ставится под сомнение, поскольку навыки, требуемые на рабочих местах, быстро меняются, а знания устаревают. Многие получают высшее «для галочки», чтобы гарантированно устроить свою карьеру, и только 50% выпускников работают по профессии. Помимо прочего, работодатели отмечают, что сотрудники с «вышкой» менее заинтересованы в работе, быстрее увольняются и не показывают заметно лучших показателей, чем те, кто не окончил университет.
Таким образом, высокие издержки и долговое бремя делают академическое обучение менее привлекательным в глазах тех, кто, в перспективе хочет занимать хорошую должность. Поэтому вместо университетов студенты сейчас предпочитают более гибкие обучающие модели, такие как короткие программы обучения или онлайн-курсы.
Какие перспективы «бумажного потолка»
Согласно исследованию Gartner, один из трендов текущего года — это крах убеждения, что «степень бакалавра — единственный путь к получению навыков». Тренд подтверждают и действия компаний. Так, большинство корпораций, вроде Google, IBM и McKinsey, ищут кандидатов за пределами университетов. «Мы изменили нашу модель подбора персонала, чтобы сделать ее более инклюзивной», — говорит директор по персоналу McKinsey Кэти Джордж. По ее словам, компания нанимает сотрудников с разным бэкграундом, главное, чтобы они демонстрировали упорство, способность к обучению и любознательность.
Разрушать стереотипы собирается и организация Opportunity@work. Ее представители помогают трудоустроиться людям, которые получили профессиональные компетенции через альтернативные пути (STAR). «Главный стереотип в том, что отсутствие диплома равно отсутствию навыков, — говорит Уилл Виллота, вице-президент по маркетинговым коммуникациям Opportunity@Work. — И мы собираемся развеять эти мифы».
В России, по мнению Дениса Рощина, компании тоже начнут пересмотр политики в сторону смягчения первого, «бумажного» порога отбора, в большей степени из-за дефицита кадров: «На стажерских программах уже сейчас предоставляется возможность продемонстрировать свои умения в процессе решения кейсов и практических заданий». Также Рощин подмечает, что в IT, медиа, е-com, стартапах наличие официального документа теперь не так важно, как мотивация, потенциал, желание расти и развиваться: «На первый план выходят опыт решения прикладных задач, портфолио проектов, определенный склад мышления». Из этого следует, что отечественные компании начинают делать акцент на реальные компетенции кандидатов, а не на формальный выпуск из университета.
Тем не менее зарубежные эксперты высказывают опасение, что альтернативные способы получения навыков могут быть не всегда эффективны. Допустим, Аманда Уэлш, профессор Северо-Восточного университета, утверждает, что «диплом по-прежнему говорит нам о высоком уровне мышления и умении решать проблемы». И она не знает иные способы обучения, которые могли бы давать такой же результат. А Николас Диркс, бывший ректор Калифорнийского университета в Беркли, предпочел бы, чтобы государство перестало говорить о бесполезности диплома, вместо этого инвестировало бы в образование.
Айгюн Курбанова тоже советует получать высшее образование, если есть такая возможность. С ее точки зрения, в коммерческих школах в основном преподают дополнительное обучение и программы переподготовки, которые должны накладываться на базовое образование. Вдобавок, отечественные работодатели до сих пор относятся к негосударственным учебным учреждениям с недоверием, что может помешать карьере: «Не обязательно тратить четыре года, можно получить диплом, обучаясь в удаленном формате или по выходным дням».
Еще одно противоречие в разрушении «бумажного потолка» заключается в несоответствии слов и действий работодателей. «Если компания уберет из вакансии требование окончания вуза, это не гарантирует, что менеджер по персоналу предпочтет кого-то без диплома», — говорит Мэтт Сигельман, президент Burning Glass Institute. Его слова подтверждает статистика — несмотря на отсутствие слов о высшем образовании в вакансиях, на соответствующие позиции были наняты только 3,5% специалистов без дипломов.
«Профессионал должен постоянно обновлять свое образование, повышать квалификацию и учиться. Дело не в формальных требованиях о дипломе, не в «бумажном потолке», а в текущей ситуации постоянных изменений и турбулентности, важно уметь учиться и делать это непрерывно», — констатирует Денис Рощин.
«Бумажный потолок» ограничивает карьерные возможности людей без высшего образования, несмотря на наличие практических навыков. Однако с развитием технологий и дефицитом кадров компании начинают ценить реальный опыт и способность к обучению, а не только дипломы. Многие работодатели будут обращать внимание на мотивацию и умение решать задачи, а не на академический бэкграунд. Несмотря на это, в некоторых профессиях диплом остается важным, и для многих специалистов — необходимым шагом в карьере. Главным остается умение развиваться и обновлять свои навыки в условиях постоянных изменений.