Еще один «Оскар» для ДиКаприо: почему «Битва за битвой» заслуживает главных наград

Боевая организация антифашистов «Френч-75» шумит со своими акциями прямого действия: освобождает людей из лагеря для нелегалов, подрывает кабинет правого политика, проводит экспроприацию в банке. В центре внимания — дерзкая воительница Перфидия (Тейяна Тейлор) и хитроумный, но несколько нервозный подрывник Пэт (Леонардо ДиКаприо). В адреналиновую революционную борьбу вмешивается почти карикатурный солдафон Стивен Локджо (Шон Пенн), испытывающий животную ненависть к борцам с государством — и одновременно не менее животную страсть к Перфидии. Этот любовный треугольник приведет к разгрому «Френч-75», изгнанию героя Ди Каприо в захолустный городок вместе с дочерью (дебютантка Чейз Инфинити) — и большому переполоху в нем 16 лет спустя.
Раскрывать сюжет подробнее — воистину портить удовольствие. При рассказе о множестве фильмов важно ненароком не выдать важный твист в конце, но в новой картине Пола Томаса Андерсона («Нефть», «Мастер», «Магнолия») потенциальные спойлеры начинаются минуте на пятой — «Битва за битвой» искрит непредсказуемыми и экстравагантными художественными ходами.
Отчасти это связано с первоисточником. Фильм представляет собой очень вольную адаптацию романа Томаса Пинчона «Винляндия». Титан американского постмодернизма, Пинчон известен громоздкими и чрезвычайно запутанными романами с повышенной концентрацией бредовых фантазий, городских легенд и теорий заговора на квадратный дюйм бумаги.
Опубликованную в 1990 году «Винляндию» ценители относят к категории «Пинчон-лайт» — то есть к текстам мастера, относительно легким для восприятия, не перерастающим в поток галлюцинаций. Экранизировав одну такую книгу Пинчона («Внутренний порок» с Хоакином Фениксом), Пол Томас Андерсон хотел провернуть то же самое с «Винляндией», но в итоге не просто перенес действие из эры Рейгана в наши дни, а собрал совершенно новый сюжет.
Впрочем, пинчоновские мотивы сохранились: закулисная борьба тайных объединений — настолько тайных, что они имеют смутное представление не только друг о друге, но и о самих себе, — неостывающая паранойя и мания преследования, секретные шифры и пароли, не до конца раскрытые мотивации героев, неочевидные связи событий в разном времени и пространстве, а также немного хиппанского гедонизма. Представьте себе главного героя «Большого Лебовски», который попадает не в вальяжный нуар, а в шпионский боевик — его и играет ДиКаприо.
В поисках кинематографического аналога пинчоновского стиля Пол Томас Андерсон все-таки отдает должное привычной голливудской внятности. Толкаясь и спутываясь первые полтора-два часа, в кульминации второстепенные персонажи отваливаются, а побочные сюжетные линии растворяются. Интрига сжимается до результатов очень простой по замыслу, но филигранной сцены погони.
Леонардо ДиКаприо, как известно, уже минимум лет 15 не снимается в проходных фильмах (о тонкости и глубине «Не смотрите наверх» можно спорить, но амбиции этой сатиры были колоссальны), и «Битва за битвой» в своих претензиях ничуть не уступает работам Мартина Скорсезе и Квентина Тарантино.
Как поздний Скорсезе, Пол Томас Андерсон предлагает эпическое повествование, в котором, как в большущей капле воды, отражается Америка, растерзанная политическими распрями. Как Тарантино, режиссер рассказывает историю, купаясь в культурном контексте: то пошутит о некогда успешной рок-группе Steely Dan, то усадит главного героя смотреть «Битву за Алжир» — классику 1960-х о борьбе против колониализма.
Как и Скорсезе, и Тарантино, Андерсон также снял фильм, неминуемо претендующий на несколько «Оскаров». По большинству прогнозов, «Битва за битвой» — главный фаворит в номинации «Лучший фильм». Андерсон наверняка будет крепким соискателем режиссерской и сценарной наград, ДиКаприо и Шон Пенн — актерских.
Пенна наверняка запишут как исполнителя роли второго плана, хотя его в кадре лишь немного меньше, чем ДиКаприо, а по-настоящему блистательного второстепенного персонажа сыграл Бенисио Дель Торо — провинциального тренера по карате, который в самые параноидальные моменты фильма становится голосом разума и воплощением дзенского спокойствия.
Наверняка будут и другие номинации; очевидно выделяется работа композитора, Джонни Гринвуда из Radiohead. Здесь он сплетает полурасстроенную гитару с другими инструментами, подкрепляя нервозное, параноидальное настроение фильма.
Хотя, быть может, наибольшей награды достойна компания Warner Bros., потратившая на фильм как минимум $130 млн — такой опять-таки «скорсезевский» бюджет, отбить который продюсеры явно не рассчитывали. В наши дни едва ли стоит ждать большого коммерческого успеха для столь запутанного фильма, пусть с главным актером эпохи и обилием пальбы.
Не прибавляет фильму коммерческой привлекательности и его ключевое достоинство — отсутствие дидактизма и однозначной идеологической ангажированности. Да, это кино о политической борьбе, показанной с точки зрения левого фланга, где фланг правый представлен неприятным стареющим мужланом в военной форме, а также тайным обществом явно нацистского толка. Но в то же время автор явно не разделяет убеждения антифашистов в том, что их борьба священна, благородна и вообще стоит свеч. Жестокость расистов и государственников бесспорна, а все же при просмотре нет-нет да и задумаешься о «теории подковы» — политологической концепции, согласно которой радикалы справа и слева довольно-таки похожи друг на друга.
Выстрелы из чеховских ружей ранят и убивают невинных людей, а храбрые акции прямого действия, наблюдаемые с некоторого отдаления, выглядят тинейджерским хулиганством. Персонаж ДиКаприо, некогда вступивший на революционную тропу из лучших побуждений, оказывается на всю жизнь заперт в череде бессмысленных и беспощадных сражений.
Первоначально Андерсон хотел назвать фильм «Битвой при Бактан-Кроссе» (по названию вымышленного городка, где разворачивается большая часть действия), но вполне понятно, почему в итоге остановился на «Битве за битвой»: какими бы захватывающими и опасными ни были события фильма, для его персонажей это лишь одно из множества сражений, в которых нет и не может быть победителя.
