Человек, вещь, цена: музей Свердловского рок-клуба, Александр III и Васильев в Париже

Человек: Павел Неганов
В Екатеринбурге открыта первая музейная экспозиция, посвященная Свердловскому рок-клубу. Автор идеи и концепции и меценат — екатеринбургский бизнесмен, председатель совета директоров АО «Уралметаллургмонтаж 2» Павел Неганов. Весной 2022 года Неганов открыл в городе свой Музей андеграунда. В системе координат коллекционера — современное искусство от Уктусской школы до нонконформистов Свердловска, Москвы, Ленинграда, Одессы и молодых художников, словом, плеяда рекордсменов аукционов от Sotheby’s 1988 года до Phillips de Pury 2008-го и нынешних торгов Vladey. На 5000 кв. м Павел Неганов лично разместил 1000 работ. Но, по мнению коллекционера, разговор о свердловском неофициальном искусстве невозможен, если он не затрагивает Свердловский рок-клуб, литературные журналы Урала и театр. Так в подвале здания музея в ноябре 2024 года был оборудован зал «Рок-андеграунд», посвященный рок-музыке в СССР. Отдельными разделами представлена история таких групп, как «Урфин Джюс», «Наутилус Помпилиус», «Агата Кристи», «Чайф». Среди особенно ценных артефактов — кофеварка, в которой музыканты будущей группы «Чайф» заваривали чай. Крепкий чай из кофеварки называли «кайф». Это слово трансформировалось в название группы. За время работы площадку посетило более 20 000 человек, а коллекция начала активно пополняться. Из последних покупок Павла Неганова — стенгазета первого концерта будущего Свердловского рок-клуба 1981 года, которую сделал Вячеслав Бутусов, и текстильная афиша концерта «Поп-механики» в Свердловске в 1987 году.
Вещь: памятник Александру III
C 30 октября 2025 и до 11 января 2026 года в парижском музее Орсе — ретроспектива Паоло Трубецкого, художника, захватившего конец XIX и первую треть XX века, скульптуры которого с рельефными поверхностями, бликующие, передающие движение, порыв, характер, считаются лучшими образцами импрессионизма. Сын русского князя и американской певицы, родившийся в Италии, Паоло Трубецкой успешно работал и в России, и в Америке. Но прославил его Париж. Поэтому французы зовут Трубецкого Поль.
В России Трубецкого обожали мирискусники и презирал критик Владимир Стасов. «Сколько изуродованных у него в глине кавалеров, военных, штатских и даже собак и лошадей!» — негодовал он. Трубецкой был обаятелен и трудолюбив: с равной страстью изображал и Ротшильдов, и Вандербильтов, и Рузвельта, и голливудских звезд, и Бернарда Шоу. Создал ряд портретов Льва Толстого и три — Бенито Муссолини.
В 1900 году Трубецкой стал триумфатором Всемирной выставки в Париже, а вдовствующая императрица Мария Федоровна отдала скульптору заказ на изготовление памятника Александру III.
Коня для императора Трубецкой нашел в Милане. После нескольких лет поиска натурщика он остановил свой выбор на фельдъегере Павле Пустове. Трубецкой сделал 16 вариантов скульптуры, их отливал французский мастер Адриан-Орельен Эбрард.
Конную миниатюру высотой 54 см, весом 24,9 кг в 1908 году приобрела французская Национальная школа изящных искусств. Работа поступила в музей Люксембурга, с 1923 года хранилась в Лувре, а в 1978 году вошла в коллекцию музея Орсе. А оригинал установили весной 1909 года на Знаменской площади Санкт-Петербурга напротив Николаевского (ныне Московского) вокзала. Памятник стал поводом для куплетов и анекдотов (рифма «комод-бегемот-идиот» жива в городском фольклоре по сей день), но и предметом зависти — Трубецкой получил гонорар 150 000 рублей, в 10 раз выше, чем кто-либо из российских скульпторов прежде. В 1909 году в России бутылка водки стоила 40 копеек, черная икра — три рубля, корова — 60 рублей, лошадь — 150 рублей, рояль — 200 рублей, автомобиль Ford — 2000 рублей. Как писал конференц-секретарь Императорской академии художеств Иван Толстой: «Если Трубецкой — новый Микеланджело, то уплатить ему можно все, что он просит, но кто в состоянии это решить?»
У памятника оказалась счастливая судьба: он пережил и восстание большевиков (на историческом месте простоял до 1937 года), и войну (пролежал на боку в Михайловском саду), а в перестройку был установлен напротив входа в Мраморный дворец.
Цена: €150 000 за работу Олега Васильева «Ольга Михайловна и Наташа» (1979)
C 3 по 13 октября в Париже Bonhams проводит онлайн-торги советского нонконформизма. Топ-лот аукциона — работа Олега Васильева с эстимейтом €180 000–200 000 из семьи швейцарских дипломатов Каммеров. Торги начнутся с отметки €150 000. Олег Васильев магистральными темами своего творчества выбрал память, дружбу и свет. В его работах часто появляется ближний круг — его жена Кира, Эрик Булатов и Наташа Годзина, ставшая женой Булатова.
«Первый раз я увидел Наташу, когда был в гостях у моего друга, — пишет Эрик Булатов. — Однажды я пришел к ним, она лежала больная в постели, с рыжими волосами, раскрасневшаяся, с высокой температурой. На меня произвело сильное впечатление то, что она такая розовая и сияющая, несмотря на болезнь». После смерти мужа Наташа осталась жить со свекровью, бывшей балериной Большого театра. Зимой 1979 года у Эрика Булатова и Наташи Годзиной начался роман.
На картине на фоне летнего пейзажа, разрезанного геометрическими фигурами, три персонажа: Наташа, ее свекровь Ольга Михайловна и фигура ребенка у левого края. Директор отдела русского искусства аукциона Bonhams Дарья Христова отмечает: большое живописное полотно Олега Васильева, где сошлись главные темы его творчества с отсылками к русскому авангарду и древнерусскому искусству, — большая редкость на рынке. В 2009 году портрет был выставлен на торгах Sotheby’s с эстимейтом £180 000–220 000, но не был продан. С 1998 года аукционный рекорд на работу Олега Васильева держится на отметке $947 146 (£468 500).
