Архитектурная утопия или будущее урбанистики: самые высокотехнологичные города мира

Woven City, Япония
Экспериментальный «город роботов», расположившийся в 140 км от Токио на 70 гектарах земли у подножия горы Фудзи, активно готовится к своему скорому запуску, который запланирован на октябрь этого года. Именно тогда в высокотехнологичный город заселят 360 человек, а в будущем население должно вырасти до 2000.
Амбициозный проект — детище автомобильной корпорации Toyota — анонсировали еще в 2020 году. За пять лет удалось завершить первую стадию строительства. Строится он с вполне конкретной целью: создать полигон для испытаний новых технологий в условиях реальной городской жизни — робототехники, нового функционала искусственного интеллекта и футуристических концепций транспорта, как личного, так и общественного. Жители — главный элемент полигона — будут тестировщиками всех инноваций и ценным источником обратной связи. Такой подход, по мнению создателей, сможет ускорить процесс создания и улучшения новых технологий.
Известно, что электричество будет вырабатываться исключительно с применением водородных технологий и солнечных панелей, а вместо привычных нам автобусов будут ездить автономные шаттлы автоконцерна Toyota E-Pallete, которые возили участников Олимпиады-2020 в Токио. Также будет действовать специальная подземная улица для автоматизированной доставки различных товаров.
Корпорация рассчитывает привлечь в Woven City сторонних разработчиков для испытания их технологий, а также надеется на туристический приток любопытствующих — для широкой публики город планируют сделать доступным уже в следующем году.
NEOM, Саудовская Аравия
На северо-западе страны, в округе Табук уже несколько лет строится грандиозный мегапроект NEOM — один из самых дорогих урбанистических проектов в истории. Инициатива наследного принца Саудовской Аравии Мухаммеда бен Сальмана была впервые проанонсирована в 2017 году — площадь будущего региона составит около 26 500 квадратных км, а стоимость всех затрат оценивается в $1,5 трлн.
Согласно задумке, NEOM (сочетание префикса «Нео» и арабского mostakbal, в совокупности дающие название «Новое будущее») будет состоять из трех ключевых элементов — умного города The Line, порта Oxagon и туристического курорта Trojena. Порт хотят сделать высокотехнологичной плавучей конструкцией, а на курорте возведут горнолыжные трассы, искусственное озеро и природный заповедник. И это в знойной песчаной пустыне.
The Line — лишь часть проекта NEOM, но именно он стал его самой узнаваемой и амбициозной частью. Это умный город, который будет состоять из двух гигантских зеркальных горизонтальных небоскребов, чья высота составит 500 метров, а длина — 170 км, что позволит городу протянуться через горы и пустыню от самого Красного моря. Согласно первоначальной идее, «стеклянный мегаполис» будет буквально нашпигован ветрогенераторами и солнечными панелями, а управление всем инфраструктурным функционалом возьмет на себя искусственный интеллект. Всего в городе будущего планируется поселить 9 млн человек, создать в нем вертикальные фермы и прийти к полному отсутствию углеродных выбросов.
Остается лишь вопрос — когда это можно будет увидеть воочию? Реальные темпы реализации оказались скромными: расходы уже превышают $50 млрд, а сроки завершения первой фазы сдвинуты вплоть до 2030-х годов, что вызвало вопросы о финансовой и логистической устойчивости проекта.
Telosa, США
Мысль о высокотехнологичной утопии не могла не обойти стороной Соединенные Штаты. Миллиардер Марк Лор, инвестор и бывший президент Walmart, еще в 2021-м опубликовал план мегаполиса нового тысячелетия под названием Телоса, что в переводе с греческого означает «высшая цель». Город, по его мнению, должен бросить вызов недостаткам капитализма и построить новую социально-экономическую модель равноправия, где люди смогут освободиться от тяготы соревнования между бедностью и богатством.
Как и в случае с The Line, строить его тоже собираются в пустыне, однако создатели до сих пор не определились с итоговой площадкой — сейчас выбор сужен до территорий на северо-западе США и в горах Аппалачи. Марк Лор уже сообщил, что выделит на строительство и развитие Телосы сумму в $400 млрд, а сам город займет не менее 12 000 гектаров. Разработкой проекта занимается датское бюро BIG под руководством Бьярке Ингельса.
Позиционируется Телоса как высокотехнологичный город шаговой доступности — планируется, что до любой необходимой инфраструктуры можно будет добраться за 15 минут пешком или на велосипеде, причем именно пешеходам и велосипедистам будет отдаваться приоритет. Согласно мысли проектировщиков, все здания будут плотно переплетены между собой в единую работающую сеть. Конечно, без транспортных средств не обойдутся, вот только вместо загрязняющих атмосферу автомобилей будут электромобили, а вместо автобусов — городская система канатных дорог. Большое внимание будет уделяться возобновляемым источникам энергии и принципам рециркуляции воды.
Строительство планируют закончить в 2030 году, и на начальном этапе в Телосу должны заселиться 50 000 человек. К 2050 году в нем сможет проживать до 5 млн жителей.
Brainport Small District, Хелмонд, Нидерланды
Брейнпорт, по сути, является больше умным районом, чем городом — сейчас в Хелмонде проживает 75 000 человек, но на ближайшие десять лет на площади в 12 гектаров запланирована масштабная стройка, в ходе которой должны появится 1500 новых домов. Центром города станет природный парк.
Согласно проекту, Брейнпорт превратится в «живую лабораторию», преследуя те же цели, что и японский Woven City — здесь будут проводиться испытания новых технологий в режиме реального времени в контролируемых городских условиях. Главный акцент будет на развитии экологичных инициатив — в проекте предусмотрены автономные производства продуктов питания и электроэнергии, а также на всей территории будет работать циклическая система, позволяющая использовать затраченные ресурсы повторно.
Генеральный план предусматривает десять участков, на которые будут заселять людей со схожими привычками и взглядами, что поможет, по мнению создателей, создать крепкие общины, в которых люди будут взаимодействовать максимально эффективно. Тем временем основными предприятиями города станут инновационные стартапы и исследовательские учреждения.
California Forever, США
Построить с нуля город будущего хотят не только в пустыне, но и поближе к океану. Инвесторы проекта California Forever — миллиардеры из Кремниевой долины — уже потратили более $900 млн, чтобы приобрести более 25 000 гектаров сельскохозяйственной земли неподалеку от базы ВВС Трэвис в округе Солано, штат Калифорния. Подобрали даже символичное название — «Калифорния Навсегда».
Идея состоит в том, чтобы создать урбанистический рай — вписать в городской пейзаж малоэтажные здания, водоемы, фруктовые сады и процветающие торговые кварталы. Новое сообщество должно будет насчитывать 50 000 жителей на старте и принесет штату более 15 000 новых рабочих мест. Планируется привлекать предпринимателей и стартапы, которые будут финансироваться создателями города. Так, например, на одно только профессиональное обучение жителей планируют выделить $70 млн, а на заселение — все $400 млн.
В данный момент решается вопрос с местными жителями, которые активно выступают против масштабной застройки. Ко всему прочему, необходимо юридически перевести статус земель с сельскохозяйственных на пригодные для жилой и коммерческой застройки. На ближайшие два года назначена экспертиза, которая решит судьбу проекта.
Сонгдо, Южная Корея
Этот проект уже существует, но может превратиться в самый дорогостоящий город-призрак в современной истории — на его создание потратили приблизительно $40 млрд.
По сравнению с другими, Сонгдо можно назвать совсем небольшим городом — его площадь составляет всего шесть квадратных километров, в пределах которых был расчет на плотную застройку и заселение примерно 300 000 человек. Однако, несмотря на все оптимистичные прогнозы, экономика города развивается слабо, а проживают в Сонгдо всего 70 000 жителей, и отток населения продолжается.
Строить его начали еще в 2005 году, а главные объекты открылись в 2009-м. Город был рассчитан по всем принципам комфорта и экологии — здесь есть множество парков и пешеходных зон, все парковки находятся под землей, а здания построены в футуристичном стиле.
Почему город в итоге заселен всего на четверть? Проблем оказалось несколько: в частности, почти нет возможностей для культурно-развлекательного досуга и дороговизна. Итог — в Сонгдо банально дорого жить, и это может себе позволить далеко не каждый кореец.
Sidewalk Toronto, Канада
Sidewalk Toronto — город, который должен был стать образцом урбанистического будущего, но не справился с настоящим и так и не воплотился в жизнь.
В 2017 году Sidewalk Labs — дочерняя компания Google, занимавшаяся городским планированием и инфраструктурой — объявили об амбициозном проекте
под названием «Sidewalk Toronto», который готовился три года. Его планировалось разработать на окраине канадского мегаполиса. Если в предыдущих проектах упор в основном шел на разработку и внедрение инновационных технологий, то здесь планировалось вывести на новый уровень каждый существующий аспект городской жизни.
В первую очередь создатели хотели создавать модульные дома из дерева и мицеллия, что позволило бы строительству быть быстрым, а самим зданиям — экологически чистыми. Ко всему прочему, модульные здания можно быстро переоборудовать — так, без больших затрат можно было бы превратить офис в парковку и наоборот. Что касается возобновляемых источников энергии, то на каждой стене и крыше должны были располагаться солнечные панели.
Негативно публикой была встречена инициатива полностью отказаться от автомобилей — создатели хотели добиться полной экологичности окружающего пространства и предлагали будущим жителям пересесть на велосипеды или общественный транспорт. Таким образом, в их понимании, город должен был стать безопаснее и чище, а также сделал бы ненужными парковки, которые занимают немалые площади.
Однако в 2020 году Sidewalk Toronto свернули — земля оказалась очень дорогой, что увело стоимость проекта к заоблачным цифрам, которые не смогли потянуть ни частные инвесторы, ни даже Google. Усложнили ситуацию и массовые протесты жителей Торонто.
