От Sephora kids до «бежевых мам»: что тренды рассказывают нам о современных родителях

«Дети Sephora»: бьюти-блогеры из начальной школы
Феномен Sephora kids впервые стал заметен начиная с 2023 года в США и Великобритании после рождественских распродаж: в TikTok появились ролики из магазинов косметики, где консультанты показывали искалеченные тестеры — дело рук маленьких «бьюти-блогеров». Так в международный лексикон вошел термин для девочек 7–12 лет, которые массово интересуются взрослой косметикой, снимают обзоры и копируют инфлюенсеров.
С одной стороны, это можно воспринимать как невинное самовыражение: дети пробуют роли, играют с образами и, по сути, мы видим новую форму классической игры «в маму», только теперь вместо игрушечной кухни или куклы у ребенка в руках палетка теней. Психологи также отмечают, что косметика может стать инструментом идентичности, повысить самооценку и снизить уровень стыда у детей с особенностями кожи.
Но есть и другая сторона. Исследования показывают, что детская кожа физиологически отличается от взрослой, влияние косметических средств на нее недостаточно изучено, а регулярное использование лосьонов и кремов у детей 4–8 лет связано с повышенным уровнем фталатов — химикатов, воздействующих на гормональную систему.
Но физиология — лишь часть картины. Тренд отражает и культурное давление, когда использование косметики становится «обязательным атрибутом красоты». Психологические исследования показывают, что ранняя вовлеченность в appearance-centric activities (деятельность, сосредоточенная на внешности. — Forbes Life) усиливает социальные сравнения, снижает удовлетворенность телом и формирует зависимость от внешнего одобрения. Так возникает парадокс «антивозрастного детства»: девочки начинают бояться старения еще до подросткового возраста.
Если родители переживают за бьюти-увлечения ребенка, не стоит забывать, что интерес к макияжу естественен как игра. А вот если он превращается в повседневную необходимость — это уже сигнал тревоги. Достаточно безопасно поддерживать бьюти-блогинг в формате эксперимента и творчества, но обращать внимание на то, чтобы нанесение макияжа не превратилось в обязательный ритуал и зависимость.
Sharenting: цифровое детство
Sharenting — это выкладывание родителями фото и видео ребенка в соцсети, часто без его согласия. Радостные моменты, истерики, первые падения и даже сидение на горшке — все попадает в публичный доступ.
Зачем родители это делают, понять довольно просто: они делятся своей жизнью вместе с тем, что в нее входит и занимает их на данный момент, и почти всегда дети входят в этот список. Кроме того, такие фотографии — особенно если их просматривают друзья и родственники — создают ощущение общности и поддержки. Так современная семья делится радостью и получает отклик.
Однако есть здесь и повод для тревоги: как скажется такая публичность с младенческого возраста на ребенке? Исследования подтверждают, что чрезмерное sharenting формирует у детей чувство уязвимости и нарушение границ. Подростки часто стыдятся детских фото и теряют доверие к родителям, если их отказ от фотографирования и публикации снимков игнорируется. Более того, цифровой след может обернуться репутационными последствиями в будущем — от буллинга в школе до проблем при поступлении в университет.
Sharenting создает довольно опасную иллюзию «я просто горжусь ребенком», но на деле превращает человеческую жизнь в контент. Например, стоя на пьедестале, мальчик, завоевавший золото, может думать не только о своем достижении, но и о том, что мама фотографирует его для своих соцсетей, а может быть и о том, сколько «лайков» соберет его победа. Это и есть «цифровое детство», где мама и папа порой берут на себя роль папарацци, а их профили в соцсетях — роль отчетных таблиц по успехам ребенка.
Полный запрет публикаций не обязателен, но нужна стратегия. Безопаснее всего ограничивать круг аудитории настройками приватности, не указывать геолокацию, избегать компрометирующих кадров (купальники, наказания, истерики) и всегда помнить о долгосрочных последствиях. Ключевой момент — вовлечение самого ребенка: начиная с 7–8 лет важно спрашивать его согласия, объяснять, что такое цифровая репутация, и уважать «нет». Исследования показывают, что именно в этом возрасте дети уже способны понимать риски присутствия в онлайне.
Таким образом, sharenting становится не вопросом «публиковать или нет», а проверкой зрелости родителя: способен ли он видеть в ребенке партнера и уважать его автономию. Там, где включается диалог, формируется доверие и снижаются риски буллинга, уязвимости и будущих конфликтов.
FAFO-воспитание: школа ошибок
Метод FAFO (fuck around and find out — «ошибись и научись»), по сути, означает, что детям предоставляется свобода накосячить и самостоятельно разгребать последствия. Его философия проста: ребенок не слушает предупреждения или не следует установленным правилам — пусть пробует по-своему и увидит, что будет. Например, если малыш отказывается надевать резиновые сапожки в дождь, по методу FAFO ему стоит позволить выйти на улицу в том, в чем он хочет, и провести прогулку с промокшими ногами, чтобы на практике узнать, зачем надевать ту или иную обувь в соответствии с погодой.
Концепция FAFO возникла как реакция на «мягкое воспитание», популярное последние десятилетия и делавшее акцент на сниженной роли дисциплины. По мнению критиков, такое воспитание сформировало поколение Z, выросшее в тепличных условиях и хуже адаптированное к взрослой жизни: им сложнее строить отношения, а уровень тревожности и депрессий выше.
Сторонники FAFO считают, что так дети быстрее понимают причинно-следственные связи и становятся ответственнее. Если школьник выбрал не ту одежду и замерз — в следующий раз он учтет прогноз погоды. Это похоже на некую «школу ошибок»: жизнь сама преподает детям уроки и притом довольно доходчиво.
Но эффективность метода зависит от возраста и поддержки. Если ребенок слишком мал или последствия слишком жесткие (например, травма или сильный страх), ребенок не учится ответственности, а получает стресс и недоверие к родителям. Поэтому использовать FAFO-воспитание можно только в тех случаях, если последствия безопасны и обратимы, а взрослый дает предостережения, остается рядом и помогает разбирать ошибки без осуждения, развивая навык оценки последствий. Свобода выбора без поддержки — это не воспитание, а риск как физического, так и психологического травмирования.
Brainrot: Бомбардиро Крокодило как «нейрожвачка»
Brainrot — термин для обозначения чрезмерного потребления детьми несодержательных коротких роликов в TikTok, Reels или YouTube Shorts. Миллионы подростков залипают на абсурдные ролики, вроде таких итальянских ИИ-героев, как Бомбардиро Крокодило.
Это беспокоит родителей, и ученые подтверждают: короткие видео действительно связаны с повышенной невнимательностью и проблемами концентрации. Новое исследование показало, что short-form addiction у студентов коррелирует с академической прокрастинацией и снижением продуктивности. Лонгитюдные данные фиксируют: чем больше экранного времени в раннем возрасте, тем выше риск проблем с речью и когнитивным развитием.
Но важно не демонизировать brainrot. В малых дозах он может быть безопасной «нейрожвачкой» — аналогом листания журналов или разглядывания облаков из нашего детства. Кроме того, иногда абсурдные видео становятся «социальным паролем» для подростков, за счет которого они могут подтвердить свою принадлежность к группе.
Проблема здесь кроется скорее не во времени у экрана, а в самом паттерне. Если ребенок не может оторваться и использует brainrot для ухода от эмоций — это сигнал о том, что ситуацией стоит заняться. При этом лучший инструмент — не запрет, а соучастие. Например, можно устроить совместный просмотр и обсуждение: тогда бездумное залипание превратится во вполне осмысленный досуг.
«Бежевые мамы»: «детство на кокосовом»
«Бежевые мамы» или beige parenting («бежевое родительство») — это эстетика нейтральных тонов в образах, связанных с детством: от игрушек и одежды до комнаты и дома. В соцсетях такие интерьеры собирают лайки, но для ребенка превращаются в «детство на кокосовом» — красивое, модное и взрослое.
Проблема бежевого мира в том, что в нем скучает психика ребенка. Исследования показывают: зрительная кора младенца развивается именно на контрастных и ярких стимулах, а монотонная среда может снижать инициативность и креативность.
Как и в случае с феноменом brainrot, ставить крест на собственных эстетических вкусах не обязательно. Минимализм действительно учит ребенка эстетике упорядоченности, и если вам по душе бежевая гамма, предлагаю компенсировать ее книгами, прогулками, яркими акцентами, не превращая детство в сенсорную бедность. Интерьер вполне может быть спокойным и гармоничным, но детям так или иначе нужен контакт с цветом: пусть игрушки, природа, иллюстрации компенсируют нейтральность и поддерживают развитие.
Slow parenting: польза скуки
Slow parenting («медленное родительство») выросло из движения Slow Movement — социально-культурного ответа на ускоренный темп жизни. Такой метод воспитания противопоставляется «ускоренному детству» и гиперконтролю, где школьники живут по расписанию менеджера среднего звена. Идея подхода проста: меньше кружков, больше времени для свободной игры и — что важно — скуки.
Скука действительно важна, она учит детей придумывать и создавать. Когда нет готового сценария, появляется креативность. Карл Оноре, автор книги Under Pressure («Под давлением: как спасти детей от культуры гипервоспитания»), писал, что скука — это топливо воображения. В ней он критикует чрезмерный контроль родителей и расписания детей как у топ-менеджеров. Здесь же он развивает идеи slow parenting — менее структурированного, более естественного подхода к детству.
В чем же риски? Порой, если ребенку не предложить вариантов, он может остаться пассивным и, например, уйти в бесконечный скроллинг коротких видео. Поэтому slow parenting на самом деле требует от родителей не просто оставить ребенка в покое, но и быть готовыми поддерживать и помогать создавать пространство для самостоятельной игры.
Наша скорость жизни чрезвычайно высока, и важно не только научить детей, но и научиться самим не бояться пауз. Но в то же время я призываю четко разграничивать детскую скуку и покинутость. Первая полезна только тогда, когда рядом есть взрослые, которые готовы услышать ребенка и поддержать его инициативы, когда они появятся.
Positive Discipline: уважительная строгость
В отличие от социально-культурных или откровенно мемных явлений Positive Discipline — это школа с историей. Подход разработан Джейн Нельсен, которая опиралась на идеи Альфреда Адлера и Рудольфа Дрейкурса о том, что поведение ребенка всегда имеет цель (например, стремление к принадлежности, значимости). В системе позитивной дисциплины ключ к успешному воспитанию кроется в балансе доброты и твердости.
Это своего рода эмпатичный менеджмент, нацеленный на развитие ответственности без наказаний и унижений: родитель остается авторитетом, но не превращается в диктатора. Основные принципы метода — уважение к ребенку и к себе (равенство в ценности, но не равенство в ролях); фокус на обучении, а не наказании; поиск смысла поведения ребенка (что он пытается сказать своим действием); навыки сотрудничества, самодисциплины, эмпатии; долгосрочная перспектива (не только, чтобы сейчас послушался, а чтобы вырастить устойчивую личность).
Исследования показывают, что такое воспитание снижает риск агрессии и депрессии у детей и даже смягчает негативные эффекты бедности на развитие мозга. Позитивная дисциплина также дает значительный эффект на умственные способности и язык и через эмоциональную устойчивость повышает вовлеченность в школе. Наконец, оно опирается не на тренды и даже не на культурные феномены, а на научные теории личности и развития. А выигрывают от такого воспитания не только дети и родители, но и общество, поскольку качественное чувствительное родительство на раннем этапе связано с существенно более низкими затратами для семьи, здравоохранения, социальной и судебной системы.
Однако такой метод, безусловно, требует ресурсов. Строгие родители могут переживать за общественное мнение по поводу их слабости, а кто-то, наоборот, может перейти от позитивной дисциплины к вседозволенности и попустительству. Стоит помнить: Positive Discipline — это не мягкость ради мягкости, а уважительная строгость, где границы и эмпатия существуют одновременно. Кроме того, не стоит ожидать быстрых результатов от такого воспитания. Этот подход — симптом социокультурной динамики: общество в поиске более мягких, уважающих методов в ответ на жесткость прошлых поколений. А потому и пожинать его плоды нам с вами придется на длинной дистанции, терпеливо формируя доверие и саморегуляцию.
