Женщины-хедлайнеры, театр и туристы из США: как прошел фестиваль Primavera Sound

Через гигантскую территорию парка Forum, где проводился фестиваль Primavera Sound, за четыре дня прошли 300 000 зрителей, а могло пройти гораздо больше, если бы дирекция не решила ограничить количество гостей. В первую очередь — за счет детей и подростков, которые обычно проходили на территорию бесплатно или со льготными билетами. Даже на 24 га, которые занимает Primavera Sound (для сравнения: Coachella — 32 га, фестиваль в Гластонбери — 360 га), с комфортом может разместиться только определенное количество людей, дальше начинается давка. Но солд-аут на Primavera Sound — понятие относительное. Продажа «детских» билетов остановилась в мае, но «взрослые» можно было купить и во время фестиваля, и с ними вполне мог пройти ребенок.
Хедлайнеры
Primavera Sound опровергла мнение о том, что отказ самых высокобюджетных звезд уровня Билли Айлиш и Тейлор Свифт от участия в фестивалях наносит урон индустрии. Сформировавшийся в начале 2020-х стереотип состоит в том, что суперзвезды с большой историей и фанбазой предпочитают сольные концерты, и, скажем, миллиард долларов на счету Тейлор Свифт появился точно не благодаря фестивалям. Сюда же стоит добавить гендерную сбалансированность, о которой в эпоху woke-культуры постоянно говорят кураторы разнообразных творческих форумов.
Казалось бы, при таких вводных сложно говорить о росте в фестивальной индустрии. Этой сбалансированности удалось достичь в индустрии звукозаписи, там главные имена — Билли Айлиш, Тейлор Свифт, Бейонсе, Чаппелл Рон, Чарли XCX, Сабрина Карпентер и, конечно, Мадонна. А фестивали идут по стопам трендов тиктока, чартов и музыкальных премий, которые формируют вкусы аудитории. И если в 2024–2025 годах «выстрелили» сразу три женских имени, то фестиваль, договорившийся с ними заранее, срывает банк.
Фонограмма
Если в конце 2010-х кого-то еще удивлял тот факт, что даже рэперы, чье главное оружие — слово, позволяют себе выступления практически под полную фонограмму и вовсе обходятся без диджея-миксмейкера на сцене, то сейчас это вполне в порядке вещей для большинства поп-звезд. Трехкратный лауреат Grammy нынешнего года и пятикратный — BRIT Awards Чарли XCX выступала на Primavera Sound без каких-либо аккомпаниаторов, но с большой танцевальной группой и при поддержке австралийского певца Троя Сивана.
Оба артиста совсем не беспокоились о совпадении артикуляции и фонограммы, поэтому было так отчетливо слышно, когда их реальные голоса все же прорывались сквозь заранее записанные. Для большинства слушателей это вообще не тема для обсуждений, как и в случае с соседями Чарли XCX по афише Primavera Sound певицей FKA Twigs и рэпером Сентрал Си. Популярный в России тезис о том, что «профессионалы должны петь вживую», остался в далеком прошлом. Главное — энергия концертного выступления, а с этим у звезд первой величины все в порядке практически всегда.
Масштаб
Мастерство постановщиков стадионных и фестивальных шоу достигло такого размаха, что всего за час-полтора они в состоянии выстроить на пустой сцене полноценную театральную декорацию или выкатить на нее телестудию из 1970-х в полном объеме, с гримерками и отдельным световым цехом. Первый пример — это шоу Чаппелл Рон (одна Grammy и две BRIT Awards). Выступление происходит в декорациях готического замка, в которых размещен полный бэклайн для рок-группы. При этом изображение с видеокамер, снимающих шоу для больших экранов на площадке, собирается в картинку, напоминающую «готические» клипы MTV 1980-х — миры Meat Loaf, Элиса Купера и Бонни Тайлер.
Об этом заботятся не только постановщики и декораторы, но и художники по свету, занятые исключительно созданием «картинки». Телестудию 1970-х воспроизводит Сабрина Карпентер, и ее шоу — не просто последовательность песен, но целый спектакль в соответствующей стилистике, с персонажами и диалогами. Благодаря экранам на площадке зрители попадают внутрь каждой из пьес, даже если от сцены их отделяют десятки метров.
Политические заявления
Лозунг Free Palestine! звучал и попадался на глаза на Primavera Sound едва ли не чаще, чем официальный — Nobody is normal («Никто не нормален»). Израиль не встречался в комментариях к арт-объектам, символизирующим поддержку Палестины, а музыканты почти не говорили о сути проблемы. Можно было предположить, что для музыкантов и гостей фестиваля, несущих палестинские флаги, Палестина — это олицетворение какого-то абстрактного добра.
Но нашлись и более радикальные сторонники — это были музыканты группы Fontaines D.C., во время выступления которых на экранах появилась надпись: «Израиль осуществляет геноцид, не молчите об этом!» Заявления участников Primavera Sound вписывались в большой антиизраильский хор, в эти же дни похожие речи звучали в других частях Старого Света в исполнении Massive Attack и Imagine Dragons.
Если в конце 2023 года сторонники Израиля и Палестины в музыкальной индустрии были разделены в пропорции примерно 50 на 50, то сейчас за Палестину «топят» ощутимо больше, то есть на PR-фронте Израиль точно проигрывает.
Гости
На Primavera Sound привыкли, что на фестивальном поле английская речь звучит чаще, чем испанская, но в этом году здесь можно было изучать акценты английской провинции. Состав участников вкупе с относительной дешевизной авиабилетов и жизни в городе привел на Primavera Sound не только множество британцев и британок, но и грандиозный приток гостей из США. С тем же энтузиазмом они летят на французские, бельгийские и испанские электронные фестивали.
Дело не только в участниках, но и в атмосфере полной свободы самовыражения на сцене и на поле. Учитывая политическую обстановку в США и в частности — тенденцию к ущемлению свобод, можно предположить, что европейские музыкальные фестивали в обозримом будущем станут для американцев более привлекательным развлечением, даже с учетом необходимости полета через океан. Достаточно вспомнить недавнюю атаку Дональда Трампа на Брюса Спрингстина, истинно народного артиста США, которого он назвал переоцененным. В реальности ни один фестиваль в США не смог в 2025 году предложить формат с тремя главными поп-звездами планеты женского пола.
Ретро
Большинство мейнстрим-артистов не в состоянии обойтись без музыки прошлого. FKA Twigs использует сэмплы Бьорк и Мадонны, рок-группа Wolf Alice не может сопротивляться искушению сыграть риффы Black Sabbath и The White Stripes, Чаппелл Рон старательно копирует звук Синди Люпер. И все это — стадионные музыканты, задача которых — угодить массам в 2025 году. По всему миру EDM-диджеи во главе с Дэвидом Гетта, даже те, что вышли, подобно ему же, из самого что ни на есть андерграунда, используют в миксах для больших арен ретро-хиты.
Характернее всего в этой ситуации выглядит участник Primavera Sound Джейми XX, участник группы The XX, которая была флагманом английской электроники в начале 2010-х. Играя на главном поле Primavera Sound, он точно не преследовал цель познакомить народ с новой музыкой или открыть публике музыкальные глубины. Это был поп-сет, в котором нашлось место ретро-трекам самого массового толка. Джейми XX активно танцевал вместе с публикой у сцены, не особо заботясь о микшировании треков — сет был явно прописан заранее.
Экология
На музыкальных фестивалях редко встретишь платную аккредитацию для прессы. На Primavera Sound тоже не платили за аккредитацию, однако журналисты все равно должны были отдать €50. Оформлено это было как пожертвование в благотворительные фонды, с которыми сотрудничает фестиваль, например, в числе прочего — в фонд Fundacio La Loma, оказывающий помощь травмированным и больным лошадям.
Обязательная благотворительность для журналистов — спорный момент в фестивальной индустрии. В то же время присутствие природоохранной повестки в философии фестиваля — дань моде на экоактивизм. Одним из спонсоров фестиваля была итальянская энергетическая компания Plenitude, занимающаяся среди прочего возобновляемыми источниками энергии. Сцена, которую она курировала (естественно, решенная дизайнерами в зеленой гамме), была посвящена теме биоразнообразия и позитивных изменений энергетического ландшафта.
Но самым убедительным проектом экологической направленности был концертный сет певицы ANOHNI (в прошлом — лидера группы Antony And The Johnsons Энтони), посвященный разрушению Большого Барьерного рифа, которое сказывается на климате всей Земли. В программу были включены документальные кадры из фильма, снятого ANOHNI: подводный мир и фрагменты интервью ученых-экологов. Это было не только высказывание на тему заботы об окружающем мире, но и пример по-настоящему концептуального, да еще и актуального высказывания неравнодушного поп-артиста.
Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора