Весь Шагал, Архип Куинджи и Гиляровский: главные выставки осени в Москве и Петербурге

«Наш авангард», Санкт-Петербург
Где: Русский музей, корпус Бенуа
Когда: до 1 декабря
Выставка «Наш авангард» в Русском музее продлится до 1 декабря, а после, когда вещи не из собрания Русского музея отправятся по домам, проект станет основой постоянной экспозиции (но сначала работы из Русского музея отправятся на выставку «Архетипы авангарда», которая откроется в Третьяковке на Кадашевской набережной 23 декабря). В Русском музее есть амбициозная задумка реэкспозиции всего корпуса Бенуа, и залы с авангардом — первый шаг на этом пути.
Показывая авангард из своего собрания, Русский музей выступил консервативно, устроив экспозицию так, чтобы выставка понравилась всем. Это последовательная история «измов»: импрессионизм, экспрессионизм, кубофутуризм и так далее. Многие явления музей показывал в рамках отдельных выставок и теперь их систематизирует. Одновременно демонстрируют хиты, которых ждут, но и дают «продышаться» коллекции: как никогда широко показывают, например, Павла Филонова. Владимиру Татлину посвящен отдельный зал.
Как отметил на открытии выставки куратор и архитектор Юрий Аввакумов, теперь в Русском музее можно увидеть почти в два раза больше авангарда, чем было раньше в постоянной экспозиции, и показывают его как «спокойное, классическое искусство без всякого оживляжа и сопутствующих ритуальных танцев». «Наш авангард» — в хорошем смысле выставка-учебник, но не совсем уж букварь с картинками для самых маленьких, скорее пособие для взрослого зрителя.
Проект опирается на опыт самого музея и Николая Пунина, первого заведующего отделом новейших течений музея, реконструируя его подход и решения. Так, «Наш авангард» наследует экспозиции, которую Пунин создал в этих стенах почти 100 лет назад, в 1927 году. Тогда распределение предметов в соответствии с логикой художественного процесса было новаторским. Сегодня формальный анализ произведений искусства интуитивно близок почти любому российскому зрителю, а формат выставки-учебника смотрится выгодно на фоне блокбастеров, которые интенсивно впечатляют, но запоминаются зачастую лишь шедеврами и толпами. Таким пособием была, например, и выставка «Ассамбляж. Объект. Инсталляция», которая прошла в Мраморном дворце совсем коротко и, к сожалению, в постоянную экспозицию не трансформировалась.
«Архип Куинджи. Иллюзия света», Санкт-Петербург
Где: Русский музей, корпус Бенуа
Когда: с 12 сентября 2025 года по 30 марта 2026 года
Знаменитую «Лунную ночь на Днепре» обещают показать в полутемном зале. Именно так, обособленно и эффектно, картину увидели первые зрители в здании Общества поощрения художников на Большой Морской в 1880 году. Всего же на выставке будет более 200 предметов: в Русском музее хранится самая большая коллекция работ Архипа Куинджи в мире, 202 произведения, и именно вещи из его коллекции станут основой «Иллюзии света».
Дополнят их работы из других музеев России. Главная сложность — залы корпуса Бенуа, которые представляют собой не аэродромы новых музеев, а дореволюционную архитектуру. Сделать в ней блокбастер, как того хочет директор Русского музея Алла Манилова, сложно, ведь почти любой насыщенный проект некомфортен для зрителя просто потому, что залы не рассчитаны на толпу. И если с дизайном и архитектурой Русский музей в последнее время совладал, то сами залы, небольшие, «человечные» по масштабу, не изменить.
«Свой человек. Владимир Гиляровский», Москва
Где: Музей русского импрессионизма
Когда: с 16 октября 2025 года по 25 января 2026 года
Фигура «короля репортеров» Владимира Гиляровского призвана объединить в проекте Музея русского импрессионизма контексты купеческой Москвы 1880-х и столицы 1930-х годов. Основной сюжет, судя по анонсу, — то, как стремительно менялся город в означенный период. Выставка займет три этажа: на первом экспозиция будет посвящена Москве и москвичам, на втором — герою, дяде Гиляю, который был своим и для городских низов, и для чиновников, и для богемы, а на третьем этаже зрители смогут погрузиться в контекст технического прогресса эпохи.
Выставку «Свой человек. Владимир Гиляровский» музей организует совместно с Политехническим музеем, так что работы Ильи Репина, Владимира Маковского, Абрама Архипова, Василия Кандинского, Константина Коровина, Наталии Гончаровой будут сопровождать технические чудеса эпохи: телефоны, фонографы, лампы накаливания и многое другое.
Музей приводит цитату из статьи Гиляровского о выставке в Политехническом музее: «Дети тычут пальцами в диковинные машины, купцы крестятся, а инженеры снисходительно улыбаются». В принципе взаимодействие современных зрителей с умными устройствами можно описать примерно так же. Удастся ли куратору Анастасии Винокуровой объединить изобразительное искусство XIX–XX веков, фонографы и «Алису» в один контекст — станет ясно на выставке.
Всего будет представлено 241 произведение из 53 музейных и 10 частных собраний, в том числе портрет Гиляровского кисти Сергея Малютина из Астраханской государственной картинной галереи им. Догадина, который в столице покажут впервые.
«Нетемные века: новеллы о Средневековье и академизмах», Москва
Где: Дом культуры «ГЭС-2»
Когда: с 13 ноября 2025 года по 3 мая 2026 года
Выставка будет состоять из двух частей: первая расскажет о роли академизмов в отечественном искусстве, вторая — о том, что ключ к «пониманию современности» стоит искать в Средневековье. При этом кураторская группа (Дмитрий Белкин, Анна Ильченко, Андрей Паршиков) обещает одновременно показать, насколько романтизировано восприятие прошлого, и использовать исторические образы для анализа настоящего — звучит как выжимка из культурологического эссе, и предсказать, удастся ли выставка, невозможно, как бы проект ни привлекал на уровне идеи.
Среди участников — Третьяковка и Русский музей, Музей истории религии и Музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева, Новгородский музей-заповедник, Музей Новой академии изящных искусств и Санкт-Петербургская Новая академия. Можно предположить обилие петербургского неоакадемизма, что логично после истории с заменой работ перед открытием выставки «Клин Новикова» в Русском музее летом 2023 года и большой выставки Ольги Тобрелутс в Фонде культуры «Екатерина» в 2025-м. Неоакадемизм музеефицируется по-взрослому, и ему это идет. На выставке будут работы Георгия Гурьянова и Беллы Матвеевой, Тимура Новикова и Ольги Тобрелутс.
И если (нео)академическая капсула более-менее понятна — Александр Иванов, Александр Бенуа и неоакадемисты в одном пространстве наверняка будут смотреться прекрасно, — то средневековая часть не так предсказуема. Как рассказали Forbes Life в «ГЭС-2», пять работ создали специально для выставки. Это гобелен Тани Пеникер «Пляска смерти», который переосмысляет популярный сюжет Средневековья и Нового времени, инсталляция Людмилы Барониной «Охота на единорога, или Новая ткань времени», которая встраивает язык средневековых символов в современную иносказательность, «Подкоп» Дани Пирогова, который исследует тему изоляции как образ крепости. А Дарья Суровцева в проекте «Аллюз нумеро зеро», по словам организаторов, напрямую иллюстрирует «новаторство» Средневековья.
Концепция выглядит громоздкой и иносказательной, в духе времени: у кураторов в распоряжении народные хиты (тот же Виктор Васнецов), эстетский Серебряный век, не по-московски строгий рафинированный неоакадемизм, Дмитрий Пригов, Виталий Пушницкий и кто только не. Вопрос лишь в том, насколько зрелыми будут метафоры в этом высказывании.
«Ускользающая красота», Москва
Где: Третьяковская галерея, Инженерный корпус
Когда: с 28 ноября 2025 года по 11 мая 2026 года
Живопись Борисова-Мусатова — подсвеченный луной и звездами пепел конца прекрасной эпохи, нежная элегия осени с весенним колоритом. За это особое настроение художника и любят, однако Третьяковская галерея предлагает не столько погружение в серебристую дымку, сколько поиск в ней конкретных очертаний. «Ускользающая красота» сосредоточится на методе художника, который создавал фотоэтюды и фотоэскизы живописных произведений.
Борисов-Мусатов использовал фотографию, чтобы зафиксировать моменты, неподвластные более традиционным изобразительным искусствам, а в парижский период вел фотодневник. В 2005 году в Третьяковке проходила выставка «Пророк и мечтатель», посвященная Виктору Борисову-Мусатову и Михаилу Врубелю, где также был акцент на месте фотографии в творчестве двух мастеров, однако об увлечении и методе Борисова-Мусатова и сегодня знают немногие зрители. В Инженерном корпусе покажут более 140 произведений художника из 20 музеев и частных коллекций, знакомые шедевры можно будет соотнести с фотоэтюдами.
«Искусство портрета. Личность и эпоха», Санкт-Петербург
Где: Эрмитаж, Николаевский зал
Когда: с 8 декабря 2025 года по 29 марта 2026 года
Пока Русский музей во главе с Аллой Маниловой рвется к количественным показателям, Эрмитаж, напротив, сбавляет темп. Главный музей страны все более убедителен в образе ковчега: в отсутствие масштабных международных проектов он предлагает степенное переосмысление собственной огромной коллекции. Большие выставки здесь открываются не часто, но каждая становится событием, будь то фламандские натюрморты в 2024 году или «Упакованные грезы» — выставка 2025 года о женской моде 1920-х — начала 1930-х годов.
В эпоху блокбастеров, когда тот же Русский музей показывает хиты Ивана Айвазовского ради привлечения массовых туристов, Эрмитаж не анонсирует ни одного крупного открытия осенью. Лишь 8 декабря в Николаевском зале предстанет ретроспектива портретного жанра от XX века до н.э. до XXI века н.э. «Искусство портрета. Личность и эпоха».
Как часто бывает с большими и долго вызревающими проектами, «Искусство портрета» предлагает зрителю провести свое небольшое исследование: музей обещает показать алтайские маски, древнеегипетские статуи, работы современных художников и все, что между ними, чтобы выявить художественную сущность жанра.
Главные ассоциации по теме — конечно, эрмитажные работы Веласкеса, Рембрандта, ван Дейка, Гейнсборо — сокровища западноевропейского искусства Нового времени, ради которых многие идут в Эрмитаж. Но сообразно актуальному вектору (или деколониальному тренду, как посмотреть) Эрмитаж с его евразийской сущностью, о которой много говорит Михаил Пиотровский, покажет переплетение Востока и Запада и предложит соотнести хронологически близкие вещи. То есть западные хиты, конечно, будут, но в максимально широком и разнообразном контексте. В каждом из пяти разделов выставки будут предметы, представляющие разные традиции и цивилизации — размах истинно имперский, но другого от Эрмитажа никто и не ждет. Куратор проекта —заведующая отделом Античного мира музея Анна Трофимова.
Весь российский Шагал, Москва
Где: ГМИИ им. Пушкина
Когда: декабрь 2025
В ГМИИ им. Пушкина в декабре откроется большая выставка Марка Шагала. Директор музея Ольга Галактионова на фестивале «Интермузей» так анонсировала проект: «Драматический сюжет выставки выстраивается вокруг событий, происходивших в стране и мире, которые повлияли на жизнь и творчество Шагала».
В последние несколько лет российские кураторы выбирают проводниками в как никогда актуальные драматические сюжеты прошлого века еврейских художников — это и «Еврейский авангард» в Еврейском музее и Центре толерантности, и петербургский проект KGallery «Местечко на Фонтанке. От Шагала до современности». Марк Шагал связывает самые разные контексты и события того сложного драматичного фона, оставаясь и примером авангарда, и любимцем зрителей — то есть фигурой со всех сторон удачной.
Музей обещает собрать почти все работы художника, находящиеся в России, и показать их «в новом ракурсе», ориентируясь на молодое поколение зрителей. Предполагается интригующее кураторское решение, которое в ГМИИ хотят сохранить в секрете до самого открытия выставки в Белом зале музея.
Курирует проект Евгения Петрова, которая с 1986 по 2023 год была заместителем директора Русского музея по научной работе и занималась в том числе организацией выставок. С Аллой Маниловой они разошлись, но Петрова осталась главным экспертом Русского музея по научно-издательской деятельности. Крупный проект вне стен родного музея может стать для нее важным успехом на московской сцене.
