К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Дружеские связи и новая волна: лучшие фильмы кинофестиваля «Маяк»

Кадр из фильма «Здесь был Юра», режиссера Сергея Малкина
Кадр из фильма «Здесь был Юра», режиссера Сергея Малкина
С 4 по 9 октября в Геленджике проходил третий фестиваль актуального российского кино «Маяк». Forbes Life рассказывает о главных фаворитах фестивальной недели — от многообещающих дебютов до внеконкурсных работ мэтров современного авторского кино

На открытии «Маяка-2025» программный директор фестиваля Стас Тыркин обозначил общий лейтмотив смотра: после прошлогодней «вечной зимы» пришло время «семейной мысли». Она проявляется в разных формах — в вечном противостоянии отцов и детей, в поиске макрокосма в микрокосме, в историях отношений, которые распадаются вопреки самым искренним попыткам примирения.

В фокусе режиссеров в большей степени оказались отношения матери и сына. Три картины программы были посвящены именно им: драма «Мой сын» с Юлией Снигирь, «Огненный мальчик» Надежды Михалковой и «Над вечным покоем» Светланы Проскуриной. А еще внеконкурсный сериал «Маяк» Или Малаховой (в главной роли — снова Юлия Снигирь), в котором авторский язык удачно сосуществует с современным форматом сериала (будет выходить на платформе Okko).

Семейная тема на «Маяке» стала не единственной. Ощущение наступления новой волны — то, что пронизывает основные фильмы конкурса, а дополнительно фестиваль подчеркнул это спецпоказами двух картин: «Новой волны»  Ричарда Линклейтера и «Летят журавли» Михаила Калатозова (1957).

 

«Маяк» — фестиваль авторского кино, но многим конкурсантам удалось поместить авторское высказывание в зрительский формат. И это одна из самых оптимистичных тенденций (возможно, даже миссия) — предлагать зрителю не только эскапистские сказки. Так, главный приз фестиваля — Гран-при — получил фильм «Здесь был Юра» Сергея Малкина. Приз за лучшую режиссуру достался Соне Райзман («Картины дружеских связей»), за лучший сценарий — Екатерине Тирдатовой («Над вечным покоем»), а за лучшую операторскую работу — Олегу Лукичеву (та же картина). 

Марию Карпову («Картины дружеских связей») жюри отметило как лучшую актрису, Константин Хабенский («Здесь был Юра») получил награду как лучший актер. Линзу «Маяка» за лучший дебют отдали фильму Нины Воловой «Фейерверки днем». В конкурсе короткого метра победу одержала работа «Игра в прятки» Амета Савенко, а особое упоминание жюри получили «Складки» Катерины Скакун. 

 

Forbes Life рассказывает про фильмы — часть из них уже точно выйдет в широкий прокат — с фестиваля, на которые точно стоит обратить внимание. 

«Лермонтов», режиссер Бакур Бакурадзе

«Лермонтов», режиссер Бакур Бакурадзе

Прокат: с 16 октября

Первым фильмом фестиваля стал внеконкурсный «Лермонтов» Бакура Бакурадзе. Назвать его байопиком можно, но неправильно. Режиссер исследует последние дни жизни Михаила Юрьевича Лермонтова, но историческая точность здесь второстепенна. Мы знаем, что Николай Мартынов убьет поэта утром 15 июля 1841 года, — и с этой предопределенностью неизбежного остается лишь смириться (зрителю, не поэту) и наблюдать за течением времени в поэтическом пространстве Кавказа.

«Сейчас скажет какую-то гадость», — неприятный человек и великий поэт задевает честь друга, и тот не может стерпеть. Друзья дуэлянтов тщетно пытаются урегулировать конфликт, но решение одно — стреляться. В этом страшном выборе много смысла, пусть и не здравого. В фильме нет бытовой прозаичности, свойственной современному российскому кино, нет ироничной интонации постмодерна. Бакурадзе говорит со зрителем поэзией — визуальной, фигуральной и буквально звучащей в кадре.

В одной из самых пронзительных сцен Илья Озолин в роли Лермонтова читает «Утес». Ход рискованный: малейшая фальшь — и получится школьное сочинение. Но «Лермонтов» прекрасен именно тем, что не боится поэтичности и предъявляет ее миру. Тонкая, серьезная, печальная картина — как бы ни ерничал сам Лермонтов. Бакурадзе — один из немногих авторов современного российского кино, кто умеет говорить с серьезной интонацией без назидательного пафоса.

«Новая волна», режиссер Ричард Линклейтер

«Новая волна», режиссер Ричард Линклейтер

Прокат: с 6 ноября

В рамках фестиваля состоялся и специальный показ «Новой волны» Ричарда Линклейтера — художественного кино в чистом виде. Режиссер рассказывает историю создания одной из ключевых картин французской новой волны — «На последнем дыхании» Жан-Люка Годара. Он в темных очках, с сигаретой, сражается со всем миром за новое кино. Динамичная, захватывающая картина, после которой хочется верить: если точно знаешь, чего хочешь, — вселенная (или хотя бы продюсер) обязательно ответит взаимностью.

«На выброс», режиссер Константин Бронзит

«На выброс», режиссер Константин Бронзит

Прокат: с 20 ноября

Впервые в основном конкурсе «Маяка» участвовала анимационная работа. Программный директор Стас Тыркин напомнил: когда-то и «Шрек» соревновался в основном конкурсе Канн. «На выброс» Константина Бронзита сравнивают с продукцией студии Pixar (если не считать двухмерную анимацию). Это путешествие выброшенных вещей в мусорный рай — классический путь героя, где роль избранного играет галстук. Его спутники — треснувшая ваза, баллончик освежителя, катушка ниток, старый телефон и башмак. Все они ищут счастья, вопреки миру, убеждающему их в собственной ненужности.

Очаровательные персонажи (особенно крыса, цитирующая классиков литературы), крепкий сценарий и ясная мысль: страха не существует, а свобода и счастье приходят тогда, когда перестаешь притворяться и остаешься собой. Рейтинг 12+ выглядит излишне осторожным — фильм будет понятен и зрителям помладше.

«Здесь был Юра», режиссер Сергей Малкин

«Здесь был Юра», режиссер Сергей Малкин

Прокат: с 5 февраля 2026 года

Редкий случай, когда стирается грань между авторским и зрительским кино. Двое 30-летних друзей (Кузьма Котрелев и Денис Парамонов) делят съемную квартиру с неприятным соседом и мечтают о музыкальной карьере вместе с третьим участником маленького рок-коллектива (музыка в фильме заслуживает отдельного упоминания). Им приходится временно ухаживать за дядей одного из парней — взрослым Юрой (Константин Хабенский), человеком с каким-то расстройством. Авторы намеренно оставляют Юру без конкретного диагноза. Он и не нужен — главное показать не болезнь, а человека за ней, с чем Хабенский справился (лучшая мужская роль фестиваля).

За кажущейся простотой и камерностью скрывается авторское высказывание о целом поколении. Потерянные 30-летние, миллениалы, которые даже лексически не могут определиться: они «свага», как зумеры, или «пупупу», как бумеры. Они добрые, но безответственные, целеустремленные, но растерянные — такие же, как Юра, который отражает сразу лучшее и худшее в них.

Фильм наполнен юмором и драмой, но без натужных гэгов. Диалоги звучат естественно, мемы вроде «Сафонов, оплати» органично вплетаются в ткань повествования. Кому-то может показаться, что персонажам не хватает остроты, но именно бытовая достоверность делает картину ближе зрителю. Это не «инклюзивное кино», а просто история, которая могла произойти с любыми из нас, но — к счастью для российского кино — произошла именно с Сергеем Малкиным и его друзьями.

«Картины дружеских связей», режиссер Соня Райзман

«Картины дружеских связей», режиссер Соня Райзман

Прокат: пока неизвестно

Выпускники ГИТИСа живут актерскую жизнь разной степени успешности: кто-то ходит на пробы (естественно, в очередную киноадаптацию сказки), кто-то работает курьером, кто-то служит в театре. Они собираются всем курсом на один вечер, чтобы проводить в абстрактную эмиграцию своего однокурсника Сашу (Александр Паль). Это история одного долгого дня, наполненная маленькими событиями и большими откровениями.

На «Маяке» фильм окрестили «капустником» — количество индустриальных шуток и отсылок зашкаливает. Вряд ли зритель узнает легендарную пивную в Калашном, посмеется над портретом Льва Зулькарнаева или считает в герое Евгения Цыганова Леонида Ефимофича Хейфеца. Но, во-первых, в этом кроется привлекательность картины: возможность заглянуть за кулисы, увидеть внутреннюю кухню актерской среды.

А во-вторых, за кажущимся «междусобойчиком» скрывается универсальная история. Это очень грустное кино о том, что большая любовь — это всегда большая боль, и что приходит время прощаться. Простое, но огромное откровение: любовь того стоит. Даже душераздирающая сцена усыпления кота в начале фильма не случайна — она становится лейтмотивом, напоминанием о том, что помнить о смерти — часть жизни.

«Прозрачные земли», режиссер Дмитрий Давыдов

«Прозрачные земли», режиссер Дмитрий Давыдов

Прокат: пока неизвестно

Умирающая деревня, три старика, оживший утопленник — и чудеса камеры Александра Красновского. Фильм лауреата «Маяка-2023» Дмитрия Давыдова (приз за лучшую режиссуру за «Чуму») — кино тягучее, непростое. Его не стоит понимать, ему нужно сдаваться. Здесь важно не понять, а почувствовать: каково это — проваливаться в забытье, как герои проваливаются в снег.

Безупречная работа со звуком, филигранные кадры, потрясающая работа художника и фактурные артисты — все это делает фильм гипнотическим. Рекомендовать массовому зрителю сложно, но тех, кто решится, «Прозрачные земли» заворожат.

«Фейерверки днем», режиссер Нина Волова

«Фейерверки днем», режиссер Нина Волова

Прокат: пока неизвестно

Китайский предприниматель Вэйхонг приезжает в Россию к должнику Виктору. Пытаясь навести порядок в делах, он сталкивается с непреодолимой русской тоской — и решает забрать дом Виктора в счет долга. Но семья против: взрослые дочери — Ольга, Лена и Тома — поднимают восстание.

«Фейерверки днем» — крепкий дебют с чеховскими корнями и блестящими эпизодами, кажущимися фильмами внутри фильма. Структура несколько неравномерна (что простительно первому фильму), но режиссеру удается показать взгляд извне на «загадочную русскую душу» — немного растерянный, но удивительно точный. И да, лучше быть без дома, но с семьей. 

«Складки», режиссер Катерина Скакун

«Складки», режиссер Катерина Скакун

Программа короткого метра, собранная куратором Андреем Щиголевым, получилась удивительно цельной: восемь фильмов за два часа, объединенных темами леса, прощания и утраты. Короткий метр дает авторам пространство для чистого творчества, освобождая их от нарративных конструкций — и многие этим воспользовались.

Жюри удостоило особого упоминания работу Катерины Скакун «Складки» — история любви массажистки и экскурсовода на фоне зимнего Суздаля. Телесная мелодрама постепенно превращается в «добрый боди-хоррор», а затем — в гуманистическое высказывание о тепле женского тела и силе, заключенной в женском начале. Чувственность, магический реализм, хрупкая поэзия — все сплетается в один ритм.

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание « forbes.ru » зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2025
16+