К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

«Лувр в пустыне»: как Игорь Савицкий собирал коллекцию русского авангарда в Нукусе

Каракалпакский государственный музей искусств имени Игоря Савицкого (Фото DR)
Каракалпакский государственный музей искусств имени Игоря Савицкого (Фото DR)
В музеях Москвы и Подмосковья этим летом и осенью идут три выставки, герой которых — Игорь Савицкий, художник, создатель музея в узбекском Нукусе, где собрана коллекция русского авангарда, немногим уступающая Русскому музею. 4 августа исполняется 110 лет с его дня рождения. Бывший директор музея в Нукусе Тигран Мкртычев размышляет о роли Савицкого в истории советского искусства

В первой половине 1950-х годов Игорь Савицкий работал в Хорезмской археолого-этнографической экспедиции, в которой он оказался случайно. В 1950 году художница Ирина Жданко (вдова одного из его учителей Льва Крамаренко) рекомендовала 35-летнего Савицкого в качестве художника своей сестре Татьяне, которая была заместителем начальника Хорезмской археолого-этнографической экспедиции. Так Савицкий отправился в Среднюю Азию.

Сейчас его полевые карандашные зарисовки раскопов памятника Кой-Крылган-кала вместе с другой графикой экспонируются на выставке «Не слитно, не раздельно» в «ГЭС-2». Наряду с непосредственной работой художника Игорь Савицкий успевал участвовать в раскопках, а в свободное время по вечерам писать на пленэре. Кроме того, помогая в маршрутных этнографических отрядах Татьяне Жданко, отвечавшей за это научное направление, он увлекся декоративно-прикладным искусством Каракалпакстана. По словам самого Савицкого, это увлечение послужило причиной его переезда из Москвы в Нукус.

Игорь Савицкий на пленэре (Фото DR)

В 1956 году, когда он как свободный художник жил в лачуге на краю нукусского базара, ничто не предвещало ему будущую славу основателя уникального музея. Через десять лет самоотверженного труда по сбору материалов этнографии каракалпаков и благодаря счастливому стечению обстоятельств, он занял пост директора нового музея в Нукусе. Его последующая судьба директора музея отражена в двух аудиоисториях, которые можно услышать на выставке. Они составлены из литературных произведений и воспоминаний людей, хорошо знавших Савицкого (Милицы Земской, Татьяны Жданко, Мариники Бабаназаровой, Эркина Жолдасова, Жолдасбека Куттымуратова).

 

Невозможно представить, что Игорь Савицкий знал все особенности музейной работы, однако одно обстоятельство ему было хорошо понятно: он хотел создать такой, который будет отличаться от известных художественных музеев. Первоначальная экспозиция была основана на собранных им произведениях декоративно-прикладного искусства. Савицкий добавил к ним материалы археологии и произведения изобразительного искусства.

Выставочный проект «Мир Игоря Савицкого» в Нукусском музее (Фото DR)

Сейчас такое экспозиционное решение никого не удивит, тем более что на выставке в «ГЭС-2» этот прием использован в полной мере. Поэтому можно сказать, «Не слитно, не раздельно» показывает Савицкого не только как художника. Он имеет косвенное отношение к идее выставки, когда соединенные вместе вещи разных эпох дают объемное представление о сложных процессах развития искусства, культуры, общества.  

 

На еще одной московской выставке — «Путь на Восток» в Третьяковской галерее — показаны несколько работ художника Льва Крамаренко, который совершал творческие поездки в Среднюю Азию в середине 1930-х годов. По словам кураторов, одной из задач выставки было стремление показать, как творчество русских художников послужило основой для развития национальных художественных школ. В экспликации к произведениям Льва Крамаренко Игорь Савицкий упомянут как самый известный его ученик,  впоследствии ставший основателем знаменитого Нукусского музея, который французские журналисты прозвали «Лувром в пустыне».

Савицкого действительно чаще принято оценивать не как художника, а как человека, который своим подвижническим трудом сохранил не признанное официальными властями изобразительное наследие советского времени. Однако, на мой взгляд, очень часто забывается, что Игорь Савицкий сыграл большую роль в формировании изобразительного искусства Узбекистана. 

Говоря об искусстве Средней Азии ХХ века в целом, необходимо упомянуть, что изобразительное искусство Узбекистана — это художественный феномен, демонстрирующий появление нового направления, станковой живописи, которой не существовало до конца XIX века в регионе. Формирование изобразительного искусства в Узбекистане в 1920-1940-е годы напрямую связано с развитием русского искусства и несколькими ключевыми именами, вокруг которых сложились региональные школы: Александр Волков и ташкентская школа, Павел Беньков и самаркандская школа.

 
Лев Крамаренко. «Вечер в Бухаре». 1935 (Фото Василий Кузьмичёнок·Агентство «Москва»)

Несколько позднее, в 1960-1970-е годы, происходило становление каракалпакской школы изобразительного искусства, на которую большое влияние оказал Игорь Савицкий. Очевидно, что этот процесс был длительным и состоял из нескольких этапов, когда положение Савицкого в Нукусе менялось от странного свободного художника до уважаемого человека (члена Союза художников СССР), который давал советы местным мастерам, и наконец директора музея, приобретавшего их картины и тем стимулировавшего их творчество.

Помимо фигуры Савицкого, немаловажное значение в формировании каракалпакской школы изобразительного искусства сыграла собранная им в музее коллекция живописи и графики. Известно, что Савицкий с увлечением демонстрировал свои приобретения. В работах местных художников, современников Савицкого, хорошо прослеживается знакомство с советским модернизмом 1920-1930-х годов. Таким образом, за кратким упоминанием в экспликации кроется большая история, не вошедшая в рамки выставки в Третьяковке. Это история о развитии изобразительного искусства Узбекистана ХХ века, где имя Игоря Савицкого стоит в одном ряду с такими именами, как Александр Волков и Павел Беньков.

Саму коллекцию государственного музея искусств Каракалпакстана имени Игоря Савицкого этим летом показывают в Подмосковье: в Государственном историко-художественном музее «Новый Иерусалим» проходит выставка «Свет между мирами», где представлены живописные коллекции ХХ века этих двух музеев.

Кураторы выставки «Свет между мирами», как и научные сотрудники Истринского музея, неоднократно писали и говорили, что коллекция живописи Савицкого во многом пересекается с коллекцией, которую собирали для подмосковного музея, и что в этой деятельности они фактически шли по следам Савицкого.

В изданном к выставке каталоге заведующая художественным отделом музея Людмила Денисова объясняет, почему так получилось: после университета хотелось серьезного дела, было желание на конкретном материале посмотреть, как проходили большие процессы в советском искусстве, хотелось быть в курсе бурной художественной жизни Москвы конца 1970-х — начала 1980-х годов. Нельзя не упомянуть, что это делалось с благословения музейного руководства «Нового Иерусалима» (директор Василий Нижегородов), всячески поддерживающего молодых искусствоведов. Результат: в Истре находится одна из интереснейших коллекций советского искусства ХХ века. 

 

Однако, если обратиться к истории формирования коллекции изобразительного искусства в самом Нукусе, она полна загадок. Игорь Савицкий был и идеологом, и исполнителем, и руководителем музея. Известно, что после его открытия он решил дополнить созданную экспозицию произведениями изобразительного искусства ХХ века и материалами археологии. Но как получилось, что основной интерес Савицкого как собирателя изобразительного искусства оказался сосредоточен на художниках, чьи работы по тем или иным причинам не получили официального признания?

«Свет между мирами» в музее «Новый Иерусалим» в Истре (Фото Артура Новосильцева·Агентство «Москва»)

Я не склонен объяснять выбор Савицкого из его собственного творчества. В Нукусском музее хранится около 500 работ художника, притом что их изучению до сих пор уделено не так много внимания (имеется краткое исследование Мариники Бабаназаровой). Опубликованные воспоминания современников не дают оснований видеть в Савицком сознательного спасителя «забытых художников», а также представителя художественной или идеологической фронды.

Можно предположить, что при составлении изобразительной коллекции музея Игорь Савицкий руководствовался только своим мнением, знаниями, связями, интуицией. Но за этими простыми понятиями стоят годы учебы в разных заведениях у разных педагогов, чьи имена составляют славу отечественного искусства. Соответственно, широкий круг общения в художественной среде, знание процессов, происходящих в изобразительном искусстве, полученные от своих учителей и приобретенные самостоятельно, давали Савицкому, что называется, «взгляд изнутри».

Возможно, в коллекции он выстраивал «свою историю советского изобразительного искусства», отличную от той, которая менялась на протяжении его жизни. Но для того, чтобы понять это, необходимо проводить долгое и кропотливое изучение изобразительных фондов нукусского музея. В этой связи трудно не согласиться со словами искусствоведа Василия Пушкарева, сказанными на церемонии прощания с Игорем Савицким, проходившей в Музее Востока в Москве: «Историю советского изобразительного искусства надо изучать в Нукусе». 

 

Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание « forbes.ru » зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2025
16+