Призрачный найм: как кандидаты становятся жертвами корпоративного молчания

В феврале 2025 года платформа MyPerfectResume опубликовала результаты опроса, в котором 81% рекрутеров подтвердили, что в их компаниях размещали «призрачные вакансии» (от анг. ghost job) — позиции, на которые в действительности не собирались нанимать людей. Причины на это разные — например, 43% менеджеров признались, что хотели создать впечатление активного развития компании в глазах соискателей. Столько же стремились мотивировать текущих сотрудников на более усердную работу. Еще треть — чтобы успокоить перегруженных сотрудников: вроде как кого-то ищут в помощь. Есть и более практичные доводы «призрачных вакансий», в частности, оценить ситуацию на рынке или собрать базу кандидатов на перспективу — тот самый кадровый резерв.
Вне зависимости от мотивов, эксперты сходятся во мнении — размещение фейковых вакансий негативно влияет как на доверие соискателей, так и на бренд работодателя. Но по факту публикация несуществующих рабочих мест — хоть и обман, но еще не гостинг. Гостинг начинается там, где есть тишина, а именно — игнорирование откликов от кандидатов.
Проблема сегодня приобретает массовый характер: по данным HR Dive, 8 из 10 менеджеров по найму сотрудников «гостят» соискателей. В России похожая ситуация — в этом исследовании java-разработчик отправил резюме в 126 крупных российских IT-компаний. Как итог, 53% откликов были оставлены без внимания, даже несмотря на то что их посмотрели.
Еще тяжелее специалисту, который прошел несколько этапов интервью, но работодатель вдруг пропал — не отправляет отказ, комментарии или хоть какое-то сообщение. Ожидание не только усложняет реальный поиск работы, но и оказывает психологическое давление на соискателя.
Почему рекрутеры игнорируют кандидатов
Наиболее частые поводы — это нехватка времени из-за высокой нагрузки, неуверенность в профиле соискателя и профессиональная лень. Но иногда в основе лежат индивидуальные психологические особенности человека и низкая эмоциональная устойчивость — HR-специалисты нередко боятся давать негативную обратную связь и встречаться с негативом в адрес себя и компании: «Когда мы приносим хорошие новости — мы радуем людей, мы «хорошие мальчики и девочки». А вот отказ заставляет встретиться с внутренней «плохой» частью, которую очень не хочется признавать», — поясняет Полина Рыльцова, бизнес-психолог, психоаналитический коуч (НИУ ВШЭ) и член профассоциации коучей АПКБК. Еще одним значимым фактором является цифровая дистанция, которая расцвела во времена пандемии. В глазах рекрутеров живые люди превратились в файлы с резюме — сокращение личного контакта резко снизило эмпатию к соискателям и предоставило пространство для их избегания. О роли технологий в рекрутменте также говорит Евгений Селиванов, СЕО «Джуна», ИИ-платформы для разбора откликов. Сегодня кандидаты могут массово рассылать резюме на вакансии, которые даже не смотрят. К примеру, такой функционал доступен на крупнейшем российском джоб-борде hh.ru. По мнению эксперта, это в разы увеличивает поток входящих резюме, поэтому рекрутеры физически не успевают разбирать их: «Конкуренция среди соискателей растет, из-за чего им становится все сложнее выделиться среди множества специалистов и получить ответ от работодателя», — констатирует он.
Его слова поддерживает Федор Ценер, Head of Recruitment в «Звуке». Он считает, что проблема не обязательно в рекрутерах, а часто в отсутствии выстроенных процессов в организации: «Если в компании не настроены KPI и не внедрена автоматизация разбора откликов — это вопрос системной гигиены». Тем не менее многие компании до сих пор работают в «ручном» режиме, и игнорирование откликов может являться для них нормой.
Вместе с тем Федор Ценер подчеркивает, что не всегда размещенные вакансии создаются со скрытыми смыслами — позиция может закрыться, например, из-за заморозки бюджета. У команды рекрутмента не остается выхода, кроме как удалить вакансию, главное — предупредить об этом соискателей.
Гостинг — последствия для кандидатов
Согласно отчету Greenhouse, 79% опрошенных признают, что испытывают повышенную тревожность на текущем рынке труда. И дело не только в конкуренции и сокращениях рабочих мест, но и в дефиците элементарной вежливости — 61% соискателей столкнулись с «гостерами» после собеседования, что на 9% больше, чем в апреле 2024 года. Неделями и даже месяцами кандидаты остаются в неведении, не зная, на каком статусе рассмотрения они находятся и как можно улучшить свои навыки. Юлия Язикова, корпоративный и частный карьерный психолог, карьерный коуч в «Яндексе», называет это «периодом высокой неопределенности»: «Когда человек выходит на рынок, он и так в подвешенном состоянии. А если при этом нет ни обратной связи, ни какой-то понятной динамики, ни понимания, «что со мной не так» — тревога усиливается». «Молчанка» со стороны работодателя может восприниматься как эмоциональный удар, особенно если человек уже прошел несколько этапов собеседований.
Полина Рыльцова добавляет, что с психоаналитической точки зрения компания — это пространство, напоминающее семью. И если кандидат встречается с молчанием, он будто сталкивается с образом холодного, отвергающего родителя: «Работодатель бессознательно воспринимается как недоступная и карающая фигура. Это может оживить очень ранние травмы — допустим, если ребенка часто оставляли в одиночестве в детстве. Чувства всплывают и усиливаются, вследствие чего появляются гнев, разочарование и ощущение несправедливости. И это абсолютно объяснимая эмоциональная реакция», — комментирует Полина.
Что делать, если вы столкнулись с гостингом, и как защитить себя
Психологи утверждают, что любой может выстроить свои правила взаимодействия с работодателем и предотвратить гостинг. Если вы находитесь в начале пути поиска работы, вы можете попробовать следующее:
- Установите четкие сроки ответа — сколько вы готовы ждать решения от работодателя. Если время прошло, двигайтесь дальше;
- Уточните детали во время встречи — будет ли обратная связь, в каком формате и когда;
- Посмотрите на другие каналы поиска. По наблюдению Юлии Язиковой, работные сайты уже не показывают былую эффективность — лучше искать работу через нетворкинг и Telegram-сообщества: «Мы с клиентами буквально составляем список бывших коллег, знакомых и друзей, профессиональных контактов и пишем им напрямую», — делится Юлия.
Другая ситуация, если вы уже чувствуете психологическое напряжение из-за безрезультатных откликов или отсутствия фидбека после собеседования. Эксперты советуют попробовать следующие психологические приемы:
- Поработайте над самооценкой и синдромом самозванца. Для этого возьмите обратную связь о своей работе у бывших коллег, заказчиков и партнеров. Затем сделайте карьерное ревью — зафиксируйте свои опыт, проекты и достижения в отдельном документе: «Можно складывать все в отдельную папку или в Telegram-канал — скриншоты, письма, благодарности. Тогда в момент кризиса у вас будет на что опереться, чтобы не обесценивать себя», — говорит Юлия.
- Используйте ИИ-сервисы для самооценки и самоанализа. Инструменты подсветят ваши сильные стороны, укажут, какие навыки стоит потянуть, расскажут, как это сделать, а также проанализируют, на какую позицию и зарплату вы можете рассчитывать.
- Мысленно завершите контакт с компанией. Если работодатель не отвечает, важно поставить точку, хотя бы для себя — напишите письмо с благодарностью за опыт и попрощайтесь: «Письмо можно даже не отправлять, но это поможет вам не застревать в переживании», — поясняет Полина.
- Ведите календарь. Затяжной процесс трудоустройства может вызывать апатию, раздражение и эмоциональное выгорание — так же как и настоящая работа. Поэтому поиск стоит планировать, дозировать и ставить понятные цели и сроки.
- Окружите себя теми, кто способен оказать эмоциональную поддержку — друзья, родные и близкие. Если они не могут «подставить плечо», то хотя бы временно отключитесь от поиска работы и воздержитесь от общения с рекрутерами. Порадуйтесь, что вы избежали травмирующего опыта — скорее всего организация, которая игнорирует во время найма, так же относится к своим сотрудникам. Если, несмотря на рекомендации, вы чувствуете тревогу и бессилие, эксперты рекомендуют обратиться на личную консультацию к психологу или карьерному коучу. «Помните, что гостинг — это не про вас, а про рынок, систему и процессы в компании», — говорит Полина Рыльцова.
