К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

От Sephora kids до «бежевых мам»: что тренды рассказывают нам о современных родителях

Фото Unsplash
Фото Unsplash
XXI век принес в мир родительства целый словарь, который звучит как тест на возраст от зумеров: «дети Sephora», sharenting, brainrot, «бежевые мамы». Но это не просто мемы — это системные маркеры, показывающие, как взрослые и дети ищут баланс между свободой и контролем, красотой и безопасностью, присутствием и приватностью. Эти слова показывают не только интернет-иронию, но тревогу о будущем детей, желание дать им лучшее и страх нанести травму или потерять контроль. Системный стратегический психотерапевт Ольга Князятова рассказывает, как тренды из соцсетей становятся частью воспитания и чему они учат родителей
«Дети Sephora»: бьюти-блогеры из начальной школы
Alexander Grey·Unsplash

«Дети Sephora»: бьюти-блогеры из начальной школы

Феномен Sephora kids впервые стал заметен начиная с 2023 года в США и Великобритании после рождественских распродаж: в TikTok появились ролики из магазинов косметики, где консультанты показывали искалеченные тестеры — дело рук маленьких «бьюти-блогеров». Так в международный лексикон вошел термин для девочек 7–12 лет, которые массово интересуются взрослой косметикой, снимают обзоры и копируют инфлюенсеров. 

С одной стороны, это можно воспринимать как невинное самовыражение: дети пробуют роли, играют с образами и, по сути, мы видим новую форму классической игры «в маму», только теперь вместо игрушечной кухни или куклы у ребенка в руках палетка теней. Психологи также отмечают, что косметика может стать инструментом идентичности, повысить самооценку и снизить уровень стыда у детей с особенностями кожи.

Но есть и другая сторона. Исследования показывают, что детская кожа физиологически отличается от взрослой, влияние косметических средств на нее недостаточно изучено, а регулярное использование лосьонов и кремов у детей 4–8 лет связано с повышенным уровнем фталатов — химикатов, воздействующих на гормональную систему.

Но физиология — лишь часть картины. Тренд отражает и культурное давление, когда использование косметики становится «обязательным атрибутом красоты». Психологические исследования показывают, что ранняя вовлеченность в appearance-centric activities (деятельность, сосредоточенная на внешности. — Forbes Life) усиливает социальные сравнения, снижает удовлетворенность телом и формирует зависимость от внешнего одобрения. Так возникает парадокс «антивозрастного детства»: девочки начинают бояться старения еще до подросткового возраста.

Если родители переживают за бьюти-увлечения ребенка, не стоит забывать, что интерес к макияжу естественен как игра. А вот если он превращается в повседневную необходимость — это уже сигнал тревоги. Достаточно безопасно поддерживать бьюти-блогинг в формате эксперимента и творчества, но обращать внимание на то, чтобы нанесение макияжа не превратилось в обязательный ритуал и зависимость.

Sharenting: цифровое детство
Vitaly Gariev·Unsplash

Sharenting: цифровое детство

Sharenting — это выкладывание родителями фото и видео ребенка в соцсети, часто без его согласия. Радостные моменты, истерики, первые падения и даже сидение на горшке — все попадает в публичный доступ.

Зачем родители это делают, понять довольно просто: они делятся своей жизнью вместе с тем, что в нее входит и занимает их на данный момент, и почти всегда дети входят в этот список. Кроме того, такие фотографии — особенно если их просматривают друзья и родственники — создают ощущение общности и поддержки. Так современная семья делится радостью и получает отклик.

Однако есть здесь и повод для тревоги: как скажется такая публичность с младенческого возраста на ребенке? Исследования подтверждают, что чрезмерное sharenting формирует у детей чувство уязвимости и нарушение границ. Подростки часто стыдятся детских фото и теряют доверие к родителям, если их отказ от фотографирования и публикации снимков игнорируется. Более того, цифровой след может обернуться репутационными последствиями в будущем — от буллинга в школе до проблем при поступлении в университет.

Sharenting создает довольно опасную иллюзию «я просто горжусь ребенком», но на деле превращает человеческую жизнь в контент. Например, стоя на пьедестале, мальчик, завоевавший золото, может думать не только о своем достижении, но и о том, что мама фотографирует его для своих соцсетей, а может быть и о том, сколько «лайков» соберет его победа. Это и есть «цифровое детство», где мама и папа порой берут на себя роль папарацци, а их профили в соцсетях — роль отчетных таблиц по успехам ребенка.

Полный запрет публикаций не обязателен, но нужна стратегия. Безопаснее всего ограничивать круг аудитории настройками приватности, не указывать геолокацию, избегать компрометирующих кадров (купальники, наказания, истерики) и всегда помнить о долгосрочных последствиях. Ключевой момент — вовлечение самого ребенка: начиная с 7–8 лет важно спрашивать его согласия, объяснять, что такое цифровая репутация, и уважать «нет». Исследования показывают, что именно в этом возрасте дети уже способны понимать риски присутствия в онлайне.

Таким образом, sharenting становится не вопросом «публиковать или нет», а проверкой зрелости родителя: способен ли он видеть в ребенке партнера и уважать его автономию. Там, где включается диалог, формируется доверие и снижаются риски буллинга, уязвимости и будущих конфликтов.

FAFO-воспитание: школа ошибок
Allen Taylor·Unsplash

FAFO-воспитание: школа ошибок

Метод FAFO (fuck around and find out — «ошибись и научись»), по сути, означает, что детям предоставляется свобода накосячить и самостоятельно разгребать последствия. Его философия проста: ребенок не слушает предупреждения или не следует установленным правилам — пусть пробует по-своему и увидит, что будет. Например, если малыш отказывается надевать резиновые сапожки в дождь, по методу FAFO ему стоит позволить выйти на улицу в том, в чем он хочет, и провести прогулку с промокшими ногами, чтобы на практике узнать, зачем надевать ту или иную обувь в соответствии с погодой.

Концепция FAFO возникла как реакция на «мягкое воспитание», популярное последние десятилетия и делавшее акцент на сниженной роли дисциплины. По мнению критиков, такое воспитание сформировало поколение Z, выросшее в тепличных условиях и хуже адаптированное к взрослой жизни: им сложнее строить отношения, а уровень тревожности и депрессий выше.

Сторонники FAFO считают, что так дети быстрее понимают причинно-следственные связи и становятся ответственнее. Если школьник выбрал не ту одежду и замерз — в следующий раз он учтет прогноз погоды. Это похоже на некую «школу ошибок»: жизнь сама преподает детям уроки и притом довольно доходчиво.

Но эффективность метода зависит от возраста и поддержки. Если ребенок слишком мал или последствия слишком жесткие (например, травма или сильный страх), ребенок не учится ответственности, а получает стресс и недоверие к родителям. Поэтому использовать FAFO-воспитание можно только в тех случаях, если последствия безопасны и обратимы, а взрослый дает предостережения, остается рядом и помогает разбирать ошибки без осуждения, развивая навык оценки последствий. Свобода выбора без поддержки — это не воспитание, а риск как физического, так и психологического травмирования.

Brainrot: Бомбардиро Крокодило как «нейрожвачка»
Andrey K·Unsplash

Brainrot: Бомбардиро Крокодило как «нейрожвачка»

Brainrot — термин для обозначения чрезмерного потребления детьми несодержательных коротких роликов в TikTok, Reels или YouTube Shorts. Миллионы подростков залипают на абсурдные ролики, вроде таких итальянских ИИ-героев, как Бомбардиро Крокодило.

Это беспокоит родителей, и ученые подтверждают: короткие видео действительно связаны с повышенной невнимательностью и проблемами концентрации. Новое исследование показало, что short-form addiction у студентов коррелирует с академической прокрастинацией и снижением продуктивности. Лонгитюдные данные фиксируют: чем больше экранного времени в раннем возрасте, тем выше риск проблем с речью и когнитивным развитием.

Но важно не демонизировать brainrot. В малых дозах он может быть безопасной «нейрожвачкой» — аналогом листания журналов или разглядывания облаков из нашего детства. Кроме того, иногда абсурдные видео становятся «социальным паролем» для подростков, за счет которого они могут подтвердить свою принадлежность к группе.

Проблема здесь кроется скорее не во времени у экрана, а в самом паттерне. Если ребенок не может оторваться и использует brainrot для ухода от эмоций — это сигнал о том, что ситуацией стоит заняться. При этом лучший инструмент — не запрет, а соучастие. Например, можно устроить совместный просмотр и обсуждение: тогда бездумное залипание превратится во вполне осмысленный досуг.

«Бежевые мамы»: «детство на кокосовом»
Open Ai

«Бежевые мамы»: «детство на кокосовом»

«Бежевые мамы» или beige parenting («бежевое родительство») — это эстетика нейтральных тонов в образах, связанных с детством: от игрушек и одежды до комнаты и дома. В соцсетях такие интерьеры собирают лайки, но для ребенка превращаются в «детство на кокосовом» — красивое, модное и взрослое.

Проблема бежевого мира в том, что в нем скучает психика ребенка. Исследования показывают: зрительная кора младенца развивается именно на контрастных и ярких стимулах, а монотонная среда может снижать инициативность и креативность.

Как и в случае с феноменом brainrot, ставить крест на собственных эстетических вкусах не обязательно. Минимализм действительно учит ребенка эстетике упорядоченности, и если вам по душе бежевая гамма, предлагаю компенсировать ее книгами, прогулками, яркими акцентами, не превращая детство в сенсорную бедность. Интерьер вполне может быть спокойным и гармоничным, но детям так или иначе нужен контакт с цветом: пусть игрушки, природа, иллюстрации компенсируют нейтральность и поддерживают развитие.

Slow parenting: польза скуки
Edi Libedinsky·Unsplash

Slow parenting: польза скуки

Slow parenting («медленное родительство») выросло из движения Slow Movement — социально-культурного ответа на ускоренный темп жизни. Такой метод воспитания противопоставляется «ускоренному детству» и гиперконтролю, где школьники живут по расписанию менеджера среднего звена. Идея подхода проста: меньше кружков, больше времени для свободной игры и — что важно — скуки.

Скука действительно важна, она учит детей придумывать и создавать. Когда нет готового сценария, появляется креативность. Карл Оноре, автор книги Under Pressure («Под давлением: как спасти детей от культуры гипервоспитания»), писал, что скука — это топливо воображения. В ней он критикует чрезмерный контроль родителей и расписания детей как у топ-менеджеров. Здесь же он развивает идеи slow parenting — менее структурированного, более естественного подхода к детству.

В чем же риски? Порой, если ребенку не предложить вариантов, он может остаться пассивным и, например, уйти в бесконечный скроллинг коротких видео. Поэтому slow parenting на самом деле требует от родителей не просто оставить ребенка в покое, но и быть готовыми поддерживать и помогать создавать пространство для самостоятельной игры.

Наша скорость жизни чрезвычайно высока, и важно не только научить детей, но и научиться самим не бояться пауз. Но в то же время я призываю четко разграничивать детскую скуку и покинутость. Первая полезна только тогда, когда рядом есть взрослые, которые готовы услышать ребенка и поддержать его инициативы, когда они появятся.

Positive Discipline: уважительная строгость
Kelli McClintock·Unsplash

Positive Discipline: уважительная строгость

В отличие от социально-культурных или откровенно мемных явлений Positive Discipline — это школа с историей. Подход разработан Джейн Нельсен, которая опиралась на идеи Альфреда Адлера и Рудольфа Дрейкурса о том, что поведение ребенка всегда имеет цель (например, стремление к принадлежности, значимости). В системе позитивной дисциплины ключ к успешному воспитанию кроется в балансе доброты и твердости.

Это своего рода эмпатичный менеджмент, нацеленный на развитие ответственности без наказаний и унижений: родитель остается авторитетом, но не превращается в диктатора. Основные принципы метода — уважение к ребенку и к себе (равенство в ценности, но не равенство в ролях); фокус на обучении, а не наказании; поиск смысла поведения ребенка (что он пытается сказать своим действием); навыки сотрудничества, самодисциплины, эмпатии; долгосрочная перспектива (не только, чтобы сейчас послушался, а чтобы вырастить устойчивую личность).

Исследования показывают, что такое воспитание снижает риск агрессии и депрессии у детей и даже смягчает негативные эффекты бедности на развитие мозга. Позитивная дисциплина также дает значительный эффект на умственные способности и язык и через эмоциональную устойчивость повышает вовлеченность в школе. Наконец, оно опирается не на тренды и даже не на культурные феномены, а на научные теории личности и развития. А выигрывают от такого воспитания не только дети и родители, но и общество, поскольку качественное чувствительное родительство на раннем этапе связано с существенно более низкими затратами для семьи, здравоохранения, социальной и судебной системы.

Однако такой метод, безусловно, требует ресурсов. Строгие родители могут переживать за общественное мнение по поводу их слабости, а кто-то, наоборот, может перейти от позитивной дисциплины к вседозволенности и попустительству. Стоит помнить: Positive Discipline — это не мягкость ради мягкости, а уважительная строгость, где границы и эмпатия существуют одновременно. Кроме того, не стоит ожидать быстрых результатов от такого воспитания. Этот подход — симптом социокультурной динамики: общество в поиске более мягких, уважающих методов в ответ на жесткость прошлых поколений. А потому и пожинать его плоды нам с вами придется на длинной дистанции, терпеливо формируя доверие и саморегуляцию.

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание « forbes.ru » зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2025
16+