К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Русский музей показывает новое искусство: какой получилась выставка «Наш авангард»

Фото Сергея Николаева / Русский музей
Фото Сергея Николаева / Русский музей
В Санкт-Петербурге в корпусе Бенуа Русского музея до 1 декабря 2025 года идет выставка «Наш авангард. Великий эксперимент русского искусства». Forbes Life рассказывает, как масштабный проект демонстрирует богатую коллекцию музея и вписывает новое искусство в мировой контекст

Посвященная памяти первого руководителя отдела новейших течений Русского музея искусствоведа Николая Пунина (1888–1953) экспозиция включает почти 400 произведений первых имен русского искусства: Малевича, Шагала, Гончаровой, Ларионова, Филонова, Кандинского, Бурлюка, Татлина, Поповой, Розановой, Матюшина. По широте охвата выставку можно считать прообразом будущего Музея авангарда.

Большинство произведений на выставке — из собрания самого Русского музея. Лишь 26 работ предоставили Третьяковская галерея, Музей истории Санкт-Петербурга и другие институции. Концепция выставки «Наш авангард» предлагает зрителю буквально окунуться в бурлящий котел творческих исканий художников-авангардистов, многие из которых успели поработать в нескольких направлениях, побыв импрессионистами, абстракционистами, кубистами, фовистами и супрематистами.

Каждому направлению-«изму» посвящен свой зал. Этот прием Русский музей впервые использовал в Малаге на выставке «Утопия в авангарде» летом 2024 года, когда показывал коллекцию Георгия Костаки из музея в Салониках. 

 
Фото Евгения Елинера·Русский музей

На выставке «Наш авангард. Великий эксперимент русского искусства» первый зал называется «Действующие лица», здесь выставлены портреты тех, чьи имена зритель встретит во всех последующих. Он задает разнообразие образов и приемов нового искусства. Например, автопортрет Татлина «Матрос» и кубистический «Портрет Владимира Татлина с бандурой» Веры Пестель — редкая вещь из Челябинской картинной галереи, долгое время считавшаяся натюрмортом, — буквально иллюстрируют мысль о том, как широки и в то же время стремительны и непредсказуемы были творческие поиски авангардистов.

За ним следует отправная точка рассказа — импрессионизм, который заявлен как начало экспериментов с новым искусством. Затем идут примитивизм, сезаннизм, кубизм, кубофутуризм и  футуризм, абстракционизм и беспредметность,  конструктивизм, объективизм и экспрессионизм.

 
Фото Сергея Николаева·Русский музей

Между импрессионизмом и примитивизмом находится зал первой петербургской авангардной арт-группы «Союз молодежи», объединявшей художников разных течений. Там, в частности, начинали Павел Филонов и Ольга Розанова. Это объединение не так известно, как, например, «Бубновый валет», но именно «Союз молодежи» первым стал проводить диспуты о новом искусстве. Он также выпускал одноименные сборники, где публиковались теоретические статьи, организовывал выставки и спектакли.

Вместе с группой поэтов-футуристов «Гилея» «Союз молодежи» организовал первый в мире театр футуристов «Будетлянин». В 1913 году они поставили трагедию «Владимир Маяковский» и оперу Алексея Крученых «Победа над Солнцем». Идея «Черного квадрата» появилась у Казимира Малевича во время работы над декорациями ко второй: этот образ предстает в первом действии и олицетворяет победу активного человеческого творчества над пассивной формой природы.  

Малевичу, Татлину и Филонову также посвящены отдельные залы, кроме того, отдельно выставлены футуристические книги, рисунки и фарфор. Все вместе напоминает сложную систему перекрестных ссылок, ни одну из которых нельзя пропустить, потому что каждая важна для понимания русского авангарда. Однако, чтобы во всем этом сориентироваться, лучше иметь под рукой схему экспозиции. Хотя бы потому, что отправная точка маршрута «Импрессионизм» находится вовсе не рядом с залом «Действующие лица», а за анфиладой «Футуристическая книга». 

 
Фото Олега Золото·Русский музей

В отличие от предыдущей экспозиции русского авангарда в корпусе Бенуа Русского музея, которая была построена на самых ярких, иконических произведениях и культовых именах, выставка 2025 года больше напоминает научное исследование. Если прежнюю можно сравнить с собранием восклицательных знаков, то «Наш авангард» напоминает бурный поток жизни, даже несмотря на скрупулезное деление на «измы».

В этом потоке у каждого — свои шедевры, но все же стоит выделить такие произведения, как «Портрет поэта-футуриста Василия Каменского» Давида Бурлюка, «Борцов» и «Евангелистов» Наталии Гончаровой, «В кафе» Ольги Розановой, «Портрет дамы с фазанами» Ильи Машкова, «Зеркало» Марка Шагала.

Фото Олега Золото·Русский музей

В коллекции Русского музея около 1500 работ авангардистов. Собрание складывалось с 1920 года, а первая выставка состоялась в 1922 году. «Натурщица» Владимира Татлина и «Портрет композитора Артура Лурье» Петра Митурича — среди первых приобретений новой коллекции Русского музея в 1920-х, и на этой выставке они тоже присутствуют.

Лурье — один из адептов музыкального футуризма, к нему обращены стихотворения Анны Ахматовой, чей канонический портрет кисти Натана Альтмана висит рядом. Лурье находился в тесном контакте с будетлянами Маяковским, Хлебниковым, Каменским, братьями Бурлюками, и с Алексеем Крученых, автором оперы «Победа над Солнцем» — мультижанрового манифеста нового искусства, которому посвящен заключительный зал выставки. 

Фото Олега Золото·Русский музей

Русский авангард, на первый взгляд, представляет собой невероятное разнообразие языков, концепций, личностей и групп, но вместе с тем — это единая среда. И одно из главных достоинств выставки «Наш авангард» в том, что она дает возможность это увидеть и ощутить. Кураторам и архитекторам удалось показать и то, что десятилетиями не выставлялось.

 

Но, наверное, главное отличие и достоинство концепции выставки в том, что русский авангард четко и логично помещен в контекст европейского искусства. Этот выбранный кураторами прием помогает понять, как и почему произошел его стремительный взлет. Как, начав с импрессионистских опытов гораздо позже, чем это случилось в Европе, авангардисты за короткий период смогли не только стремительно догнать, но и перегнать мировое сообщество, создав радикально новое искусство. 

Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание « forbes.ru » зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2025
16+