К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Главные современные художники и танец в XX веке: какие выставки стоит увидеть в мае

Эжен Лами, «Русский павильон на Всемирной выставке 1851 года в Лондоне» (ГМИИ им. Пушкина)
Эжен Лами, «Русский павильон на Всемирной выставке 1851 года в Лондоне» (ГМИИ им. Пушкина)
К началу майских праздников московские музеи открыли новый выставочный сезон. В обзоре Forbes Life — cамые интересные проекты
«Это лучшее, что у нас есть», Московский музей современного искусства
Борис Орлов, «Бюст в триумфальном стиле» (ММОМА)

«Это лучшее, что у нас есть», Московский музей современного искусства

До 18 мая

В ММОМА на Гоголевском бульваре работает выставка, подготовленная командой газеты The Art Newspaper Russia. Куратор Ирина Горлова отобрала произведения отечественных авторов, созданные с 1960-х годов по настоящее время.

Костяк списка составили художники, упомянутые в книге The Art Newspaper Russia «25 интервью с современными художниками. 2014–2024». Результат — впечатляющая своим разнообразием и бережными отношением к материалу полувековая ретроспектива современного российского искусства. Посетителей ждут работы художников нескольких поколений от Ильи Кабакова, Эрика Булатова и Оскара Рабина до Валерия Чтака, Нины Котел, Ирины Кориной, Алины Глазун.

«Транскодированные структуры», фонд культуры «Екатерина»
Ольга Тобрелутс, «Ночная нимфа» («Екатерина»)

«Транскодированные структуры», фонд культуры «Екатерина»

До 18 мая

Ольга Тобрелутс — художник последовательный и плодовитый. Ее ретроспектива в фонде культуры «Екатерина» включает ранние видеоработы, созданные в начале 1990-х годов. Тогда Тобрелутс одной из первых в России экспериментировала с новыми медиа.

Основная часть экспозиции отведена живописным работам художницы последних 15 лет. Все они относятся к трем масштабным тематическим циклам. Подарившая название всему проекту серия «Транскодированные структуры» — это попытка осознать принципы взаимодействия человека с цифровой средой. Цикл «Небесные ландшафты», над которым Тобрелутс трудится с 2014 года, полностью посвящен изображению неба и плывущих по нему облаков. Серию «Летнее платье» художница называет своей «живописной мистерией».

«Человек и нейросети: кто кого создает?», Новая Третьяковка
Дарья Неретина, «Тайная жизнь» (ГТГ)

«Человек и нейросети: кто кого создает?», Новая Третьяковка

До 25 мая

Увидеть волны Хокусая в цифровом формате, почувствовать себя Чужим и принять участие в виртуальном дэнс-батле можно на новой выставке в Третьяковке на Крымском Валу. Для этого проекта кураторы Игорь Волков и Дарья Эпин отобрали 11 современных художников. Используя технические возможности нейросетей, они создавали новые произведения вместе с разработчиками «Яндекса».

Работа над выставкой продолжалась три месяца в рамках специальной лаборатории. В результате со многими произведениями посетители могут взаимодействовать напрямую. Ника Пешехонова создала инсталляцию с экраном, на который любой желающий может попасть в виде существа, придуманного Хансом Руди Гигером (он послужил прототипом заглавного персонажа кинофраншизы «Чужой»). Тактильный объект Марии Федоровой осыпает комплиментами тех, кто к нему прикасается, и начинает «грустить», если с ним редко взаимодействуют. Дарья Неретина обучила искусственный интеллект расписывать фарфор в стилистике работ из собрания Третьяковки.

«Москва: от первых такси до олимпийских строек», МАММ
Наум Грановский, «Комсомольская площадь», 1957 (Галерея «Люмьер», Фонд Наума Грановского)

«Москва: от первых такси до олимпийских строек», МАММ

До 1 июня

Галерея «Люмьер» следит за трансформациями Арбата, Тверской, ВДНХ и других знаковых столичных локаций на снимках Наума Грановского. Выставка в МАММ приурочена к 115-летию со дня рождения фотографа архитектуры. По случаю памятной даты «Люмьер» передала 40 фотографий мастера в коллекцию музея МАММ.

Столицу Грановский снимал на протяжении полувека, вплоть до 1980-х годов. В его объектив попали знаковые метаморфозы московского ландшафта: стройка бассейна «Москва», подсветка Центрального телеграфа ко Всемирному фестивалю молодежи и студентов 1957 года, появление новых станций метро, преображение городских окраин (цикл «Старое и новое»). 

«Что за ЦИ? И что за РК?», Cube.Moscow
Acrobat Boi, Катя Щеглова (Kupol Gallery)

«Что за ЦИ? И что за РК?», Cube.Moscow

До 6 июня

Рассказывая о новой выставке, куратор Андрей Бартенев в шутку объясняет ее нереализованными детскими мечтами: «Хотел стать клоуном — не взяли. Хотел быть художником цирка — не впустили. Так рисовать про цирк я могу сколько угодно». При поддержке Kupol Gallery Бартенев создал яркую экспозицию, раскрывающую все грани циркового искусства. На выставке нашлось место разным работам: от живописи  Зураба Церетели и графики классика ар-деко Эрте (Романа Тыртова) до снимков моды Ричарда Аведона, обложек глянцевых журналов и костюмов Филиппа Киркорова. 

«Время собирать», Центр моды и дизайна Всероссийского музея декоративного искусства
Ирина Ардова, «Греция»

«Время собирать», Центр моды и дизайна Всероссийского музея декоративного искусства

До 8 июня

Художники-монументалисты из творческого объединения «Пространство» размышляют о том, что делает нас людьми. Феномену «человечности» посвящены более 70 работ, большинство из которых созданы специально для этого проекта и демонстрируются впервые.

Посетители Центра моды и дизайна Всероссийского музея декоративного искусства увидят живописные полотна, мозаичные композиции, керамические объекты, а также произведения, выполненные в техниках вышивки, маркетри и травления по металлу. Пространство выставки поделено на пять тематических зон: «Игра», «Воля», «О природе вещей», «Рядом» и «Негасимое».

«Границы видимости», «Винзавод»
Владимир Чернышев, «Аптечка III» («Винзавод»)

«Границы видимости», «Винзавод»

До 29 июня

«Винзавод» продолжает программу, запущенную весной 2024 года, которая должна стать своего рода антологией молодых имен в современном искусстве. В качестве приглашенного куратора первой выставки выступала основательница «XL Галереи» Елена Селина, собравшая экспозицию, посвященную теме страхов и их преодоления.

На этот раз «Винзавод» пригласил искусствоведа Сергея Хачатурова, который отобрал работы 42 современных художников, исследующих вопросы зрения и видимого. Среди участников есть как уже признанные мастера, Владимир Потапов, Дмитрий Булныгин, Роман Сакин, так и недавние выпускники «Открытых студий». Нижегородская арт-сцена обширно представлена почти полным списком резидентов студии «Тихая» и отдельными авторами. 

«Французский рисунок первой половины — середины XIX века», ГМИИ им. Пушкина
Эжен Лами, «Русский павильон на Всемирной выставке 1851 года в Лондоне» (ГМИИ им. Пушкина)

«Французский рисунок первой половины — середины XIX века», ГМИИ им. Пушкина

 До 27 июля

Пушкинскому музею удалось собрать проект, охватывающий 25 самых разных тем, — от античных сюжетов до мифов, сложившихся вокруг фигуры Наполеона Бонапарта. Об этом и многом другом рассказывается на примере французского рисунка первой половины — середины XIX века из собственной коллекции Пушкинского.

Выставка приурочена к публикации каталога, в который вошло более 360 работ. Примерно половину из них можно увидеть в экспозиции. Кроме работ именитых авторов, таких как Жан Огюст Доминик Энгр или Эжен Делакруа, посетители откроют для себя творчество так называемых малых мастеров, которые творили в то же время. 

«Танец ХХ века» в Еврейском музее и центре толерантности
Роберт Раушенберг, «Русская роза» (Государственный Эрмитаж)

«Танец ХХ века» в Еврейском музее и центре толерантности

До 3 августа

На новой выставке в Еврейском музее показывают все, чего можно ожидать от проекта с названием «Танец ХХ века»: эскизы Бакста, Ларионова и Гончаровой к антрепризам Сергея Дягилева, пуанты и сценические костюмы звездных танцовщиц, фото и видео постановок Мерса Каннингема и Охада Нахарина. Но акцент сделан все же не на меморабилии, а на произведениях изобразительного искусства.

Например, зрители впервые увидят приехавшую из петербургского Эрмитажа «Русскую розу» Роберта Раушенберга. Рядом на экране — видео их совместной постановки с Каннингемом под названием Summerspace. Впоследствии художник называл ее «самым мучительным сотрудничеством» из всех, какие у него были. Что не мешало Раушенбергу хулиганить, выводя на сцену рабочих прямо посреди представления. На таких примерах пересечения двух миров — танца и живописи — и построена вся экспозиция. Картины Малевича и Кандинского здесь соседствуют с архивными материалами к «Супрематическому балету» Нины Коган, а пуанты Галины Улановой экспонируются рядом с полотном Анри Матисса. 

«1775. Триумф Екатерины. Московский год императрицы», «Царицыно»
Сервиз для завтрака «Дежене» («Царицыно»)

«1775. Триумф Екатерины. Московский год императрицы», «Царицыно»

До 17 августа

Проект в Большом дворце Царицыно приурочен к 250-летию с момента основания усадьбы. В 1755 году Екатерина II почти год провела в Москве и ее окрестностях и положила глаз на живописное местечко под названием Черная Грязь.

Экспозиция, посвященная этому грандиозному переезду (вместе с императрицей с насиженных мест в Петербурге снялся практически весь двор), представлена как выставка-дневник. Посетителю предлагается в сжатом виде прочувствовать все впечатления Екатерины: въехать в Москву, прогуляться по Ходынке, поиграть в карты с вельможами и вникнуть в государственные заботы. Это иллюстрируют 640 подлинных предметов из 26 музейных собраний и частных коллекций. 

«Между Парижем и Москвой. Александра Бычкова и Сергей Кольцов», Музей Москвы

«Между Парижем и Москвой. Александра Бычкова и Сергей Кольцов», Музей Москвы

С 29 апреля до 24 августа

Рассказ о дуэте художницы Александры Бычковой и скульптора Сергея Кольцова в Музее Москвы — продолжение выставки «Москвичка. Женщины советской столицы 1920–1930-х». Текстильным панно и вышивкам Бычковой на «Москвичке» был посвящен один из разделов, который назывался «Художница и муза». Именно так ее воспринимали современники, как спутницу жизни знаменитого советского скульптора Кольцова. Увидеть в супругах соавторов мешало и то, что у них не было совместных проектов.

Новая экспозиция поможет разглядеть неожиданные параллели в наследии Бычковой и Кольцова. В Музее Москвы собрали живопись, скульптуру, графику и произведения декоративно-прикладного искусства из более чем 20 столичных и региональных музеев, которые дополнят архивными материалами.

«Под одним небом», Фонд In artibus
Жорж Сера, «Больница и маяк в Онфлере» (In artibus)

«Под одним небом», Фонд In artibus

До 30 августа

Предпринимательница Инна Баженова впервые показала живопись и графику французских и русских художников из своей коллекции в собственном фонде In artibus в 2017 году. С тех пор экспозиция, время от времени частично меняя состав, объездила множество городов — от Уфы до Нижнего Новгорода. В перерыве между гастролями, которые продолжатся осенью 2025 года, проект снова выставили в Москве. Кроме того, выставка стала своеобразным тизером Биеннале частных коллекций, которая пройдет с июня по октябрь этого года. 

За прошедшие годы концепция выставки осталась неизменной: она объединяет работы классиков французского модернизма и русских художников. За исключением самого раннего произведения на выставке — мрачноватой композиции Оноре Домье под названием «Бильярдисты» — экспозиция состоит из ярких, наполненным светом и воздухом работ, будь то букет цветов Одилона Редона или напоминающий об экспериментах Сезанна лесной пейзаж Петра Кончаловского. «Живописным камертоном» экспозиции организаторы называют пуантилистский эскиз Жоржа Сера «Больница и маяк в Онфлере». Также показывают работы Андре Дерена, Ильи Машкова, Анри Руссо, Надежды Удальцовой.

«Ольга Чернышева. Улица Сна», Дом культуры «ГЭС-2»
Ольга Чернышева, кадр из видео «Чуть–Чуть. Прелюдия» (Дом культуры «ГЭС-2»)

«Ольга Чернышева. Улица Сна», Дом культуры «ГЭС-2»

До 16 ноября

Ольга Чернышева — современная российская художница, добившаяся международного признания. Ее работы входят в зарубежные коллекции, выставляются и продаются на арт-ярмарках по всему миру.

Выставка «Улица Сна» в Доме культуры «ГЭС-2» — первая масштабная для художницы в России. Она объединила более 200 работ Чернышевой, среди которых есть как произведения прошлых лет, так и те, что целенаправленно создавались для этого проекта. Например, живописная серия «Бежецк», инсталляция «Остров. Часть I» и видео «Чуть-чуть. Прелюдия». По замыслу кураторов Виктора Мизиано и Елены Яичниковой, экспозиция погружает зрителя в творческую вселенную Чернышевой. Посетители выставки увидят фотографии, видео, инсталляции, живопись и рисунки художницы.

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2025
16+