К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Музей-ферма в Царском селе и история балета: осенние выставки в Санкт-Петербурге

Инсталляция «Купающийся слон» в Царском селе (Фото DR)
Инсталляция «Купающийся слон» в Царском селе (Фото DR)
Помимо больших парадных выставок в Эрмитаже и Русском музее, парки, городские усадьбы и загородные императорские резиденции открыли множество камерных выставок, где экспозиция вступает в диалог с пространством и погодой за окном. Forbes Life рассказывает про самые интересные из них
«Не любовь»
Фрагмент экспозиции (фото DR)

«Не любовь»

Где: Myth Gallery

Когда: до 21 сентября 

Проект выпускников кафедры художественной обработки металла Академии им. Штиглица: пять девушек демонстрируют невероятную мощь и свободу как в работе с материалом, так и в выражении своих чувств. Все художницы по-разному видят и чувствуют металл. Дарья Чичак, чей объект «Самая моя большая любовь» открывает экспозицию, создает нечто похожее на тяжелые оклады из прокатной стали. Под толстым металлом проступают лица, написанные горячей эмалью.

Почти кружевная, невесомая работа Анастасии Нестеровой «Вечный дом», заключенная в старую деревянную раму из ее родного дома в Карелии, как своеобразный металлический витраж, повествует о жизни, которой больше нет, так как дом теперь разрушен. Впечатляет разнообразие техник: от слесарной обработки до гальваники и патинирования, от литья до анодирования. Работа Екатерины Колосовской «Сияние» из титана и алюминия создана с применением лазерной кисти, разработанной в лаборатории ИТМО. Нашлось место и такой исконно женской практике, как вышивание. На фрагменте работы Лины Ставинчук «Повседневный театр. Искусство смыслов» можно увидеть что-то вроде вышивки серебряной нитью по листу прокатной стали. 

«Травма и перерождение»
Илья Федотов-Федоров. «Красное на красном», 2024 (фото DR)

«Травма и перерождение»

Где: галерея Anna Nova

Когда: до 12 октября

Выставка из собрания коллекционера Зои Галеевой — проект объединяет 80 произведений живописи, графики, фотографии скульптуры и керамики таких авторов, как Ирина Корина, Хаим Сокол, Лиза Бобкова, Кирилл Гаршин, Егор Федоричев, Александра Гарт, Дэвид Лашапель. Концепция выставки основана на теории о тени как отвергаемой части психики человека, разработанной Карлом Густавом Юнгом. Однако, наверное, главное ее достоинство в том, что ее можно рассматривать без оглядки на концепцию, наслаждаясь мастерски выстроенными диалогами между объектами и видом за окнами галереи.

К примеру, бронзовый объект Евгения Алтуфьева «Без названия» (2024), китайский сосуд в форме лотоса, относящийся к эпохе династии Юань (XII–XIII век н.э.), и артбрют Евгения Габрического сами вступают во взаимодействие друг с другом и со зрителем, не нуждаясь в концептуальных подпорках. Но можно включится в игру и, следуя мысли куратора, рассматривать экспозицию как сад, как Голем и как сон.

«Арт-ферма»
Работа Артема Филатова «Бу!» (фото DR)

«Арт-ферма»

Где: музей-заповедник «Царское село»

Когда: до 31 октября

Комплекс «Императорская ферма» в Царском селе открылся после реставрации в 2024 году. Директор ГМЗ «Царское село» Ольга Таратынова позиционирует ее как пространство для молодежной аудитории, ориентированное на актуальное искусство. При поддержке Сбербанка здесь реализуют уже второй проект с молодыми художниками. 

Когда-то на ферме содержали  коров, лошадей, коз, овец-мериносов, а также и экзотических животных, например лам, по соседству проживал и слон, которого водили купаться на пруд в парке. Его судьба печальна: его застрелили революционные матросы в 1917 году. Памяти животного посвящена инсталляция Марии Пуховой — ажурный стеклянный слон будто выныривает из воды, переливаясь на солнце, эта хрупкость напоминает и о судьбе того самого слона, и о беззащитности всего живого. «Купающегося слона» почти сразу после открытия повредили некие посетители, решившие, несмотря на просьбы не трогать объект, сфотографировать ребенка на слоновьем ухе.

Тезис о беззащитности в ироническом ключе подкрепляет работа Артема Филатова «Бу!». На лужайке между зданием Козлятника и Молочного павильона  расположились пять козлят. Это так называемые миотонические козы, которые, услышав резкий звук, падают в обморок. О том, что вся эта пастораль происходит на территории музея, напоминает объект Константина фон Рибена «Тапочки профессора Яковлева», оммаж первым музейным войлочным тапкам, которые предписывалось надевать посетителям, чтобы не повредить драгоценный дворцовый паркет. Мощные гранитные тапки вандалостойкие, их  можно примерять в свое удовольствие. Гранит, из которого они высечены, — местный, царскосельский, найденный в парке.

«Фрагменты эпох»
Виктор Тетерин, «Обнаженная», 1966 (фото DR)

«Фрагменты эпох»

Где: Музей искусства Санкт-Петербурга ХХ–ХХI веков

Когда: до 11 января 2026 года

Новое здание Музея искусства Санкт-Петербурга ХХ–ХХI веков — особняк купца Ивана Алафузова, который принадлежал семье до 1917 года. Семейство было не чуждо культуре и просвещению, и на средства Торгово-промышленного общества Алафузовских фабрик и заводов, образованного после смерти Ивана Ивановича Алафузова, содержало школу на 200 учеников, библиотеку с читальней, музей, народный театр на 900 зрителей, а также больницу для рабочих. Правление предприятия находилось тоже в этом особняке. 

Парадные залы особняка Алафузовых, отреставрированные методом консервации, выглядят очень достоверно. Музей планирует использовать их для демонстрации своих фондов. Выставка «Фрагменты эпох» — фрагментарная, поделенная на разделы. Древняя мифология здесь соседствует с музыкой, а также и 1990 годами, временем, когда андерграунд стал выставочной нормой. Есть воссозданный интерьер мастерской художника Виктора Данилова, одного из ведущих художников «озерковско-шуваловской группы», с выцветшими обоями и мебелью. Все вместе парадоксальным образом напоминает одну из грандиозных петербургских коммуналок в центре города, где в каждой комнате протекает своя жизнь. Но именно эта эклектика как нельзя лучше рассказывает о разнообразии фондов музея. Среди представленных работ есть великолепные вещи, например: лирическая картина «Слышу музыку» Геннадия Устюгова (1991), обаятельная «Девушка в розовой шляпке» Арона Зинштейна (2017), «матиссовская» по цветам «Обнаженная» Виктора Тетерина (1966). Современное искусство представлено отличной работой «Пользователь» Recycle Group (2021). 

«Пьер и Сильфиды»
Фрагмент экспозиции (фото DR)

«Пьер и Сильфиды»

Где: Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства

Когда: до 5 апреля 2026 года

В основе выставки «Пьер и Сильфиды» — личный архив балетмейстера Пьера Лакотта, который был передан в дар Санкт-Петербургскому музею театрального и музыкального искусства его вдовой Гилен Тесмар. И это первое представление дара публике. В архиве более 1500 единиц хранения, многие артефакты ждут исследования. Французский балетмейстер Пьер Лакотт известен тем, что вернул на сцену так называемый «белый балет», символом которого была балерина Мария Тальони. На выставке представлен архив Лакотта, связанный с Тальони. Материалы, которые Пьер Лакотт, буквально одержимый балериной и романтическим балетом, собирал в течение жизни. Есть  альбом с материалами о Марии и ее отце Филиппо Тальони. Есть рукопись книги Лакотта о Марии Тальони, которую сейчас готовят к изданию на русском языке. 

Пьер Лакотт, начинавший как модернист, вернул в балетный контекст середины XX столетия «Сильфиду», поставив ее для  французского телевидения. После грандиозного успеха этого проекта спектакль и исполнительница заглавной партии Гилен Тесмар были приглашены в Парижскую оперу. Гилен Тесмар, формально не имевшая права быть этуалью (высший статус в Парижской опере), так как училась в Консерватории, а не в Балетной школе Оперы, все-таки ею стала. 

Выставка рассказывает не только о Лакотте и Тесмар, но и о романтическом балете в целом. Перед посетителем предстает силуэт романтизма, который складывается из гравюр и фотографий балерин разных эпох в партиях из романтических балетов, уникальных артефактов, таких как письмо, изящнейшим почерком написанное самой Марией Тальони (дар музею Владимира Васильева). Костюма, в котором балерина Галина Уланова — воплощение русского белого балета в ХХ столетии — в последний раз выходила в «Шопениане». Костюма Гилен Тесмар из «Сильфиды», в котором она танцевала на пике карьеры. И туфельки Марии Тальони. Даже фасад здания музея преобразился. В дни работы выставки на нем можно увидеть летящих друг к другу навстречу двух Сильфид — Анну Павлову и Гилен Тесмар. 

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание « forbes.ru » зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2025
16+