Заметки о мате и история богатства: самый ожидаемый нон-фикшен лета — осени 2025 года

Forbes Life внимательно изучил планы ведущих российских издательств и выбрал самые ожидаемые нон-фикшен книги второй половины 2025 года. Среди мировых новинок историко-экономический анализ мирового феномена богатства, ретроспективный взгляд экономиста и социолога на российскую историю, исследование взаимосвязи революции в моде и в обществе и многое другое.
Подготовку новинок к публикации подтвердили нам авторы, переводчики и редакторы, они же рассказали все подробности. В галерее Forbes Life — самые интересные нехудожественные книги лета — осени 2025 года в соответствии с планом их появления в продаже (первую часть календаря можно найти здесь).
Сьюзан Фрайман «Крутые парни и второй пол»
Издательство НЛО, перевод с английского Ивана Лабутина
Дата выхода: июнь
Эту книгу Сьюзен Фрайман, профессор университета Вирджинии, написала в 2003 году. Как культуролога и исследовательницу ее интересовало, почему даже в прогрессивных кругах образованных людей в XXI веке сохраняется снисходительное и пренебрежительное отношение к женщинам, несмотря на десятилетия феминистской критики. В своей книге Фрайман анализирует творчество влиятельных режиссеров, которые позиционируют себя как союзники феминизма, но при этом воспроизводят патриархальные стереотипы.
«Когда мужчина задается вопросом, что такое быть крутым, самый очевидный ответ — быть бунтарем. Обаяние крутости легко подтвердить через образы литературы, музыки, ТВ и кино, — пояснила Forbes Life Мария Нестеренко, редактор серии «Гендерные исследования» в «НЛО». — Феномен «крутости» не появился из ниоткуда, а сформировался в современной культуре, и тому есть множество причин. Сьюзен Фрайман пытается проследить культурные корни этого концепта». В книге исследуется творчество некоторых режиссеров и творцов, среди героев — Квентин Тарантино, Спайк Ли, Брайан Де Пальма, Эдвард Саид, Эндрю Росс, Ив Седжвик, известные тем, что нарушали правила и проявляли пренебрежение к авторитетам в своей области, пояснила Нестеренко.
Ответственными за появление «крутизны» Фрайман назначает битников — «их протест против сытой буржуазности вдохновил многие поколения бунтарей». И хотя история доказала, что женщины тоже способны быть бунтарками, протестовать и отстаивать свои права, в массовой культуре героиня еще долго занимала второстепенное место рядом с «крутым парнем». Для битников, пишет Фрайман, именно женщины олицетворяли нормативность буржуазного общества, правила и стандарты, в конце концов, оседлую семейную жизнь, в то время как сами они стремились быть кочевниками. Она убедительно и с примерами показывает, что даже «прогрессивные» мужчины могут неосознанно поддерживать гендерное неравенство, и призывает к более глубокому включению феминистской перспективы в культуру и науку.
Джонатан Хайдт «Тревожное поколение»
Издательство Corpus, перевод с английского Владислава Дегтярева
Дата выхода: июль
Книга социального психолога Джонатана Хайдта мгновенно стала бестселлером №1 по версии The New York Times и была признана The Washington Post самым значимым исследованием 2024 года. Она анализирует психическое здоровье молодежи в эпоху смартфонов, соцсетей и цифровых технологий, а также предлагает план по возвращению к более здоровому и свободному детству.
Хайдт задается вопросом, почему после более чем десяти лет стабильности и даже улучшения психического здоровья подростков к 2010-м произошел резкий спад — и уровни депрессии, тревожности, самоповреждений и суицидов выросли в разы, причем одновременно во множестве стран. Ученый откровенно раскрывает последствия погружения детей в виртуальный мир, объясняя, почему для превращения в здоровых и успешных людей необходимы свободная игра и самостоятельное познание мира.
Сперва Хайдт показывает, как «игровое детство» стало исчезать с 1980-х, а в 2010-х окончательно сменилось «детством в телефоне». Он описывает более десятка механизмов, из-за которых эта «великая перестройка детства» нарушила социальное и неврологическое развитие детей: от недосыпа и фрагментации внимания до зависимости, одиночества, сравнения себя с другими и перфекционизма. Но самое важное — Хайдт предлагает родителям и педагогам последовательные конкретные решения, которые могут уберечь новое поколение (да и нас самих, взрослых) от технологической зависимости.
Переводчик Владислав Дегтярев пояснил Forbes Life, что книгу Хайдта можно рассматривать как еще один аргумент в нескончаемом споре между консерваторами и поклонниками нового. «Сильно упрощая рассуждения автора, можно сказать, что проблема общения в соцсетях — это отсутствие эмпатии. Общаясь в офлайне тет-а-тет, мы считываем многочисленные невербальные сигналы, которые помогают нам оценить настроение собеседника и степень его расположения к нам. В соцсетях этот информационный канал сильно сужен, и потому, как многие замечали, написать резкий комментарий к чужому посту намного проще, чем сказать другому что-то неприятное, глядя ему в глаза. Решением проблемы, по словам Хайдта, могло бы стать ограничение пользования соцсетями и, что намного важнее, выстраивание доверительных отношений между родителями и детьми — труд нелегкий, но в высшей степени благодарный».
Анатолий Баранов, Дмитрий Добровольский «Запретные слова. Заметки лингвистов о русском мате»
Издательство МИФ
Дата выхода: июль
Идея серьезного лингвистического исследования возникла после первоапрельской шутки, рассказала Forbes Life Анна Журавлева, ведущий редактор направления «Гуманитарный нон-фикшен» издательства МИФ: «В этот день на сайте издательства выложили подборку книг с переделанными названиями и придуманными описаниями. Среди них оказалась и «Искусство материть» (в оригинале — «Искусство мастерить»), но в итоге масса людей пыталась ее действительно заказать. Так возникла идея культурного нонфика о русском мате — понятно, доступно, без цензуры. За ее воплощение взялись два лингвиста из Института русского языка — Анатолий Баранов и Дмитрий Добровольский».
В результате читатели получили академическую, но полную отборного мата (а потому строго 18+) книгу с размышлениями лингвистов о самых выразительных словечках и оборотах русского языка. Они рассмотрены под разными углами и в разных контекстах, что, как отмечает литературный редактор книги Юрий Колосов, позволяет показать читателю, что мир русского мата отнюдь не хаотичен, а подчиняется правилам русского языка, частью которого он и считается. И все это подано филологически убедительно, но легко и с юмором — так, что даже сложные вещи кажутся простыми.
Патрик Гагни «Я — социопатка. Путешествие от внутренней тьмы к свету»
Издательство МИФ, перевод с английского Юлии Змеевой
Предполагаемая дата выхода: июль
Исследование клинического психолога Патрик Гагни на стыке автофикшена и научной работы входит в европейские топы продаж и занимает видные места на выкладках в крупных книжных. «Мы обратили на нее внимание сразу же, как только книга вышла, — рассказала Forbes Life бренд-менеджер издательства, филолог Адель Юсупова. — Мемуары Патрик Гагни — не просто история преодоления болезни, это попытка дестигматизировать социопатию, вывести персональный опыт борьбы с ней в общественный дискурс. Авторский подход заключается не только в предельной открытости, но в исследовании социопатии как явления психиатрического и социального. Патрик получила докторскую степень в области клинической психологии с диссертацией на тему взаимосвязи социопатии и тревоги и теперь сама помогает людям. Она ловко препарирует саму себя, показывая, что даже с социопатией можно вести полноценную жизнь, заводить семью и строить успешную карьеру».
Гвидо Альфани «Как боги среди людей. История богатства на Западе»
«АСТ», издательский проект «Лед», перевод с английского Александра Яковлева
Предполагаемая дата выхода: июль
Монументальное историко-экономическое исследование Гвидо Альфани посвящено феномену богатства на Западе с XIII века до наших дней — тому, как оно формируется, копится, передается и влияет на наш мир. По сути это история семейных и индивидуальных капиталов, в ней Гвидо Альфани, экономический и социальный историк из миланского университета Боккони, разбирается, почему со времен классической Греции, по мере того как империи укреплялись или распадались, некоторые состояния росли и росли. Только две мировые войны XX века остановили эту тенденцию — и то лишь на время. Ни кризисы, ни пандемия как будто бы не влияют на рост благосостояния богатых и сверхбогатых.
Среди героев Альфани сподвижник Вильгельма Завоевателя Алан Руфус, который контролировал ошеломляющую сумму — более 7% национального дохода Англии и был, возможно, самым богатым человеком, не считая монархов, когда-либо жившим в Британии; Медичи из Флоренции, Фуггеры из Аугсбурга, богачи из Нидерландов и Франции, а в последние десятилетия преимущественно американцы: Эндрю Карнеги, Рокфеллеры, Джон Пирпонт Морган и совсем новые миллиардеры, заработавшие состояние на цифровых технологиях.
Альфани интересует не столько то, как эти люди (к слову, почти все они были мужчинами) создавали и сохраняли свои состояния, сколько почему они это делали и что общество думало об их достижениях. «Это не биографии отдельных миллиардеров, — объяснила Forbes Life старший редактор издательского проекта «Лед» Алина Климкина, — а глубокий анализ социального и экономического класса, который на протяжении веков владел подавляющей долей общественных ресурсов. Отличное погружение в тему для читателей, интересующихся историей богатства, логикой неравенства и тем, как экономика и власть формируют наш мир».
Малкольм Гладуэлл «Новый переломный момент»
Издательство «Альпина Паблишер», перевод с английского Любови Макариной
Предполагаемая дата выхода: июль-август
25 лет назад Малкольм Гладуэлл — журналист и писатель, в прошлом автор статей для разделов бизнеса и науки в газете Washington Post, а сейчас постоянный корреспондент журнала New Yorker — задался вопросом: почему одни идеи или товары становятся вирусными, а другие — нет и как этим управлять. Его книга «Переломный момент» стала международным бестселлером и была опубликована в 12 странах мира.
«В 2000 году Гладуэлл представил читателям совершенно новый жанр, когда автор берет какое-то обычное и всем известное явление (например, моду) и раскрывает ее совершенно неожиданным образом, — напоминает читателям Forbes Life главный редактор издательства «Альпина Паблишер» Сергей Турко, — при этом оказывается, что это явление не только связано со многими аспектами нашей жизни, но и объясняет чуть ли не природу устройства нашего общества. Таким явлением для Гладуэлла стали социальные эпидемии, то есть процессы, когда теория, мнение, книга или стиль в одежде резко набирают популярность и становятся мейнстримом. Хотя еще вчера о них никто ничего не слышал. За 25 лет прошло много таких социальных эпидемий, включая даже одну настоящую. Автор решил заново обратиться к теме, которая волнует почти всех: как маленькая идея вдруг может обрести мировую популярность? Как изменить мир, начав с чего-то небольшого? И может ли один человек это сделать? Ответ — да, может».
Дэниел Левитин «Секретный аккорд: Музыка как лекарство»
Издательство «Альпина нон-фикшн», перевод с английского Марии Десятовой
Предполагаемая дата выхода: август
В новой работе нейробиолог, автор бестселлера «На музыке», который выходил в издательстве «Альпина нон-фикшн» в 2021 году, Дэниел Левитин раскрывает глубокую связь между музыкой и исцелением. Во многих культурах, от Дальнего Востока до Османской империи, от Европы до Африки и доколониальной Америки, существуют богатые традиции использования звука и ритма для облегчения страданий больных. Современные исследования подтверждают: музыка воздействует на биологию мозга, активизируя специализированные нейронные пути, синхронизируя паттерны передачи импульсов в нейронных ансамблях и модулируя ключевые нейропередатчики.
Дэниел Левитин не только ученый — он также музыкант и композитор. Описывая результаты нейробиологических исследований и анализируя целебные свойства музыки, Левитин показывает, как и почему она может быть действенным методом лечения и сегодня, помогая при множестве заболеваний, от нейродегенеративных, таких как болезнь Паркинсона и болезнь Альцгеймера, до когнитивных нарушений, депрессии и болевого синдрома.
Павел Подкосов, главный редактор «Альпина нон-фикшн», рассказал Forbes Life, что Левитин как ученый уже давно рассматривает музыку как эффективную терапию. Он почетный профессор психологии и поведенческой нейробиологии в Университете Макгилла в Монреале, с 2000 по 2017 год возглавлял университетскую Лабораторию музыкального восприятия, познания и экспертизы. Также Левитин был сессионным музыкантом, звукорежиссером и продюсером звукозаписи, работал с такими артистами, как Стиви Уандер и Blue Öyster Cult.
Глеб Морев «Иосиф Бродский: годы в СССР. Литературная биография»
Издательство НЛО
Предполагаемая дата выхода: август
Литературовед, филолог, специалист по истории русской литературы, член коллегии номинаторов Фонда стипендий памяти Иосифа Бродского Глеб Морев к 85-летию поэта написал его литературную биографию, сконцентрировавшись на том периоде жизни, когда будущий лауреат Нобелевской премии жил в СССР.
Морев рассказал Forbes Life, что биографию Бродского хотел написать давно — с тех пор, как стал предметно заниматься историко-литературными сюжетами, связанными с поэтом. «Сразу стало ясно, что вместо реальной картины мы имеем растиражированный мифологический нарратив. Особенно это касается жизни Бродского в СССР. Никто не пытался синхронизировать советский социокультурный контекст, в котором вынужден был существовать Бродский, с его литературной биографией. Между тем, этот контекст многое в ней определил в 1960-е — начале 1970-х годов. Объем этого «многого» и оказался главным открытием для меня в работе над книгой. Надеюсь, таким же открытием это станет и для читателя», — поделился Морев.
Редактор книги Татьяна Тимакова поясняет что в книге развеиваются многочисленные мифы, которые сложились вокруг разных фактов из биографии Бродского: «Что его, например, не высылали из СССР и он хотел оформить фиктивный брак с иностранкой, чтобы иметь возможность приезжать, и только разговор с Карлом Проффером, который пообещал, что Бродский будет преподавать в университете в США, решил дело в пользу отъезда. Что Бродский вполне обеспечивал себя после возвращения из ссылки переводческой работой — настолько, что некогда было писать свое, — а не бездельничал и не жил на посылки с Запада; что определяющим в его советской биографии стало якобы ставшее известным КГБ намерение угнать самолет в Иран, откуда выросло дело о тунеядстве, и так далее».
Катрин Орме «Dior навсегда»
Издательство: «Колибри», перевод с французского Марии Исаевой
Предполагаемая дата выхода: август
Книга историка моды Катрин Орме посвящена одному из самых знаковых брендов в мире моды — дому Dior. Эксперт, автор другого большого исследования «Абсолютно Chanel», Орме рассказывает, как Кристиан Диор преобразил модную индустрию, создав легендарный стиль, не утративший актуальности до сих пор. Она ставит перед собой задачу погрузить читателя в жизнь и творчество Диора, чтобы показать суть его влияния на французскую и мировую моду.
Катрин Орме глубоко исследует историю дома Dior, анализируя инновационные подходы кутюрье к дизайну, использованию тканей, силуэтам и колористике, причем касается не только творчества самого Диора, но и тех, кто продолжал развивать его наследие, в том числе Ива Сен-Лорана и Джона Гальяно. «Это не только история бренда, но и своего рода путешествие в мир моды и роскоши, — рассказала Forbes Life переводчик и редактор книги Мария Исаева. — Более 300 уникальных иллюстраций и факсимиле помогают читателю лучше понять, как именно создавались знаменитые коллекции, а также познакомиться с эволюцией бренда. На страницах книги можно увидеть работы великих модельеров и фотографов, а также знаковые модели, ставшие символами эпохи. «Dior навсегда» — это больше, чем просто книга о моде. Это настоящее произведение искусства, открывающее дверь в мир подлинной элегантности».
Анжела Сайни «Патриархат. История гендерного неравенства»
«АСТ», издательский проект «Лед», перевод с английского Елизаветы Шульги
Предполагаемая дата выхода: сентябрь
Научный журналист и телеведущая Анджела Сайни начинает книгу с утверждения, что гендерное неравенство не биологическая данность, а социальная конструкция, которую приходится постоянно подкреплять. Миф о патриархате как о естественном и неизменном порядке тщательно выстраивался и убедительно поддерживался. Антропологи, политические теоретики, законодатели часто обращались к времени и пространству в поисках подтверждения. Сайни приводит массу исторических примеров — от античных Афин до матрилинейных обществ вроде мосуо — доказывая, что патриархат принимал разные формы и не был универсальным. Более того, строгое разделение на мужские и женские роли само по себе было инструментом контроля, а не отражением природы. Она показывает в том числе, что многие общества, где женщины пользовались большей властью и большим равенством, более спокойно относились к гендерной идентичности, а за право на власть отчаянно бьются именно мужчины.
Шеф-редактор издательского проекта «Лед» Павел Костюк рассказал Forbes Life: «Книга Анжелы Сайни стала прецедентным событием на западном рынке — и поводом для многочисленных дискуссий. В лучших традициях макроисторического подхода Сайни проницательно разбирает историю мира через призму отношений мужчин и женщин, показывая, что все не так просто, как нам кажется при взгляде на исторический процесс».
Сайни не просто развивает идеи Симоны де Бовуар, которая посвятила восемь глав книги «Второй пол» обсуждению того, как пол и гендер были сконструированы наукой и историей, но и опровергает идею, что женское лидерство автоматически ведет к равенству: гендерный эссенциализм, будь то в пользу мужчин или женщин, лишь закрепляет стереотипы. Однако автор сохраняет оптимизм: история знает примеры как резкого усиления патриархата (Иран), так и его ослабления (СССР). Перемены возможны, и борьба за справедливость продолжается — главное, чтобы они двигались в сторону свободы, а не новых ограничений.
Энн Хигоннет «Свобода. Равенство. Мода: женщины, которые изменили моду Европы (1789-1809)»
Издательство «Колибри», перевод с английского Анны Логиновой
Предполагаемая дата выхода: октябрь
Энн Хигоннет рассказывает невероятную историю о том, как женщины, пережившие Французскую революцию, стали не только участниками, но и символами революции в моде. Пережив политические потрясения и личные трагедии, Жозефина Бонапарт, Тереза Тальен и Жюли Рекамье решились на восстание против устоявшегося порядка — и начали с внешнего вида.
На смену тугим корсетам и пышным юбкам пришли легкие, воздушные платья, женщины стали коротко стричь волосы и отдавать предпочтение простым, но элегантным аксессуарам. «Новыми образами они декларировали свободу и отказ от прежних ограничений, — пояснила Forbes Life редактор книги Мария Исаева, — их стиль стал отражением эпохи: революционный, дерзкий, смелый. Вскоре он захватил не только Францию, но и всю Европу. Это был настоящий переворот в моде — радикальный, быстрый и изменивший моду на два столетия вперед. И в своей книге Энн Хигоннет подробно рассказывает об этом увлекательном времени, сопровождая текст более чем 120 цветными иллюстрациями».
Сергей Беляков «Два брата»
Издательство «Редакция Елены Шубиной»
Предлагаемая дата выхода: октябрь
Историк и литературовед Сергей Беляков, специалист по биографии и научному наследию Льва Гумилева и лауреат премии «Большая книга» за исследования «Гумилев сын Гумилева» и «Парижские мальчики в сталинской Москве», продолжает литературоведческие и биографические изыскания. На этот раз в центре его внимания братья Катаевы.
Беляков рассказал Forbes Life о своей работе: «Все читали романы Ильфа и Петрова. Об этих книгах много написано, а вот о самих авторах — гораздо меньше. Особенно о Петрове, младшем брате Валентина Катаева. До сих пор жизнь Евгения Петрова окружена мифами. Я решил понять, кем был на самом деле этот человек. Написать не обычную, а именно двойную биографию — о Петрове и его старшем брате. Их судьбы были тесно связаны. А получилось даже четыре биографии в одной книге: Катаев, Петров, Ильф и Олеша. Ильф так же близок к Петрову, как брат Валентин. Олеша долгие годы — друг Катаева-старшего. За работой я совершенно пересмотрел традиционный взгляд на Петрова и Катаева. В книге много больших и маленьких открытий. Разоблачены старые и новые мифы. Надеюсь, удалось приблизиться к исторической правде».
Дмитрий Травин «История России от Ельцина до Батыя»
Издательство НЛО
Примерная дата выхода: октябрь
Новая книга Дмитрия Травина — это попытка ретроспективного взгляда на российскую историю. В поисках ответов на вопросы, связанные с судьбой нашей страны, специалист по экономической истории и исторической социологии Дмитрий Травин, 16 лет (до апреля 2024 года) возглавлявший Центр исследований модернизации Европейского университета в Санкт-Петербурге, шаг за шагом отступает в прошлое, прослеживая исторический путь России и пытаясь понять, «как на каждом этапе ее развития сочетались веяния, идущие из прошлого, с веяниями, порожденными новой эпохой».
О том, почему он решил рассмотреть историю страны в ретроспективе, Forbes Life рассказал сам Дмитрий Травин: «Дело в том, что это книга не по истории, а по исторической социологии. Я не пытаюсь улучшить труды российских историков, а хочу с их помощью объяснить, что происходило с нашей страной в последние десятилетия. Моя наука (в отличие от экономики или политологии) делает это несколько необычным образом. Мы смотрим, в какой степени на современные события влияли события предыдущих эпох (скажем, сталинизм и горбачевская перестройка — на реформы «лихих девяностых»), а затем постепенно углубляемся в прошлое для понимания того, как жизнь Российской империи, в свою очередь, повлияла на советскую эпоху. При серьезном анализе и сопоставлении данных разных социальных наук выясняется, что влияние «колеи» (точнее, долгого исторического пути) на наше нынешнее движение весьма велико. Я попытался, основываясь на научных трудах историков, свести воедино разные эпохи и разные социальные процессы, сфокусировав внимание на том, как они породили современность. Конечно, «колея» влияет на развитие, но не предопределяет его. Поэтому в своей книге я постоянно показываю, какие альтернативные варианты развития были возможны на каждом этапе нашего долгого исторического пути и какие рождались вдруг мифы о желательных, но невозможных на практике альтернативах».
Николас Сиретт «Испытания мадам Рестелл: история самой печально известной женщины-врача XIX века и запрета абортов»
Издательство «КоЛибри», перевод с английского Анастасии Николаевой
Предлагаемая дата выхода: ноябрь
Книга, задающая актуальные вопросы о праве женщин распоряжаться своим телом и здоровьем, выстроена вокруг биографии Энн Ломан, больше известной как мадам Рестелл. Она была самой успешной и знаменитой женщиной-врачом в Америке XIX века — ухаживала за женщинами во время беременности, помогала при родах, а в случае необходимости и при решении сделать аборт вместе с мужем и братом готовила и продавала противозачаточные препараты. Ее услуги рекламировали такие крупные газеты, как Herald и New York Times.
«Энн Ломан начала вести свою практику в тот период в истории Америки, когда аборты еще не были криминализированы — более того, они практически никак не регулировались, — рассказала Forbes Life Марьяна Терехова, руководитель редакции «История и естественные науки» издательства «Колибри». — Однако XIX век — это время больших перемен в обществе, культуре, менталитете, особенно в Америке: меняются взгляды на материнство, сексуальная свобода возрастает, многие женщины приезжают в Нью-Йорк и другие крупные города в поисках работы. В 1850-х началась кампания за запрет абортов, и тогда вся деятельность мадам Рестелл оказалась под угрозой».
Эта книга, подчеркивает Терехова, позволяет взглянуть с новой стороны на историю повседневности в XIX веке, проблему прав женщин и те пределы, в которых простиралась женская свобода, насколько они могли распоряжаться своим телом и здоровьем. Особенно актуальны рассуждения на этот счет оказываются в наши дни, когда и в России, и на Западе обсуждаются вопросы абортов и последствия, которые может иметь их криминализация.
Эмир Кустурица «Зачем мне это нужно»
Издательство «Альпина.Проза», перевод с сербского Ольги Сарайкиной
Предполагаемая дата выхода: ноябрь
«Альпина.Проза» издает дневники режиссера Эмира Кустурицы периода войны в Югославии. «Зачем мне это нужно» — это дневник культового режиссера, который он писал во время работы над фильмом «Андерграунд», — рассказала Forbes Life главный редактор издательства Татьяна Соловьева. — Перед нами и творческие поиски, и механизмы работы, и размышления о жизни в раздираемой войной Югославии. Войной, с которой невозможно смириться, про которую нельзя не думать, о которой нельзя молчать. Свидетельство эпохи, которое впервые увидит свет на русском языке».