Главные современные художники и танец в XX веке: какие выставки стоит увидеть в мае

«Это лучшее, что у нас есть», Московский музей современного искусства
До 18 мая
В ММОМА на Гоголевском бульваре работает выставка, подготовленная командой газеты The Art Newspaper Russia. Куратор Ирина Горлова отобрала произведения отечественных авторов, созданные с 1960-х годов по настоящее время.
Костяк списка составили художники, упомянутые в книге The Art Newspaper Russia «25 интервью с современными художниками. 2014–2024». Результат — впечатляющая своим разнообразием и бережными отношением к материалу полувековая ретроспектива современного российского искусства. Посетителей ждут работы художников нескольких поколений от Ильи Кабакова, Эрика Булатова и Оскара Рабина до Валерия Чтака, Нины Котел, Ирины Кориной, Алины Глазун.
«Транскодированные структуры», фонд культуры «Екатерина»
До 18 мая
Ольга Тобрелутс — художник последовательный и плодовитый. Ее ретроспектива в фонде культуры «Екатерина» включает ранние видеоработы, созданные в начале 1990-х годов. Тогда Тобрелутс одной из первых в России экспериментировала с новыми медиа.
Основная часть экспозиции отведена живописным работам художницы последних 15 лет. Все они относятся к трем масштабным тематическим циклам. Подарившая название всему проекту серия «Транскодированные структуры» — это попытка осознать принципы взаимодействия человека с цифровой средой. Цикл «Небесные ландшафты», над которым Тобрелутс трудится с 2014 года, полностью посвящен изображению неба и плывущих по нему облаков. Серию «Летнее платье» художница называет своей «живописной мистерией».
«Человек и нейросети: кто кого создает?», Новая Третьяковка
До 25 мая
Увидеть волны Хокусая в цифровом формате, почувствовать себя Чужим и принять участие в виртуальном дэнс-батле можно на новой выставке в Третьяковке на Крымском Валу. Для этого проекта кураторы Игорь Волков и Дарья Эпин отобрали 11 современных художников. Используя технические возможности нейросетей, они создавали новые произведения вместе с разработчиками «Яндекса».
Работа над выставкой продолжалась три месяца в рамках специальной лаборатории. В результате со многими произведениями посетители могут взаимодействовать напрямую. Ника Пешехонова создала инсталляцию с экраном, на который любой желающий может попасть в виде существа, придуманного Хансом Руди Гигером (он послужил прототипом заглавного персонажа кинофраншизы «Чужой»). Тактильный объект Марии Федоровой осыпает комплиментами тех, кто к нему прикасается, и начинает «грустить», если с ним редко взаимодействуют. Дарья Неретина обучила искусственный интеллект расписывать фарфор в стилистике работ из собрания Третьяковки.
«Москва: от первых такси до олимпийских строек», МАММ
До 1 июня
Галерея «Люмьер» следит за трансформациями Арбата, Тверской, ВДНХ и других знаковых столичных локаций на снимках Наума Грановского. Выставка в МАММ приурочена к 115-летию со дня рождения фотографа архитектуры. По случаю памятной даты «Люмьер» передала 40 фотографий мастера в коллекцию музея МАММ.
Столицу Грановский снимал на протяжении полувека, вплоть до 1980-х годов. В его объектив попали знаковые метаморфозы московского ландшафта: стройка бассейна «Москва», подсветка Центрального телеграфа ко Всемирному фестивалю молодежи и студентов 1957 года, появление новых станций метро, преображение городских окраин (цикл «Старое и новое»).
«Что за ЦИ? И что за РК?», Cube.Moscow
До 6 июня
Рассказывая о новой выставке, куратор Андрей Бартенев в шутку объясняет ее нереализованными детскими мечтами: «Хотел стать клоуном — не взяли. Хотел быть художником цирка — не впустили. Так рисовать про цирк я могу сколько угодно». При поддержке Kupol Gallery Бартенев создал яркую экспозицию, раскрывающую все грани циркового искусства. На выставке нашлось место разным работам: от живописи Зураба Церетели и графики классика ар-деко Эрте (Романа Тыртова) до снимков моды Ричарда Аведона, обложек глянцевых журналов и костюмов Филиппа Киркорова.
«Время собирать», Центр моды и дизайна Всероссийского музея декоративного искусства
До 8 июня
Художники-монументалисты из творческого объединения «Пространство» размышляют о том, что делает нас людьми. Феномену «человечности» посвящены более 70 работ, большинство из которых созданы специально для этого проекта и демонстрируются впервые.
Посетители Центра моды и дизайна Всероссийского музея декоративного искусства увидят живописные полотна, мозаичные композиции, керамические объекты, а также произведения, выполненные в техниках вышивки, маркетри и травления по металлу. Пространство выставки поделено на пять тематических зон: «Игра», «Воля», «О природе вещей», «Рядом» и «Негасимое».
«Границы видимости», «Винзавод»
До 29 июня
«Винзавод» продолжает программу, запущенную весной 2024 года, которая должна стать своего рода антологией молодых имен в современном искусстве. В качестве приглашенного куратора первой выставки выступала основательница «XL Галереи» Елена Селина, собравшая экспозицию, посвященную теме страхов и их преодоления.
На этот раз «Винзавод» пригласил искусствоведа Сергея Хачатурова, который отобрал работы 42 современных художников, исследующих вопросы зрения и видимого. Среди участников есть как уже признанные мастера, Владимир Потапов, Дмитрий Булныгин, Роман Сакин, так и недавние выпускники «Открытых студий». Нижегородская арт-сцена обширно представлена почти полным списком резидентов студии «Тихая» и отдельными авторами.
«Французский рисунок первой половины — середины XIX века», ГМИИ им. Пушкина
До 27 июля
Пушкинскому музею удалось собрать проект, охватывающий 25 самых разных тем, — от античных сюжетов до мифов, сложившихся вокруг фигуры Наполеона Бонапарта. Об этом и многом другом рассказывается на примере французского рисунка первой половины — середины XIX века из собственной коллекции Пушкинского.
Выставка приурочена к публикации каталога, в который вошло более 360 работ. Примерно половину из них можно увидеть в экспозиции. Кроме работ именитых авторов, таких как Жан Огюст Доминик Энгр или Эжен Делакруа, посетители откроют для себя творчество так называемых малых мастеров, которые творили в то же время.
«Танец ХХ века» в Еврейском музее и центре толерантности
До 3 августа
На новой выставке в Еврейском музее показывают все, чего можно ожидать от проекта с названием «Танец ХХ века»: эскизы Бакста, Ларионова и Гончаровой к антрепризам Сергея Дягилева, пуанты и сценические костюмы звездных танцовщиц, фото и видео постановок Мерса Каннингема и Охада Нахарина. Но акцент сделан все же не на меморабилии, а на произведениях изобразительного искусства.
Например, зрители впервые увидят приехавшую из петербургского Эрмитажа «Русскую розу» Роберта Раушенберга. Рядом на экране — видео их совместной постановки с Каннингемом под названием Summerspace. Впоследствии художник называл ее «самым мучительным сотрудничеством» из всех, какие у него были. Что не мешало Раушенбергу хулиганить, выводя на сцену рабочих прямо посреди представления. На таких примерах пересечения двух миров — танца и живописи — и построена вся экспозиция. Картины Малевича и Кандинского здесь соседствуют с архивными материалами к «Супрематическому балету» Нины Коган, а пуанты Галины Улановой экспонируются рядом с полотном Анри Матисса.
«1775. Триумф Екатерины. Московский год императрицы», «Царицыно»
До 17 августа
Проект в Большом дворце Царицыно приурочен к 250-летию с момента основания усадьбы. В 1755 году Екатерина II почти год провела в Москве и ее окрестностях и положила глаз на живописное местечко под названием Черная Грязь.
Экспозиция, посвященная этому грандиозному переезду (вместе с императрицей с насиженных мест в Петербурге снялся практически весь двор), представлена как выставка-дневник. Посетителю предлагается в сжатом виде прочувствовать все впечатления Екатерины: въехать в Москву, прогуляться по Ходынке, поиграть в карты с вельможами и вникнуть в государственные заботы. Это иллюстрируют 640 подлинных предметов из 26 музейных собраний и частных коллекций.
«Между Парижем и Москвой. Александра Бычкова и Сергей Кольцов», Музей Москвы
С 29 апреля до 24 августа
Рассказ о дуэте художницы Александры Бычковой и скульптора Сергея Кольцова в Музее Москвы — продолжение выставки «Москвичка. Женщины советской столицы 1920–1930-х». Текстильным панно и вышивкам Бычковой на «Москвичке» был посвящен один из разделов, который назывался «Художница и муза». Именно так ее воспринимали современники, как спутницу жизни знаменитого советского скульптора Кольцова. Увидеть в супругах соавторов мешало и то, что у них не было совместных проектов.
Новая экспозиция поможет разглядеть неожиданные параллели в наследии Бычковой и Кольцова. В Музее Москвы собрали живопись, скульптуру, графику и произведения декоративно-прикладного искусства из более чем 20 столичных и региональных музеев, которые дополнят архивными материалами.
«Под одним небом», Фонд In artibus
До 30 августа
Предпринимательница Инна Баженова впервые показала живопись и графику французских и русских художников из своей коллекции в собственном фонде In artibus в 2017 году. С тех пор экспозиция, время от времени частично меняя состав, объездила множество городов — от Уфы до Нижнего Новгорода. В перерыве между гастролями, которые продолжатся осенью 2025 года, проект снова выставили в Москве. Кроме того, выставка стала своеобразным тизером Биеннале частных коллекций, которая пройдет с июня по октябрь этого года.
За прошедшие годы концепция выставки осталась неизменной: она объединяет работы классиков французского модернизма и русских художников. За исключением самого раннего произведения на выставке — мрачноватой композиции Оноре Домье под названием «Бильярдисты» — экспозиция состоит из ярких, наполненным светом и воздухом работ, будь то букет цветов Одилона Редона или напоминающий об экспериментах Сезанна лесной пейзаж Петра Кончаловского. «Живописным камертоном» экспозиции организаторы называют пуантилистский эскиз Жоржа Сера «Больница и маяк в Онфлере». Также показывают работы Андре Дерена, Ильи Машкова, Анри Руссо, Надежды Удальцовой.
«Ольга Чернышева. Улица Сна», Дом культуры «ГЭС-2»
До 16 ноября
Ольга Чернышева — современная российская художница, добившаяся международного признания. Ее работы входят в зарубежные коллекции, выставляются и продаются на арт-ярмарках по всему миру.
Выставка «Улица Сна» в Доме культуры «ГЭС-2» — первая масштабная для художницы в России. Она объединила более 200 работ Чернышевой, среди которых есть как произведения прошлых лет, так и те, что целенаправленно создавались для этого проекта. Например, живописная серия «Бежецк», инсталляция «Остров. Часть I» и видео «Чуть-чуть. Прелюдия». По замыслу кураторов Виктора Мизиано и Елены Яичниковой, экспозиция погружает зрителя в творческую вселенную Чернышевой. Посетители выставки увидят фотографии, видео, инсталляции, живопись и рисунки художницы.