Как фонд Вексельберга рассказывает о 80-летии победы над фашизмом через искусство

Как отметил в комментарии для Forbes Виктор Вексельберг, задача проекта — «показать, какую красивую, многогранную и талантливую страну защитили и сберегли для нас наши предки». По мнению создателя музея, именно произведения современных художников с сюжетами из жизни простых людей, воинов и тружеников и с пейзажами родных краев «как нельзя полнее раскроют (в том числе для молодого поколения) непоколебимый дух нашей страны, ее подлинное величие».
Музей Фаберже и фонд «Связь времен» в подобных исследованиях прежде не были замечены. На художественную жизнь страны они смотрели с временной дистанцией в сто лет и из-за границы, возвращая в страну забытые имена и вывезенные прежде сокровища. Блокбастеры, которые создавал фонд, такие как ретроспектива Фриды Кало или выставка Сальвадора Дали, представляли первые имена в истории искусства, хорошо известные даже неискушенной публике, или возвращали в страну когда-то громкие имена.
Например, ретроспектива Бориса Григорьева, мирискусника, иллюстратора русской литературы, создателя серии «Расея», портретиста, эмигрировавшего в 1919 году. Возвращение имени забытого в СССР Григорьева началось в постсоветский период, в 2010-е его работы украшали обложки каталогов русских торгов мировых аукционных домов (в 2016 году, например, его «Дети» ушли на Christie’s за £1,3 млн). Выставкой Бориса Григорьева Музей Фаберже отмечал свое 10-летие в 2023 году.
Следом за Григорьевым в новом корпусе музея появлялись и уральские камнерезы из собрания Фонда семьи Шмотьевых, и ювелирные украшения Ильгиза Фазулзянова. Эти работы перекликались с основной экспозицией музея, с декоративно-прикладным искусством XIX — начала XX века. Однако к современному искусству, которое принято отсчитывать с 1990-х годов, музей обратился впервые.
Проект «Открытый мир» рассчитан на три года. Запланировано 17 выставок из разных регионов — звучит как глубинное погружение-исследование в российскую художественную жизнь, сравнимое по масштабам с отчетными выставками Союза художников СССР или триеннале современного российского искусства, которую делал музей «Гараж». Первую триеннале, прошедшую в 2017 году, куратор Валентин Дьяконов сравнивал с энциклопедией русской жизни. «Страна видна очень объемно», — говорил он. Вторая триеннале прошла в «Гараже» зимой 2020/2021. Теперь инициативу перехватил фонд «Связь времен».
Свое открытие России фонд начал с самой выигрышной точки на карте, Екатеринбурга, города, где родились Эрнст Неизвестный и Эрик Булатов. Именно здесь в 1967 году, по мнению ряда искусствоведов, возник советский концептуализм, когда художник Валерий Дьяченко в своей работе «Чье это облако?» ввел текст в живописное поле картины, предвосхитив московских концептуалистов. Здесь сложился и развивается свой литературный мир (Борис Рыжий, Василий Сигарев, Алексей Иванов), своя рок-музыка (из Свердловского рок-клуба вышли группы «Чайф», «Наутилус Помпилиус», «Урфин Джюс», «Агата Кристи»). Здесь на действующих заводах с 2010 до 2021 года с размахом проходила крупнейшая в стране выставка современного искусства «Уральская индустриальная биеннале», которую поддерживало екатеринбургское сообщество бизнесменов. Здесь в 2015 году открылся Ельцин Центр — площадка с арт-галереей, ставшая центром общественной жизни города. Словом, «уральский характер, упрямый и своевольный, дал начало и самобытному искусству, яркому и энергичному», как сформулировал Виктор Вексельберг во вступительном слове к открытию выставки в Санкт-Петербурге.
На выставке в Музее Фаберже представлено 120 работ уральских художников, от Эрнста Неизвестного до Красила Макара и Осипа Тоффа, они призваны показать, по словам Вексельберга, промышленную мощь Урала и несгибаемую силу духа его жителей.
Амбициозная задача и богатство картины художественной жизни заставили куратора выставки Владимира Назанского включить обратный отсчет. Бегло представив молодых художников сегодняшнего Урала — в фокус попали стрит-арт-художник Красил Макар, Екатерина Поединщикова, Кирилл Бородин, дуэт Осип Тофф (Никита Балтинских и Александра Грачева), Игорь и Екатерина Пестовы, — куратор обратился к исторической ретроспекции, к работам 1960-х, 1970-х, 1980-х годов, представив художников среднего и старшего поколения.
Это сразу открыло уязвимость проекта. Не все молодые и активные могут пройти строгие цензурные рамки, заданные фондом (вне выставки оказались такие значимые имена, как группы «Синие носы», «Куда бегут собаки», художник и куратор Владимир Селезнев, Тимофей Радя, Алиса Горшенина, Анна и Виталий Черепановы). И не все частные коллекции и частные музеи могут стать партнерами выставки. Основной массив работ предоставили государственные музеи: Екатеринбургский музей изобразительных искусств, Нижнетагильский музей изобразительных искусств, Ирбитский государственный музей, Музей Эрнста Неизвестного. Одну работу, «Человек с газетой» Вениамина Степанова 1974 года, — Фонд поддержки и реализации культурных инициатив «Синара», оперирующий коллекцией миллиардера Дмитрия Пумпянского. Екатеринбургский художественный музей выдал на выставку работу Миши Брусиловского «Урал. 1942 год» из своей основной экспозиции. В музее Миши Брусиловского, открытого летом 2024 года бизнесменом, бывшим мэром Екатеринбурга Евгением Ройзманом (признан иноагентом) ничего не запрашивали. Зато, как сообщил Forbes президент фонда «Связь времен» и Музея Фаберже Владимир Воронченко, несколько работ с выставки фонд выкупит у художников в свою коллекцию.
О том, чтобы переориентировать постоянных посетителей Музея Фаберже на современное искусство, Владимир Воронченко не беспокоится. «Сейчас посещаемость выставки — около 200 человек в день, считаем, что это хороший показатель». Воронченко уверен: Музей Фаберже — такой мощный бренд, что зрители готовы доверять его проектам, неизменно первоклассным. «Это музей не только о ювелирном искусстве, и здесь всегда проходят интересные выставки. Поэтому люди к нам идут, даже если тема им незнакома», — говорит он.
Герман Метелев, «Рабочее утро», 1968–1969 годы
Игорь Роговский, «Голова лошади», 2024 год и Владимир Наседкин, «Кресло I», 1993 год
Николай Федореев, «Артефакт», 1994 год
Картины слева направо: Игорь Пестов, «Ветер перемен», 2017 год; Осип Тофф, «Капище Бога сарказма», 2018 года; Елена Треуголка, «Так лучше?», 2021 год; Александр Баженов, «Мясорубка», 2022 год
Владимир Зуев, серия графических листов «Красный свет за стеной», 2009–2011 годы
Николай Чесноков, «На малой земле. Урал приполярный», 1974 год
Николай Федореев, «Вертикаль власти (Мавзолей)», реконструкция, 1990 год; Николай Федореев, «Пространственная конструкция. Объект 1», 1984 год
Эрнст Неизвестный, «Падающий человек», 1980–1990 годы
Андрей Антонов, «Даная», 2006 год (две картины), «Самоощущение», 1994 год
Осип Тофф, «Прочь», 2024 год