К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Создатель большого балета: главные постановки хореографа Юрия Григоровича

Балет «Спартак» (Фото Михаила Логинова / Большой театр)
Балет «Спартак» (Фото Михаила Логинова / Большой театр)
19 мая на 99-м году жизни умер Юрий Григорович — хореограф, много лет определявший стиль Большого театра и главных в стране балетных постановок. Специально для Forbes Life балетный обозреватель Анна Галайда вспоминает, как складывалась его карьера и те основные произведения, которые сегодня можно посмотреть онлайн

Официально эпоха Юрия Григоровича в Большом длилась 30 лет: с 1964 по 1995 год. Выпускник Ленинградского хореографического училища, характерный солист Кировского театра, Юрий Григорович прославился в родном городе постановками балетов «Каменный цветок» и «Легенда о любви». Успех был столь оглушителен, что Юрия Григоровича перевели в Москву, в Большой театр.

В Большом, на посту главного балетмейстера, он обладал безграничными авторитетом и властью. Создание эстетики в этой системе координат равнялось формированию образа мысли. Григорович был одним из первых, кто понял и принял это. Но помимо идеологической нагрузки его спектакли — жестко срежиссированные и сконструированные масштабные балеты-притчи— утверждали танец как философское искусство. Они до сих пор определяют сознание и русского артиста балета, и русского зрителя. И сейчас обладать его шедеврами мечтает любая отечественная труппа. Юрий Григорович так и не стал для русского балета вчерашним днем, он — постоянная современность. 

Сегодня мы вспоминаем культовые работы постановщика, которые находятся в открытом доступе и доступны для просмотра (по активным ссылкам в тексте можно найти указанные спектакли в онлайн-формате. — Forbes Life).

«Каменный цветок», 1957 год

«Каменный цветок», 1957 год

В 30 лет стартовав в родном Ленинградском театре оперы и балета имени Кирова «Каменным цветком» Сергея Прокофьева, сделанным как молодежный внеплановый спектакль, Григорович начал новую эру в советской хореографии.

В ней танец, вставленный в мизансцены, срежиссированные с киношной виртуозностью, отменил грузность господствовавшей на советской сцене хореодрамы, драматического спектакля на пуантах, только без слов. Уральский камнерез Данила (как и Ферхад в следующем балете хореографа, «Легенде о любви») стал символом бескомпромиссного художника, верного идеалу и жертвующего личным счастьем ради блага человечества. Благодаря «Каменному цветку» сверстники-шестидесятники признали Юрия Григоровича одним из своих лидеров.

«Легенда о любви», 1961 год
Дамир Юсупов·Большой театр

«Легенда о любви», 1961 год

Следующий спектакль Григоровичу было позволено поставить только четыре года спустя. Ровесники хореографа уезжали строить Братскую ГЭС, а герой старинной персидской легенды художник Ферхад отказывался от любви принцессы Ширин и с молотом в руках уходил в горы, чтобы дать умирающему от жажды народу воду.

Разворачивавшаяся на фоне открытых страниц персидской книги (верным соавтором Григоровича на протяжении всей жизни был художник Симон Вирсаладзе) актуальная тема соединялась в «Легенде о любви» с революционными находками драматургии. Многолюдные кордебалетные «Погоня» и «Шествие» закручивались вокруг главных героев страшным танцевальным смерчем, а затем мгновенно останавливались, фиксируя стоп-кадр: трио героев, без единого прикосновения друг к другу ведущих безмолвные диалоги о любви.

«Щелкунчик», 1966 год
Дамир Юсупов·Большой театр

«Щелкунчик», 1966 год

Свой самый светлый балет Григорович поставил как венчание с труппой Большого театра. Его прикосновение к наивной балетной сказке наполнило ее гофмановским мистицизмом и таинственностью. В этом «Щелкунчике» нет никакой умилительности. Это балет не о блаженном царстве Конфитюренбург, где на ветвях развешаны конфеты, орехи и марципаны, а о фантастических владениях Дроссельмейера, в которых не только неизменно побеждает добро и царствуют прекрасные принцы, но и бессмертны мышиные короли со своим войском. Казалось, не только девочка Мари и привидевшийся ей в грезах Щелкунчик-Принц взлетали на волнах музыки Чайковского, но сам молодой хореограф вел вверенную ему труппу Большого театра сквозь снежные бури в царство чистого искусства, выпевая мотив абсолютного счастья и доверия.

Но миг идеальной любви, повествовал хореограф, — лишь мгновенная иллюзия, и утро разрушает действие фантазий Дроссельмейера. Счастье мимолетно, но даже тогда, когда оно достигнуто напряжением всех душевных сил — звучит мотив грозной и неотвратимой беды. Сочиняя эту сложную притчу, хореограф и не предполагал, что десятилетия спустя ее превратят в детский утренник.

«Лебединое озеро», 1969 год
Дамир Юсупов·Большой театр

«Лебединое озеро», 1969 год

Этот балет Григорович задумывал, кажется, как исповедь сына века. И, как любая настоящая исповедь, он стал самым многострадальным детищем хореографа. В те годы, когда никому еще не приходила в голову идея представлять простодушные балетные сказки в новом осмыслении, Юрий Григорович решил со сцены говорить о том, что такое современный творец и его демоны. В спектакле заколдованная девушка-птица из центра притяжения стала лишь испытанием для принца Зигфрида, которому его подвергает Злой гений, оборотная сторона его души.

Но в мире тоталитаризма даже диктатор, если это диктатор самого главного театра, не может быть уверенным в безграничности власти. И премьера балета Григоровича была отменена окриком свыше, откуда донеслись требования о переделках и корректировках.

«Лебединое озеро» пробилось на сцену только несколько месяцев спустя, но в искаженном виде. Только в 2001 году Григорович в соответствии с идеалами молодости заставил погибнуть Одетту, вновь провозгласив, что мечта не выносит столкновения с предательством, даже совершенным невольно.

«Спартак», 1968 год
Наталья Воронова·Большой театр

«Спартак», 1968 год

Как мучительно трудно сохранить верность идеалам, Григорович попытался рассказать в «Спартаке». Но Владимир Васильев и Михаил Лавровский, стремительно взлетевшие в этом балете на вершину мировой славы, услышали в нем музыку революции. Лишь годы спустя Васильев воплотил в балете Григоровича тему сомнения: как труден выбор, как велика ответственность лидера и как меняется при этом личность.

Текст Григоровича содержит множество возможностей для интерпретаций, он наполняется новым актуальным смыслом и спустя почти полвека после создания. Современные Спартаки, от Юрия Клевцова и Дмитрия Белоголовцева до Алексея Путинцева, находят все новые повороты темы: непосильное бремя личной ответственности, невыносимая боль родного человека, одиночество личности, сохраняющей веру в идею.

«Иван Грозный», 1975 год
DR

«Иван Грозный», 1975 год

Поставив балет «Иван Грозный», в котором главным героем стал один из самых спорных персонажей русской истории, Юрий Григорович навсегда потерял часть многолетних приверженцев, некогда приветствовавших его как новатора и создателя современного типа балетного спектакля. Они обвинили хореографа в том, что его Иван, «чтоб добрым быть, должен быть жесток». В один узел были увязаны русское средневековье и актуальные в 1975 году гонения на диссидентов: спектакль Григоровича, прослеживающий первые 20 лет правления Ивана Грозного, сосредоточен на взаимоотношениях царя с другом-предателем Андреем Курбским и первой женой Анастасией, жертвой боярского заговора, чья смерть спровоцировала формирование опричнины.

Полвека спустя трудно понять, как сам балет Григоровича не был причислен к диссидентским. Путь от юного чистого отрока, севшего на трон под ликование народа, до генерального секретаря опричнины, вокруг которого пляшут какой-то усредненный кавказский горский танец, сопровождается уходом в безумие и бесноватость, а пластика Ивана от чистых классических линий и сложнейших прыжковых комбинаций скукоживается до паучьих движений. И само финальное «распятие» царя, в котором исполнитель в разодранном шпагате повисает над авансценой на веревках колоколов, в системе координат балетной эстетики выглядит обвинительным, а не сострадательным знаком.

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2025
16+