К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Кормить Тамагочи и жевать Hubba Bubba: что стало с брендами из детства миллениалов

Фото Getty Images
Фото Getty Images
Сегодня школьники идут на уроки со смартфонами, беспроводными наушниками и яркими ланчбоксами. А в начале нулевых их портфели выглядели совсем иначе. Там лежали вещи, о которых современные дети едва слышали: жвачка Hubba Bubba с километрами ленты, йогурт «Скелетоны» с конфетами в крышке, порошковый напиток Yupi. Одни бренды ушли в прошлое и остались только в коллекциях и блогах, другие — смогли переизобрести себя и остаться на рынке. К началу учебного года генеральный директор компании «Онлайн Патент» Алина Акиншина вспоминает культовые марки нулевых, которыми жили школьники того времени
Бомбастер

Бомбастер

Первые сухарики в небольших пачках со вкусами красной икры, грибов, барбекю, хот-дога и жевательной резинкой внутри появились на российских прилавках в 1998 году, а расцвет продаж пришелся на нулевые. 

Их выпускала компания «Сибирский берег» из Новосибирска. Сухарики предназначались для детской аудитории, а рекламный слоган гласил о запрете их продажи лицам старше 12 лет. 

Концепцию поддерживали ТВ-ролики: в них взрослые всеми способами пытались выманить у детей заветную пачку. Казалось, расчеты верны: реклама в стиле журнала «Ералаш», бонус в виде жвачки и разнообразие вкусов должны были привлечь целевую аудиторию младше 12 лет. Реальность показала другой результат — продажи «Бомбастера» падали, поэтому производитель решил провести ребрендинг. Сначала с упаковок убрали подростка и разместили странное шерстяное инопланетное существо, а затем «Сибирский берег» и вовсе прекратила производство сухариков и начала выпускать попкорн. 

На нулевые также выпал бум продаж сухарей под марками «Три корочки», «Емеля», «Компашки» и многих других, на рынке шла ожесточенная битва конкурирующих компаний-производителей. В итоге все пали под натиском зарубежной компании, которая вышла с брендом «ХрустTeam».

Тамагочи

Тамагочи

Tamagotchi впервые были представлены японской компанией Bandai 23 ноября 1996 года. Однако в Россию оригинальные устройства поступили не сразу. В 90-е на территории бывшего СССР в основном продавались китайские аналоги. 

Эти виртуальные животные требовали внимания: их нужно было кормить, играть с ними, следить за состоянием здоровья и вовремя убирать за ними. Популярность была настолько высокой, что в школах создавались «клубы питомцев», где дети обменивались секретами ухода и устраивали соревнования. Производители расширяли линейку: появлялись питомцы разных форм, размеров и цветов с уникальными характерами и мини-играми.

В какой-то момент об игрушках забыли, но в последние годы тамагочи переживает второе рождение. В Великобритании открылся официальный магазин бренда, а в России игрушки доступны на крупных маркетплейсах. Кроме того, появились современные версии с расширенными функциями: цветными экранами, мобильными приложениями для синхронизации с телефоном и возможностью участия в онлайн-сообществах владельцев. На территории России товарный знак Tamagotchi зарегистрирован и охраняется законом. К слову, сейчас бренд активно развивается. Тамагочи даже ушли в метавселенную. 

Yupi

Yupi

Популярный в 90-е и нулевые годы напиток, который выпускался в виде порошка в небольших пакетиках. Дети с нетерпением разводили его водой, наблюдали, как лимонад превращается в яркую сладкую жидкость, и потом пили из бутылочек или школьных кружек. Яркие фруктовые вкусы и возможность самостоятельно приготовить свою порцию делали Yupi настоящим хитом.

Производить растворимый напиток начали в начале 90-ых в Чили. Латиноамериканская компания Corpora Tresmontes являлась официальным поставщиком напитка в Россию. Сегодня Yupi можно встретить на маркетплейсах, но массового ажиотажа уже нет. Для миллениалов бренд остался ностальгическим символом школьного детства — ярким, сладким и немного «химическим» воспоминанием о нулевых.

Йогурт «Скелетоны»

Йогурт «Скелетоны»

Йогурт «Скелетоны» — продукт компании «Данон» — был выпущен на российские прилавки в 2004 году. Целевой аудиторией бренда были школьники, бывшая аудитория «Растишки». Отличительной чертой «Скелетонов» был бонус в виде конфет под крышкой йогурта — их можно было добавить внутрь или съесть отдельно. 

Название йогуртов, их реклама и другая коммуникация по теме скелетов подчеркивала важность употребления кальция для укрепления детских костей. Слоган производителя звучал так: «Позаботьтесь, дети, о своем скелете». Рекламные персонажи представлялись как близкие по духу целевой аудитории — обычные ребята, гуляющие во дворе, посещающие школу в модных кепках. 

Концепция продвижения и стала камнем преткновения. Мамы детей стали жаловаться на пугающую рекламу, а бутылочки с йогуртом сравнивали с флаконами с ядом. Спустя четыре года после выхода на прилавки, в 2008 году, производитель остановил производство продукта по решению Комиссии по рекламной этике. 

Столкнувшись с трудностями в России, в Данон не отчаялись и перезапустили йогурты под названием «Костици» в Чехии.

Игрушка-пружинка «Слинки»

Игрушка-пружинка «Слинки»

Оригинальные Slinky производит компания Just Play в США, в городе Холлидэйсбург, на оборудовании, созданном еще в 1943 году инженером ВМФ Ричардом Джеймсом. Он пытался разработать улучшенный тип механизма, который помог бы стабилизировать корабль во время морской качки. Однажды он случайно уронил пружину, и она «пошла гулять» по полу, что и дало изобретателю идею превратить её в игрушку. 

«Слинки» быстро стала популярной в США: ее использовали даже как антенну во время войны во Вьетнаме и тестировали ее физические свойства в космосе. Под руководством жены Джеймса компания расширила производство и создала новые модификации игрушки, включая Slinky Dog, героя мультфильма Pixar. В 2000 году Slinky попала в Национальный Зал славы игрушек и стала официальной игрушкой Пенсильвании. 

Несмотря на всемирную популярность, в Россию Slinky пришла лишь в начале 2000-х, когда импортные игрушки начали активно появляться на полках магазинов. В 90-е на рынках и в киосках можно было встретить ее подделки. Сегодня Slinky продается в России и остается ностальгическим сувениром, особенно как антистресс-игрушка, хотя массового ажиотажа, как в нулевые, уже нет. Товарный знак «Слинки» охраняется в России, но на рынке встречаются многочисленные китайские аналоги и подделки.

Тетрис

Тетрис

Русский программист Алексей Пажитнов создал игру еще в 1984 году, а в середине 90-х и начале нулевых тетрис массово обосновался в рюкзаках российских школьников. Простая и одновременно гипнотическая механика с падающими фигурами быстро сделала его любимым развлечением детей и подростков, а позже и взрослых.

Сегодня Tetris развивается как глобальный бренд. В 2024 году The Tetris Company отметила 40-летие игры. В России бренд представляет компания CPLG, которая занимается распространением лицензий на игры, одежду, кружки и настольные игры с символикой. С точки зрения интеллектуальной собственности, Tetris защищен товарными знаками и авторскими правами. Объектами правовой охраны являются название игры, логотип и основные дизайн-решения.

Hubba Bubba

Hubba Bubba

Наверное, самая популярная жвачка среди подростков нулевых, выпускаемая американской Wrigleys. Бренд появился еще в 1979 году, но на российском рынке пик продаж пришелся только на нулевые. За время существования бренда компания перепробовала множество вкусов и видов «Хубба Буббы» — от классических подушечек до жвачки с жидким наполнением внутри. Взорвала рынок Bubble Tape — лента из жвачки длиной 180 сантиметров в круглой упаковке. Сначала она выпускалась в классическом вкусе бабл-гам, затем линейка расширилась до винограда, ежевики и других. Причина постепенного исчезновения Bubble Tape из магазинов не объяснялась, однако сегодня на маркетплейсах все еще можно найти ту самую «Хубба Буббу» и мысленно вернуться в детство. 

Молочные продукты «Здрайверы»

Молочные продукты «Здрайверы»

«Химичите, наверное, чтобы детям понравилось?» — спрашивают в рекламном ролике у производителя, на что серьезный мужчина в халате неизменно отвечает отрицательно. 

Бренд «Здрайверы» — продукт компании «Вимм-Билль-Данн», занявший полки магазинов в 2000-х. Персонажи Тим (утконос), Эмма (страусиха), Буч (носорог), Газ (кенгуру) и Же (зебра) по задумке производителя должны были стать кумирами детей и подростков, а вышеупомянутое интервью прямо из цеха убеждало взрослых в качестве и безопасности продукции. Бренд развивали и через сайт для детей с различными играми. После затратных усилий неравное соревнование с «Растишкой» приблизило остановку в выпуске продукции. Бренд не смог заинтересовать ни взрослых, ни детей.

Фишки Pokémon

Фишки Pokémon

Яркие пластиковые диски с изображениями покемонов стали популярными в России в 2000-х. Их часто продавали в комплекте с жевательной резинкой или чипсами, а также выпускали сериями. Коллекционирование этих фишек стало хобби для многих детей того времени. Они использовались в играх, где целью было сбить фишку соперника с помощью своей.

Товарные знаки Pokémon в России зарегистрированы и по-прежнему охраняются. Их владелец — японская компания Nintendo, которая зарегистрировала первый знак еще в 2000 году, в ряде различных классов МКТУ, включая игровые устройства, программное обеспечение, игрушки и другие товары. 

В России на маркетплейсах можно найти как отдельные фишки, так и целые коллекции. Цены зависят от редкости и состояния фишек.

Шокобарокко

Шокобарокко

Нежное печенье плюс плитка молочного шоколада — «Шокобарокко» — премиальный отечественный аналог французского бренда Petit écolier («Маленький школьник»). Торговая марка появилась на российском рынке в 2006 году благодаря фабрике «Большевик», входившей в состав концерна по производству продуктов питания «Крафт Фудс». 

По меркам нулевых это было дорогое лакомство, поэтому им обычно поощряли хорошее поведение и отличную учебу — о чем до сих пор с ностальгией вспоминают миллениалы в тематических группах социальных сетей. На сегодняшний день «Шокобарокко» продолжает существование, официальная торговая марка зарегистрирована и правообладатель — ООО «Мон'дэлис Русь». Однако в продаже те упаковки с улыбающимся мальчиком найти крайне сложно.  

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание « forbes.ru » зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2025
16+