К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Весь Шагал, Архип Куинджи и Гиляровский: главные выставки осени в Москве и Петербурге

Фрагмент картины Марка Шагала «Над городом», 1918
Фрагмент картины Марка Шагала «Над городом», 1918
Музеи Москвы и Санкт-Петербурга объявили потенциальные хиты нового выставочного сезона. Все проекты осени и начала зимы 2025–2026 года опираются на проверенные темы и приемы, работая «вдолгую», как пособия для неспешного изучения. Искусствовед Анастасия Семенович рассказывает про важнейшие выставки наступающего сезона в двух столицах
«Наш авангард», Санкт-Петербург
Евгений Елинер·Государственный Русский музей

«Наш авангард», Санкт-Петербург

Где: Русский музей, корпус Бенуа

Когда: до 1 декабря

Выставка «Наш авангард» в Русском музее продлится до 1 декабря, а после, когда вещи не из собрания Русского музея отправятся по домам, проект станет основой постоянной экспозиции (но сначала работы из Русского музея отправятся на выставку «Архетипы авангарда», которая откроется в Третьяковке на Кадашевской набережной 23 декабря). В Русском музее есть амбициозная задумка реэкспозиции всего корпуса Бенуа, и залы с авангардом — первый шаг на этом пути.

Показывая авангард из своего собрания, Русский музей выступил консервативно, устроив экспозицию так, чтобы выставка понравилась всем. Это последовательная история «измов»: импрессионизм, экспрессионизм, кубофутуризм и так далее. Многие явления музей показывал в рамках отдельных выставок и теперь их систематизирует. Одновременно демонстрируют хиты, которых ждут, но и дают «продышаться» коллекции: как никогда широко показывают, например, Павла Филонова. Владимиру Татлину посвящен отдельный зал.

Как отметил на открытии выставки куратор и архитектор Юрий Аввакумов, теперь в Русском музее можно увидеть почти в два раза больше авангарда, чем было раньше в постоянной экспозиции, и показывают его как «спокойное, классическое искусство без всякого оживляжа и сопутствующих ритуальных танцев». «Наш авангард» — в хорошем смысле выставка-учебник, но не совсем уж букварь с картинками для самых маленьких, скорее пособие для взрослого зрителя.

Проект опирается на опыт самого музея и Николая Пунина, первого заведующего отделом новейших течений музея, реконструируя его подход и решения. Так, «Наш авангард» наследует экспозиции, которую Пунин создал в этих стенах почти 100 лет назад, в 1927 году. Тогда распределение предметов в соответствии с логикой художественного процесса было новаторским. Сегодня формальный анализ произведений искусства интуитивно близок почти любому российскому зрителю, а формат выставки-учебника смотрится выгодно на фоне блокбастеров, которые интенсивно впечатляют, но запоминаются зачастую лишь шедеврами и толпами. Таким пособием была, например, и выставка «Ассамбляж. Объект. Инсталляция», которая прошла в Мраморном дворце совсем коротко и, к сожалению, в постоянную экспозицию не трансформировалась. 

«Архип Куинджи. Иллюзия света», Санкт-Петербург
Максим Стулов·Ведомости·ТАСС

«Архип Куинджи. Иллюзия света», Санкт-Петербург

Где: Русский музей, корпус Бенуа

Когда: с 12 сентября 2025 года по 30 марта 2026 года

Знаменитую «Лунную ночь на Днепре» обещают показать в полутемном зале. Именно так, обособленно и эффектно, картину увидели первые зрители в здании Общества поощрения художников на Большой Морской в 1880 году. Всего же на выставке будет более 200 предметов: в Русском музее хранится самая большая коллекция работ Архипа Куинджи в мире, 202 произведения, и именно вещи из его коллекции станут основой «Иллюзии света».

Дополнят их работы из других музеев России. Главная сложность — залы корпуса Бенуа, которые представляют собой не аэродромы новых музеев, а дореволюционную архитектуру. Сделать в ней блокбастер, как того хочет директор Русского музея Алла Манилова, сложно, ведь почти любой насыщенный проект некомфортен для зрителя просто потому, что залы не рассчитаны на толпу. И если с дизайном и архитектурой Русский музей в последнее время совладал, то сами залы, небольшие, «человечные» по масштабу, не изменить. 

«Свой человек. Владимир Гиляровский», Москва
«Король репортеров», портрет Владимира Гиляровского работы С. Малютина·DR

«Свой человек. Владимир Гиляровский», Москва

Где: Музей русского импрессионизма 

Когда: с 16 октября 2025 года по 25 января 2026 года

Фигура «короля репортеров» Владимира Гиляровского призвана объединить в проекте Музея русского импрессионизма контексты купеческой Москвы 1880-х и столицы 1930-х годов. Основной сюжет, судя по анонсу, — то, как стремительно менялся город в означенный период. Выставка займет три этажа: на первом экспозиция будет посвящена Москве и москвичам, на втором — герою, дяде Гиляю, который был своим и для городских низов, и для чиновников, и для богемы, а на третьем этаже зрители смогут погрузиться в контекст технического прогресса эпохи.

Выставку «Свой человек. Владимир Гиляровский» музей организует совместно с Политехническим музеем, так что работы Ильи Репина, Владимира Маковского, Абрама Архипова, Василия Кандинского, Константина Коровина, Наталии Гончаровой будут сопровождать технические чудеса эпохи: телефоны, фонографы, лампы накаливания и многое другое.

Музей приводит цитату из статьи Гиляровского о выставке в Политехническом музее: «Дети тычут пальцами в диковинные машины, купцы крестятся, а инженеры снисходительно улыбаются». В принципе взаимодействие современных зрителей с умными устройствами можно описать примерно так же. Удастся ли куратору Анастасии Винокуровой объединить изобразительное искусство XIX–XX веков, фонографы и «Алису» в один контекст — станет ясно на выставке.

Всего будет представлено 241 произведение из 53 музейных и 10 частных собраний, в том числе портрет Гиляровского кисти Сергея Малютина из Астраханской государственной картинной галереи им. Догадина, который в столице покажут впервые.

«Нетемные века: новеллы о Средневековье и академизмах», Москва
Ольга Тобрелутс·DR

«Нетемные века: новеллы о Средневековье и академизмах», Москва

Где: Дом культуры «ГЭС-2»

Когда: с 13 ноября 2025 года по 3 мая 2026 года

Выставка будет состоять из двух частей: первая расскажет о роли академизмов в отечественном искусстве, вторая — о том, что ключ к «пониманию современности» стоит искать в Средневековье. При этом кураторская группа (Дмитрий Белкин, Анна Ильченко, Андрей Паршиков) обещает одновременно показать, насколько романтизировано восприятие прошлого, и использовать исторические образы для анализа настоящего — звучит как выжимка из культурологического эссе, и предсказать, удастся ли выставка, невозможно, как бы проект ни привлекал на уровне идеи. 

Среди участников — Третьяковка и Русский музей, Музей истории религии и Музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева, Новгородский музей-заповедник, Музей Новой академии изящных искусств и Санкт-Петербургская Новая академия. Можно предположить обилие петербургского неоакадемизма, что логично после истории с заменой работ перед открытием выставки «Клин Новикова» в Русском музее летом 2023 года и большой выставки Ольги Тобрелутс в Фонде культуры «Екатерина» в 2025-м. Неоакадемизм музеефицируется по-взрослому, и ему это идет. На выставке будут работы Георгия Гурьянова и Беллы Матвеевой, Тимура Новикова и Ольги Тобрелутс. 

И если (нео)академическая капсула более-менее понятна — Александр Иванов, Александр Бенуа и неоакадемисты в одном пространстве наверняка будут смотреться прекрасно, — то средневековая часть не так предсказуема. Как рассказали Forbes Life в «ГЭС-2», пять работ создали специально для выставки. Это гобелен Тани Пеникер «Пляска смерти», который переосмысляет популярный сюжет Средневековья и Нового времени, инсталляция Людмилы Барониной «Охота на единорога, или Новая ткань времени», которая встраивает язык средневековых символов в современную иносказательность, «Подкоп» Дани Пирогова, который исследует тему изоляции как образ крепости. А Дарья Суровцева в проекте «Аллюз нумеро зеро», по словам организаторов, напрямую иллюстрирует «новаторство» Средневековья.

Концепция выглядит громоздкой и иносказательной, в духе времени: у кураторов в распоряжении народные хиты (тот же Виктор Васнецов), эстетский Серебряный век, не по-московски строгий рафинированный неоакадемизм, Дмитрий Пригов, Виталий Пушницкий и кто только не. Вопрос лишь в том, насколько зрелыми будут метафоры в этом высказывании. 

«Ускользающая красота», Москва
«Майские цветы», Виктор Борисов-Мусатов·ГТР

«Ускользающая красота», Москва

Где: Третьяковская галерея, Инженерный корпус

Когда: с 28 ноября 2025 года по 11 мая 2026 года

Живопись Борисова-Мусатова — подсвеченный луной и звездами пепел конца прекрасной эпохи, нежная элегия осени с весенним колоритом. За это особое настроение художника и любят, однако Третьяковская галерея предлагает не столько погружение в серебристую дымку, сколько поиск в ней конкретных очертаний. «Ускользающая красота» сосредоточится на методе художника, который создавал фотоэтюды и фотоэскизы живописных произведений.

Борисов-Мусатов использовал фотографию, чтобы зафиксировать моменты, неподвластные более традиционным изобразительным искусствам, а в парижский период вел фотодневник. В 2005 году в Третьяковке проходила выставка «Пророк и мечтатель», посвященная Виктору Борисову-Мусатову и Михаилу Врубелю, где также был акцент на месте фотографии в творчестве двух мастеров, однако об увлечении и методе Борисова-Мусатова и сегодня знают немногие зрители. В Инженерном корпусе покажут более 140 произведений художника из 20 музеев и частных коллекций, знакомые шедевры можно будет соотнести с фотоэтюдами.

«Искусство портрета. Личность и эпоха», Санкт-Петербург
«Голова францисканского монаха», Питер Пауль Рубенс

«Искусство портрета. Личность и эпоха», Санкт-Петербург

Где: Эрмитаж, Николаевский зал

Когда: с 8 декабря 2025 года по 29 марта 2026 года

Пока Русский музей во главе с Аллой Маниловой рвется к количественным показателям, Эрмитаж, напротив, сбавляет темп. Главный музей страны все более убедителен в образе ковчега: в отсутствие масштабных международных проектов он предлагает степенное переосмысление собственной огромной коллекции. Большие выставки здесь открываются не часто, но каждая становится событием, будь то фламандские натюрморты в 2024 году или «Упакованные грезы» — выставка 2025 года о женской моде 1920-х — начала 1930-х годов. 

В эпоху блокбастеров, когда тот же Русский музей показывает хиты Ивана Айвазовского ради привлечения массовых туристов, Эрмитаж не анонсирует ни одного крупного открытия осенью. Лишь 8 декабря в Николаевском зале предстанет ретроспектива портретного жанра от XX века до н.э. до XXI века н.э. «Искусство портрета. Личность и эпоха».

Как часто бывает с большими и долго вызревающими проектами, «Искусство портрета» предлагает зрителю провести свое небольшое исследование: музей обещает показать алтайские маски, древнеегипетские статуи, работы современных художников и все, что между ними, чтобы выявить художественную сущность жанра. 

Главные ассоциации по теме — конечно, эрмитажные работы Веласкеса, Рембрандта, ван Дейка, Гейнсборо — сокровища западноевропейского искусства Нового времени, ради которых многие идут в Эрмитаж. Но сообразно актуальному вектору (или деколониальному тренду, как посмотреть) Эрмитаж с его евразийской сущностью, о которой много говорит Михаил Пиотровский, покажет переплетение Востока и Запада и предложит соотнести хронологически близкие вещи. То есть западные хиты, конечно, будут, но в максимально широком и разнообразном контексте. В каждом из пяти разделов выставки будут предметы, представляющие разные традиции и цивилизации — размах истинно имперский, но другого от Эрмитажа никто и не ждет. Куратор проекта —заведующая отделом Античного мира музея Анна Трофимова.

Весь российский Шагал, Москва
Фрагмент картины Марка Шагала «Над городом», 1918

Весь российский Шагал, Москва

Где: ГМИИ им. Пушкина

Когда: декабрь 2025

В ГМИИ им. Пушкина в декабре откроется большая выставка Марка Шагала. Директор музея Ольга Галактионова на фестивале «Интермузей» так анонсировала проект: «Драматический сюжет выставки выстраивается вокруг событий, происходивших в стране и мире, которые повлияли на жизнь и творчество Шагала».

В последние несколько лет российские кураторы выбирают проводниками в как никогда актуальные драматические сюжеты прошлого века еврейских художников — это и «Еврейский авангард» в Еврейском музее и Центре толерантности, и петербургский проект KGallery «Местечко на Фонтанке. От Шагала до современности». Марк Шагал связывает самые разные контексты и события того сложного драматичного фона, оставаясь и примером авангарда, и любимцем зрителей — то есть фигурой со всех сторон удачной.

Музей обещает собрать почти все работы художника, находящиеся в России, и показать их «в новом ракурсе», ориентируясь на молодое поколение зрителей. Предполагается интригующее кураторское решение, которое в ГМИИ хотят сохранить в секрете до самого открытия выставки в Белом зале музея.

Курирует проект Евгения Петрова, которая с 1986 по 2023 год была заместителем директора Русского музея по научной работе и занималась в том числе организацией выставок. С Аллой Маниловой они разошлись, но Петрова осталась главным экспертом Русского музея по научно-издательской деятельности. Крупный проект вне стен родного музея может стать для нее важным успехом на московской сцене.

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание « forbes.ru » зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2025
16+