Как архитектор Кунцзян Ю и его «города-губки» помогают Китаю бороться с наводнениями

В июле 2012 года в Пекине случился огромный внезапный паводок ― тогда из-за сильных дождей в китайской столице из берегов вышла близлежащая река Цзюйма. Менее чем за сутки из собственных домов были вынуждены эвакуироваться почти 60 000 местных жителей и погибло 79 человек. Ущерб городу оценили примерно в $1,6 млрд.
То наводнение и другие похожие происшествия в том же году подтолкнули китайское правительство к поиску новых стратегий контроля наводнений. Среди рассматриваемых тогда вариантов оказалась концепция так называемого «города-губки», который поглощает и удерживает дождевую воду при помощи зеленых пространств. Данный подход разительно отличается от строительства крупномасштабной водоотводной инфраструктуры типа дамб и бетонных сооружений. Основоположником направления является 62-летний Кунцзян Ю, учредитель ландшафтно-архитектурного бюро Turenscape.
По словам инженера, привычные стратегии по контролю наводнений заключаются в «накоплении воды, ускорении ее потока и борьбе с ней». В его же собственных проектах все наоборот: «вода задерживается, замедляется и принимается». К тому же эти самые зеленые пространства помогают еще охлаждать города, где из-за повсеместности асфальта и бетона температура обычно выше, нежели в окрестностях, и задействовать дождевую воду под нужды местного населения.
В 2015 году власти Китая сделали города-губки частью национальной политики, во многом отреагировав на призывы со стороны Ю, который за долгие годы провел для китайских чиновников сотни презентаций. Состоятельность концепции фирма архитектора доказала в городах вроде Цзиньхуа, где заменила водозащитную дамбу собственным ландшафтным дизайном, который впоследствии обеспечил более эффективный контроль ливневых потоков. Предприятие запустило в десятках городов целый ряд пилотных проектов малой величины и установило стандарты для согласования местными властями. Цель сводится к тому, чтобы к 2030 году 80% городов как-либо использовали 70% дождевой воды. Согласно данным китайского правительства, 40 000 проектов городов-губок были реализованы к 2020-му и в том же году объем повторно задействованной дождевой воды составил около 20% от общего объема городского водоснабжения. Инициативы подобного рода запустили свыше 70 городов Китая, хотя некоторые проекты идут с задержками из-за сложностей с реализацией и финансированием, причем в большинстве городов уровень, на котором можно предотвращать серьезные затопления, все еще не достигнут.
Ю, которого Forbes в текущем году внес в свой рейтинг лидеров в области устойчивого развития, сыграл в планах Поднебесной крайне важную роль. С момента основания в 1998 году его бюро Turenscape успело разработать свыше 1000 проектов городов-губок, включая парки, районы застройки и прочие инфраструктурные объекты в 250 с лишним городах. Как говорит сам основатель, бизнес весьма прибыльный и на предоставляемых услугах по проектированию и консалтингу организация ежегодно зарабатывает около $30 млн.
Из-за климатического кризиса во многих регионах усилилось выпадение осадков, и необходимость контроля наводнений стала намного острее. Лишь за прошедшие 25 лет частота наводнений с катастрофическими последствиями увеличилась на 134%. Согласно одному отчету Межправительственной группы экспертов по изменению климата, разрушительные прибрежные наводнения, которые раньше случались раз в столетие, к 2100 году могут стать ежегодным явлением. Экономический ущерб от затоплений по всему миру начиная с 2000-го превышает уже $730 млрд.
На идею городов-губок Ю вдохновила поездка домой в Китай в 1996 году, когда он еще изучал дизайн в Гарвардском университете. Китайское правительство вовсю продвигало урбанизацию, но мужчину увиденное зрелище возмутило, особенно огромные бетонные сооружения, имитирующие западную архитектуру и совсем не адаптированные под сезон дождей в Китае. «Это было совершенно неправильно, полная противоположность тому, что я узнал в Гарварде о современной науке и экологии», ― рассказывает предприниматель. Кроме того, тенденция шла вразрез с его собственными воспоминаниями о детстве в маленькой деревушке: там пруды и водно-болотные угодья задерживали в себе влагу, которую потом можно было использовать в сезон засух. В 1997-м Ю решил вернуться в Китай насовсем и учредил при Пекинском университете Колледж архитектуры и ландшафтного дизайна.
Год спустя Ю основал Turenscape. По его собственным словам, название составлено из двух элементов: «ту» (Земля) и «жэнь» (человечество), которые вместе символизируют «новые взаимоотношения между землей и людьми».
Захват воды подразумевает возведение городских сооружений, которые могут ее надежно удерживать, ― водопроницаемые тротуары, дождевые сады и отстойные пруды. Такие решения препятствуют поверхностному стоку (он может содержать загрязняющие агенты), одновременно восполняя местный запас грунтовых вод, который много где расходуется быстрее, чем восстанавливается. В ходе недавнего исследования, проведенного международным коллективом специалистов, выяснилось, что уменьшение запасов ускоряется примерно в 30% водоносных горизонтов по всему миру.
Разработки компании также призваны снизить скорость потоков во время внезапных наводнений ― для замедления и сдерживания дождевой воды часто задействуются протяженные извилистые ручьи, обширные новые водно-болотные угодья и террасированный ландшафт. Инженерные объекты естественным образом смягчают колебания уровня воды из-за приливов-отливов и сезонных изменений, снижая пиковые значения при затоплении и улучшая качество местной воды путем ограничения эрозии верхнего слоя почвы и фильтрации загрязняющих агентов.
Впервые принципы функционирования поселений-губок Ю применил на практике в городе Чжуншань, где из старой верфи сделал парк. Объект был закончен в 2002 году: проект Turenscape вернул территории прежнее биологическое разнообразие в виде деревьев, более мелкой растительности и в стремлении сохранить историю участка даже инкорпорировал в пространство каркасы старых сооружений типа рельсов и кранов. Когда по местным нормативам требовалось расширить русло водоема, что подразумевало вырубку огромного числа деревьев, бюро копало вокруг них канал, сохраняя локальную экосистему и одновременно позволяя дождевой воде течь дальше.
На волне успешных проектов бизнес Turenscape активно развивается. Сегодня штат компании насчитывает более 300 сотрудников, причем, по словам Ю, деятельность постепенно расширяется на страны Юго-Восточной Азии, а также Индию. Недавно предприятие помогло спроектировать лесопарк Бенджакитти в таиландском Бангкоке, приблизительно за 18 месяцев преобразив старую табачную фабрику со множеством одноэтажных складов в парк площадью 42 га. Немаловажной составляющей проекта стали три искусственных водно-болотных комплекса с сотнями островков, которые способствуют биологическому разнообразию и, как утверждает Ю, «могут вобрать полмиллиона кубических метров дождевой воды», то есть столько же, сколько уместится в 200 олимпийских плавательных бассейнах.
Собственную специфику городам-губкам начали придавать и другие страны. К примеру, в датском Копенгагене уже наполовину реализован проект, завершение которого ожидается в 2032-м и который следует многим принципам Ю. В рамках инициативы уже работают сотни природных систем по снижению опасности наводнений.
За тем, как концепция приживается, Ю наблюдает с большой радостью: «Мне хочется, чтобы модель мог расширять и применять кто угодно». Для этого в ближайшие два года он намерен открыть ИИ-компанию, которая будет обучать систему на крупных массивах данных Turenscape. Затем фирменную модель смогут применять градостроители, чтобы проектировать собственные города-губки, адаптированные под местные условия и ресурсы. «Таково мое видение, и очень скоро я его реализую», ― заключает архитектор.
