К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Еще один «Оскар» для ДиКаприо: почему «Битва за битвой» заслуживает главных наград

Кадр из фильма «Битва за битвой»
Кадр из фильма «Битва за битвой»
На международные экраны вышел экшн-триллер Пола Томаса Андерсона «Битва за битвой» с Леонардо ДиКаприо в главной роли. Эпический антиблокбастер почти наверняка не окупит вложения студии, зато уже объединил критиков в похвалах и восторгах. Историк культуры Святослав Иванов к ним присоединяется, рассказывая, почему это действительно один из лучших фильмов года

Боевая организация антифашистов «Френч-75» шумит со своими акциями прямого действия: освобождает людей из лагеря для нелегалов, подрывает кабинет правого политика, проводит экспроприацию в банке. В центре внимания — дерзкая воительница Перфидия (Тейяна Тейлор) и хитроумный, но несколько нервозный подрывник Пэт (Леонардо ДиКаприо). В адреналиновую революционную борьбу вмешивается почти карикатурный солдафон Стивен Локджо (Шон Пенн), испытывающий животную ненависть к борцам с государством — и одновременно не менее животную страсть к Перфидии. Этот любовный треугольник приведет к разгрому «Френч-75», изгнанию героя Ди Каприо в захолустный городок вместе с дочерью (дебютантка Чейз Инфинити) — и большому переполоху в нем 16 лет спустя.

Раскрывать сюжет подробнее — воистину портить удовольствие. При рассказе о множестве фильмов важно ненароком не выдать важный твист в конце, но в новой картине Пола Томаса Андерсона («Нефть», «Мастер», «Магнолия») потенциальные спойлеры начинаются минуте на пятой — «Битва за битвой» искрит непредсказуемыми и экстравагантными художественными ходами. 

Кадр из фильма «Битва за битвой»

Отчасти это связано с первоисточником. Фильм представляет собой очень вольную адаптацию романа Томаса Пинчона «Винляндия». Титан американского постмодернизма, Пинчон известен громоздкими и чрезвычайно запутанными романами с повышенной концентрацией бредовых фантазий, городских легенд и теорий заговора на квадратный дюйм бумаги.

 

Опубликованную в 1990 году «Винляндию» ценители относят к категории «Пинчон-лайт» — то есть к текстам мастера, относительно легким для восприятия, не перерастающим в поток галлюцинаций. Экранизировав одну такую книгу Пинчона («Внутренний порок» с Хоакином Фениксом), Пол Томас Андерсон хотел провернуть то же самое с «Винляндией», но в итоге не просто перенес действие из эры Рейгана в наши дни, а собрал совершенно новый сюжет.

Впрочем, пинчоновские мотивы сохранились: закулисная борьба тайных объединений — настолько тайных, что они имеют смутное представление не только друг о друге, но и о самих себе, — неостывающая паранойя и мания преследования, секретные шифры и пароли, не до конца раскрытые мотивации героев, неочевидные связи событий в разном времени и пространстве, а также немного хиппанского гедонизма. Представьте себе главного героя «Большого Лебовски», который попадает не в вальяжный нуар, а в шпионский боевик — его и играет ДиКаприо.

 

В поисках кинематографического аналога пинчоновского стиля Пол Томас Андерсон все-таки отдает должное привычной голливудской внятности. Толкаясь и спутываясь первые полтора-два часа, в кульминации второстепенные персонажи отваливаются, а побочные сюжетные линии растворяются. Интрига сжимается до результатов очень простой по замыслу, но филигранной сцены погони.

Леонардо ДиКаприо, как известно, уже минимум лет 15 не снимается в проходных фильмах (о тонкости и глубине «Не смотрите наверх» можно спорить, но амбиции этой сатиры были колоссальны), и «Битва за битвой» в своих претензиях ничуть не уступает работам Мартина Скорсезе и Квентина Тарантино.

Как поздний Скорсезе, Пол Томас Андерсон предлагает эпическое повествование, в котором, как в большущей капле воды, отражается Америка, растерзанная политическими распрями. Как Тарантино, режиссер рассказывает историю, купаясь в культурном контексте: то пошутит о некогда успешной рок-группе Steely Dan, то усадит главного героя смотреть «Битву за Алжир» — классику 1960-х о борьбе против колониализма. 

 

Как и Скорсезе, и Тарантино, Андерсон также снял фильм, неминуемо претендующий на несколько «Оскаров». По большинству прогнозов, «Битва за битвой» — главный фаворит в номинации «Лучший фильм». Андерсон наверняка будет крепким соискателем режиссерской и сценарной наград, ДиКаприо и Шон Пенн — актерских.

Пенна наверняка запишут как исполнителя роли второго плана, хотя его в кадре лишь немного меньше, чем ДиКаприо, а по-настоящему блистательного второстепенного персонажа сыграл Бенисио Дель Торо — провинциального тренера по карате, который в самые параноидальные моменты фильма становится голосом разума и воплощением дзенского спокойствия.

Наверняка будут и другие номинации; очевидно выделяется работа композитора, Джонни Гринвуда из Radiohead. Здесь он сплетает полурасстроенную гитару с другими инструментами, подкрепляя нервозное, параноидальное настроение фильма.

Хотя, быть может, наибольшей награды достойна компания Warner Bros., потратившая на фильм как минимум $130 млн — такой опять-таки «скорсезевский» бюджет, отбить который продюсеры явно не рассчитывали. В наши дни едва ли стоит ждать большого коммерческого успеха для столь запутанного фильма, пусть с главным актером эпохи и обилием пальбы.

Не прибавляет фильму коммерческой привлекательности и его ключевое достоинство — отсутствие дидактизма и однозначной идеологической ангажированности. Да, это кино о политической борьбе, показанной с точки зрения левого фланга, где фланг правый представлен неприятным стареющим мужланом в военной форме, а также тайным обществом явно нацистского толка. Но в то же время автор явно не разделяет убеждения антифашистов в том, что их борьба священна, благородна и вообще стоит свеч. Жестокость расистов и государственников бесспорна, а все же при просмотре нет-нет да и задумаешься о «теории подковы» — политологической концепции, согласно которой радикалы справа и слева довольно-таки похожи друг на друга.

 
Кадр из фильма «Битва за битвой»

Выстрелы из чеховских ружей ранят и убивают невинных людей, а храбрые акции прямого действия, наблюдаемые с некоторого отдаления, выглядят тинейджерским хулиганством. Персонаж ДиКаприо, некогда вступивший на революционную тропу из лучших побуждений, оказывается на всю жизнь заперт в череде бессмысленных и беспощадных сражений. 

Первоначально Андерсон хотел назвать фильм «Битвой при Бактан-Кроссе» (по названию вымышленного городка, где разворачивается большая часть действия), но вполне понятно, почему в итоге остановился на «Битве за битвой»: какими бы захватывающими и опасными ни были события фильма, для его персонажей это лишь одно из множества сражений, в которых нет и не может быть победителя.

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание « forbes.ru » зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2025
16+