К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Посвящение Майе Плисецкой и «Мертвые души»: пять спектаклей на музыку Родиона Щедрина

Большой театр, «Конек-Горбунок» (Фото DR)
Большой театр, «Конек-Горбунок» (Фото DR)
В ночь на 29 августа в возрасте 92 лет умер Родион Щедрин. Он был одним из самых востребованных композиторов своего времени, который смог отразить его черты в творчестве. Щедрин был предтечей оттепели, певцом народной темы в 1960-е, наследником классической традиции в 1970-80-е. Музыковед Марина Гайкович специально для Forbes Life выбрала пять спектаклей на музыку Родиона Щедрина, которые можно увидеть в театрах Москвы и Санкт-Петербурга

Родион Щедрин родился 16 декабря 1932 года в Москве. Окончил Московскую консерваторию как композитор и пианист, там же прошел аспирантуру и преподавал. Его сочинения исполняли лучшие оркестры, а балеты и оперы ставили в Большом. В 1968 году композитор отказался подписать открытое письмо деятелей культуры СССР в поддержку введения войск Организации Варшавского договора в Чехословакию. В 1962-1973 годы Щедрин был секретарем правления Союза композиторов РСФСР, а в 1973-1990 годы являлся председателем этой организации. В 1989-1991 годы был народным депутатом СССР от Союза композиторов СССР. Полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством».

С 1958 года Щедрин был женат на балерине Майе Плисецкой. Это была одна из самых красивых пар в театральном мире. «Я тебя обожаю», — были последние слова балерины мужу. Она завещала объединить их прах и развеять над Россией.

После перестройки вместе с супругой Щедрин уехал за границу. Композитор смогу войти и в европейское сообщество: музыку ему заказывали и исполняли крупнейшие институции. Уже в ХХI веке произошло грандиозное возвращение его творчества в Россию: Валерий Гергиев ввел в репертуар Мариинки практически все музыкально-театральные сочинения Родиона Щедрина и исполнял в концертных программах симфонические.

 

Все последние годы Родион Щедрин жил в Мюнхене, давно не приезжал в России. Его 90-летие, вопреки традиции праздновать круглые даты концертами в Москве, прошло без именинника. Но Валерий Гергиев вместе с артистами Мариинского театра сыграл в Московской филармонии концерт из музыки композитора.

В российских театрах до сих пор можно увидеть постановки на музыку Родиона Щедрина — рассказываем о самых знаковых из них. 

 
«Кармен-сюита», Большой театр
Большой театр

«Кармен-сюита», Большой театр

«Кармен-сюита» в творчестве Щедрина — случай уникальный. Этот балет для Майи Плисецкой ставил в Большом театре кубинский хореограф Альберто Алонсо, а Щедрин перекраивал оперу Бизе. И здесь проявился его композиторский гений: Щедрин не просто «аранжировал», он словно присвоил себе материал и написал свою пьесу — со своей драматургией (композиция Бизе была пересмотрена), со своей уникальной инструментовкой. Здесь Кармен бросала вызов судьбе: хореограф выразил идею балета во фразе «Вся жизнь Кармен — коррида». Говорят, партийная верхушка в лице министра культуры Екатерины Фурцевой была шокирована эротическими движениями танцоров.

В 2005 году «Кармен-сюита» вернулась в Большой, чтобы каждая прима могла примерить на себя образ роковой цыганки. В ближайшем спектакле (25 сентября) на сцене Большого танцует Элеонора Севенард. 

«Конек-Горбунок», Большой театр
Большой театр

«Конек-Горбунок», Большой театр

«Музыка к балету «Конек-Горбунок» — моя ранняя, очень ранняя работа. Но работа этапная, важная для моего творческого самоутверждения, многое в жизни моей определившая. Работа, на которой «поймал» я в свои музыкантские руки неземную Жар-Птицу — Майю Плисецкую. Ей эта партитура и посвящена», — писал Родион Щедрин.

Только выпустившись из консерватории, он получил заказ от Большого театра — и с блеском его выполнил. Партитура балета — настоящая феерия, вдохновленная, с одной стороны, народной музыкой (в консерватории Щедрин ездил в этнографические экспедиции и на практике открыл для себя подлинный мир фольклора). С другой, традицией — Чайковским и, конечно, Стравинским. Щедрин сочинил настоящую балетную сказку, достойную лучших сцен.

Сегодня «Конек-Горбунок» есть в репертуаре Мариинского, Михайловского и Новосибирского театров. Совсем недавно балет вернулся в Большой: в постановке Максима Петрова танцуют звезды труппы. Впрочем, зрителя больше поражает не хореография, а яркая сценография Юлианы Лайковой. Время от времени балетом дирижирует Валерий Гергиев. 

«Не только любовь», Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко
МАМТ

«Не только любовь», Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко

Первую оперу Щедрина «Не только любовь» иронично называют «колхозным «Онегиным». Ее главная героиня Варвара Васильевна — сильная женщина, в отсутствие мужчин взявшая на себя обязанности председателя колхоза. Она влюблена в молодого Володю Гаврилова, который не стесняется проявлять знаки внимания, хотя у него есть невеста. Есть в опере и еще одно действующее лицо — народ. В деревне ничего не скроешь, и невольные «зрители» заинтригованы: поддастся Варвара соблазну или устоит. Сюжет в духе своего времени — такие были и в советском кинематографе.

Щедрин в центр партитуры вывел частушку: истинно народный жанр, в юмористической форме обыгрывающий злободневные темы. Но композитор поэтизирует частушку, приподнимая порой ее звучание до настоящей драмы. А образы колхозников — до шекспировских героев. В исполнении больших артисток Варвара Васильевна вырастает до масштаба Катерины Измайловой в опере «Леди Макбет Мценского уезда» Дмитрия Шостаковича. 

Евгений Писарев и Зиновий Марголин сделали в Музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко спектакль о том, как в тяжелом послевоенном времени загорается надежда на светлое будущее, на перемены: стало возможно говорить не только о долге перед страной, но о собственных чувствах. О том, что не за горами — оттепель, и возможно, это первые ее лучи. Интерпретация дирижера Феликса Коробова, с акцентом на лирику, — одна из лучших его работ. Опера «Не только любовь» была признана лучшим спектаклем премии «Золотая маска» в 2025 году.

«Левша», Мариинский театр
Мариинский театр

«Левша», Мариинский театр

«Мне кажется, это один из величайших наших писателей, который заглянул в непостижимые тайны российской души и характера, непредсказуемой логики поведения и поступков», — говорил Щедрин о Николае Лескове. Хоровой концерт «Запечатленный ангел», «Очарованный странник» и «Левша» — три крупных сочинения были написаны Щедриным по Лескову. Опера «Левша» — специально для Мариинского театра, с посвящением к 60-летию Валерия Гергиева. Он, в свою очередь, стал для музыки Щедрина в буквальном смысле хранителем и проводником: беспрецедентный случай в современной практике, чтобы большая часть наследия одного композитора шла в одном театре. 

«Мертвые души», Мариинский театр
Мариинский театр

«Мертвые души», Мариинский театр

Первая половина жизни Родиона Щедрина была связана с Большим театром: там прошли мировые премьеры всех его балетов и одной грандиозной оперы. «Мертвые души» Гоголя были абсолютно созвучны дарованию Щедрина, его умению создать выпуклые образы, меткие и порой полные юмора характеристики и его чувству музыкальной драматургии.

Но главное, что Щедрин почувствовал в творчестве Гоголя и смог передать на сцене, — это образ страны, с ее безграничными просторами и живыми душами. Он ввел хор и женские народные голоса в оркестр и «прослоил» партитуру лирическим мотивом дороги. В советское время в опере дирижировал Юрий Темирканов, а ставил ее Борис Покровский, что, конечно, способствовало грандиозному успеху. Практически сразу после премьеры в Большом «Мертвые души» были поставлены в Кировском (сейчас — Мариинском) театре. 

В ХХI веке «Мертвые души» в Мариинке поставил режиссер Василий Бархатов. Вместе с художником Зиновием Марголиным они вывели в центр спектакля тот самый образ дороги: две огромные пары колес «скрепляют» сцену. 

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание « forbes.ru » зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2025
16+