К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Сабля Наполеона за €1 млн и шелкография Уорхола на помойке: новости арт-рынка

Сабля Наполеона (Giquello)
Сабля Наполеона (Giquello)
Сорвана сделка по рекордной продаже картины Густава Климта, лондонская Национальная галерея купила уникальную алтарную композицию с драконом, в Роттердаме ребенок поцарапал абстракцию Марка Ротко, оцененную в €50 млн. Об этих и других актуальных новостях арт-рынка — в еженедельной подборке Forbes Life

Новости рынка: бренд Frieze продан за $200 млн, у Christie’s новый международный директор

Примерно в $200 млн обошлась американскому предпринимателю Ари Эмануэлю покупка бренда Frieze. Такую сумму он заплатил холдинговой компании Endeavor, которую сам же возглавлял с середины 1990-х на посту генерального директора. В марте этого года Endeavor прошла процесс приватизации и реструктуризации, а Эмануэль, покинув руководство, стал владельцем. Под его крылом оказались семь ярмарок, проходящих под брендом Frieze, одноименный журнал и лондонская галерея No.9 Cork Street. Это главные активы в портфеле Эмануэля, который также будет включать ряд спортивных и развлекательных брендов. В заявлениях бизнесмен подчеркивает, что руководство Frieze останется неизменным. 

Прошлой весной на венских торгах аукционного дома Im Kinsky за рекордные для австрийского арт-рынка €30 млн (без учета комиссии) ушла картина Густава Климта «Портрет госпожи Лизер». Лот был продан по стартовой цене. Покупателем, по словам аукционистов, стал клиент из Гонконга (на аукционе его представляла консалтинговая компания Patti Wong & Associates). Вопросы вокруг картины и ее провенанса возникали еще до начала торгов. Самым темным периодом в истории произведения остаются 1920–1960-е годы, включая военное время. В связи с этим продавец был готов поделиться частью выручки со всеми известными наследниками Адольфа Лизера (заказчика картины). После заключения соответствующих соглашений, буквально на следующий день после торгов, в прессе появились сообщения, что о правах на картину заявили еще двое человек, которых не учли в договоре. В апреле 2025 года газета Der Standard сообщила, что сторонам так и не удалось уладить разногласия, в результате чего сделка сорвалась. По данным Artnet, потери аукционного дома составили примерно €1,5 млн.

Картина Густава Климта «Портрет госпожи Лизер» на торгах Im Kinsky (Getty)

В Christie’s продолжаются перестановки в руководящем составе. Начались они еще в январе 2025 года, когда Бонни Бреннан сменила Гийома Черутти в кресле генерального директора. Теперь на повышение пошел Алекс Роттер, работающий в доме с 2017 года и до недавнего времени возглавлявший отдел искусства XX–XXI веков. В мае 2025-го его назначили международным президентом Christie’s. В этом качестве он будет осуществлять общий контроль над всеми подразделениями дома. Ожидается, что в первую очередь он будет отвечать за внедрение новаций в форматы аукционных и частных продаж. В прошлом именно он предложил совместить в рамках одних торгов искусство XX и XXI веков. С тех пор размытие границ между этими двумя категориями стало общим трендом, что заметно способствовало росту продаж. В 2017 году именно Роттер вел телефонные переговоры с покупателем приписываемой кисти Леонардо да Винчи картины «Спаситель мира», которая ушла на аукционе за рекордные $450 млн.  

 

Предстоящие аукционы: Кандинский и Мондриан из частных собраний, сабля Наполеона за €1 млн

В середине мая в Нью-Йорке начнутся главные торги весеннего сезона, посвященные шедеврам мирового искусства XX–XXI веков. Основные топ-лоты происходят из выдающихся частных собраний. Наследники скончавшейся в прошлом году галеристки Барбары Глэдстоун несколько месяцев решали, кому именно доверить продажу произведений из ее коллекции, в итоге остановили свой выбор на Sotheby’s. Подборку из 12 работ, которые суммарно оценены в $12 млн, пустят с молотка 15 мая. Любопытно, что никого из авторов из личного собрания галеристки, включая Ричарда Принса и Элизабет Пейтон, Энди Уорхола и Майка Келли, Gladstone Gallery на сегодня не представляет. Но со многими из них Глэдстоун сотрудничала на разных этапах карьеры, которая продолжалась более 40 лет. Топ-лотом подборки станет работа Ричарда Принса из прославившего его в начале 2000-х цикла с переосмысленными обложками бульварных романов с изображениями медсестер. Эстимейт полотна составляет $4–6 млн. 

Порядка $30 млн Sotheby’s собирается выручить за 15 работ, принадлежавших знаменитому арт-дилеру Даниэлле Люксембург. Среди них топ-лотом стала датированная 1963 годом работа Лучо Фонтаны «Конец Бога» с эстимейтом в $12–18 млн. В $35 млн Sotheby’s оценил более 40 работ Роя Лихтенштейна из собрания семьи художника. Кроме того, из неназванного частного собрания происходит «Эскиз к импровизации №10» Василия Кандинского. В последний раз полотно, датированное 1910 годом, появлялось на торгах 11 лет назад, тоже на Sotheby’s. Тогда лот ушел с молотка за £4 млн. Теперь его эстимейт составляет $4–6 млн. 

 
Василий  Кандинский, «Эскиз к импровизации №10» (Sotheby’s)

Christie’s в первую очередь делает ставку на работы из коллекции Леонарда Риджио, создателя книжной империи Barnes & Noble, скончавшегося в прошлом году. На майские торги выставят 39 работ из его собрания, которые в общей сложности оценены в $250 млн. Главная жемчужина подборки — решетчатая «Композиция» Пита Мондриана 1922 года, которая может быть продана за $50 млн. Также Christie’s досталось несколько работ из коллекции Энн и Сида Басс. Аукционный дом уже распродавал часть собрания в 2022 году. Тогда всего за дюжину работ удалось выручить более $360 млн. Теперь же с молотка пустят еще девять шедевров, суммарный эстимейт которых составляет $60 млн. Топ-лотом стала созданная в 1950–1951 годы абстракция Марка Ротко «№ 4, Две доминанты (оранжевый, сливовый, черный)». Эксперты Christie's планируют выручить за нее $35 млн.

Пит Мондриан, «Композиция» (Christie’s)

На 22 мая намечены торги парижского аукционного дома Giquello, на которые выставлена редкая сабля Наполеона. Реликвия оценена в €700 000—1 млн. Она была изготовлена по личному распоряжению Наполеона, когда он стал пожизненным консулом в 1802 году. Рукоятка сабли и ножны богато украшены символами, которые Наполеон считал важными для своего образа. Среди декоративных элементов — Медуза Горгона и поверженный Гераклом Немейский лев, а также сам древнегреческий герой и римский бог войны Марс. Наполеон расстался с саблей лишь в 1815 году, когда подарил ее своему военачальнику Эмманюэлю де Груши накануне битвы при Ватерлоо. Торги пройдут на онлайн-площадке аукционного дома Drouot. 

Судебные разбирательства вокруг работ Эдуарда Мане, Эгона Шиле и Луизы Невельсон

Галерея Pace оказалась втянута в судебный процесс на $1 млн из-за спорной скульптуры Луизы Невельсон. Ровно год назад, когда владелец выставлял ее на торги Sotheby’s, в дело вмешался галерист Арнольд Глимчер, который был близко знаком с художницей и работает с ее наследием. В 1993 году именно он продал эту работу коллекционеру Харди Белоффу. 30 лет спустя Глимчер убедил аукционистов в том, что итоговую композицию собирал уже сын скульптора Майкл, хотя работа и сделана из подлинных материалов, с которыми работала Невельсон. Согласно иску наследников Белоффа, таким образом Глимчер пытается контролировать рынок работ художницы. Как следует из их заявления, накануне торгов Глимчер сообщил представителям Sotheby’s, что он работает над каталогом-резоне Невельсон и выставленная на продажу работа там упомянута не будет. Эстимейт лота должен был составить от $500 000—700 000. 

 
Скульптура Луизы Невельсон (Beloff)

Швейцарский Фонд Бюрле достиг соглашения с наследниками еврейского коллекционера, владевшего ценным полотном Эдуарда Мане. Речь идет о картине 1871 года под названием «Султанша». Это одна из порядка 200 работ из коллекции немецко-швейцарского промышленника Эмиля Бюрле, которые с 2012 года временно экспонируются в цюрихском Кунстхаусе, где для них выделено отдельное крыло. Прошлое Бюрле, который производил и поставлял оружие нацистской Германии, в том числе используя для этого труд узников концлагерей, давно вызывает упреки в адрес музея. Руководству Кунстхауса даже пришлось заказать независимое расследование происхождения работ президенту Немецкого исторического музея Рафаэлю Гроссу. Проанализировав историю картин, тот выяснил, что примерно четверть из них до прихода к власти нацистов принадлежала еврейским коллекционерам. Представители Фонда Бюрле с такой оценкой не согласились. В прошлом году им удалось договориться с пятерыми наследниками. В отношении «Султанши», которая принадлежала Максу Зильбербергу, достичь соглашения удалось совсем недавно, его подробности не разглашаются. В результате все спорные работы останутся в экспозиции Кунстхалле. 

Американский суд обязал Чикагский институт искусств вернуть рисунок Эгона Шиле наследникам австрийского коллекционера Фрица Грюнбаума. За последние несколько лет в судебном порядке была осуществлена репатриации целого ряда работ Шиле из ряда американских и европейских музеев. В прошлом году на Christie’s были проданы три из них, включая «Портрет мальчика», ушедший за $2,2 млн. В 1938 году Грюнбаум был депортирован из Вены в концентрационный лагерь Дахау. Перед этим его вынудили продать большую часть принадлежавших ему произведений искусства. На этом основании было вынесено и решение в случае с рисунком, который хранился в Чикагском институте искусств с 1966 года. 

Судьба шедевров: выброшенный Уорхол и поцарапанный Ротко

В Нидерландах в ходе реконструкции ратуши голландского муниципалитета Маасхорст случайно выбросили 46 произведений искусства. Самое дорогое из них — шелкография Уорхола. Работы находились в подвале и были вывезены вместе с мусором. Самой дорогой работой среди пропавших стал портрет королевы Беатрикс, созданный в 1985 году Энди Уорхолом: он оценивается в $40 000–50 000. Расследование показало, что причиной инцидента стало отсутствие правил по хранению и учету произведений искусства. Например, когда работы видели в последний раз в 2023 году, некоторые из них уже были повреждены.

Энди Уорхол, «Королева Беатрикс» (Mauritshuis)

В конце апреля в голландском музее ребенок поцарапал картину Марка Ротко. Речь идет об абстракции 1960 года «№ 8 (Серый, оранжевый на бордовом)», которая хранится в Музее Бойманса — ван Бенингена в Роттердаме. В ходе инцидента ребенок нанес небольшие царапины на красочный слой картины. Согласно официальному заявлению музея, работа «получила поверхностные, но видимые повреждения нелакированного слоя краски в нижней части холста». Сейчас специалисты ищут возможность избавиться от царапин, а руководство музея надеется, что картина уже скоро вернется в постоянную экспозицию. Оценочная стоимость абстракции составляет €50 млн.

Музейные новости: новые приобретения LACMA и лондонской Национальной галереи

Лондонская Национальная галерея наконец-то смогла купить картину, за которой охотилась на протяжении десятилетий. За алтарную композицию «Мадонна с младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами», которая, скорее всего, происходит из гентского собора, руководству галереи пришлось заплатить $16,4 млн. Сделка была совершена в частном порядке при посредничестве Sotheby’s. Уникальной особенностью картины считается изображение поверженного дракона в ногах у младенца Христа. Согласно оценкам искусствоведов, аналогов такого рода изображений история североевропейского искусства не знает.

 
«Мадонна с младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» (NG)

Художественный музей Лос-Анджелеса (LACMA) приобрел уникальный  «Автопортрет в образе святой Екатерины Александрийской» кисти малоизвестной итальянской художницы XVII века Вирджинии Вецци. LACMA станет единственным музеем в мире, где автопортрет Вецци будет выставлен рядом с портретом ее мужа Симона Вуэ, который известен как придворный художник Людовика XIII. Приобретение было совершено на средства, собранные в ходе ежегодного уик-энда, который проводится специально для попечителей музея. В общей сложности он принес $2,5 млн, которые были потрачены на покупку 112 произведений.

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2025
16+