К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Будущее — в прошлом: как современный русский балет ищет новые пути развития

«Лебединое озеро» в Нижегородском оперном театре (Фото DR)
«Лебединое озеро» в Нижегородском оперном театре (Фото DR)
В последние годы российские балетные театры переживали такой период турбулентности, что спрашивать их о творческих планах было бесполезно. Новый сезон стартовал, но лишь несколько трупп нашли в себе силы сориентировать публику, что будет идти на главных сценах в ближайшие месяцы. Тем не менее специально для Forbes Life балетный обозреватель Анна Галайда пытается обрисовать контуры будущей афиши, проанализировав прошлый сезон и опираясь на доступную экспертам и критикам информацию
Возвращение к «Лебединому озеру»
«Лебединое озеро» в Нижегородском оперном театре·DR

Возвращение к «Лебединому озеру»

В сложные эпохи, когда финансовые возможности и зрительский поток сокращаются,  у балетных театров есть проверенный рецепт: никаких поисков, минимум рисков. Обычно это означает возвращение к классике. 

Прошлый сезон залпом выстрелил «святым» — «Лебединым озером» Петра Ильича Чайковского. Причем и в Нижегородском оперном, и в Татарском театре имени Джалиля попытались отыскать в балете новые смыслы. Воспоминания о том, что когда-то эта музыка считалась чрезмерно сложной для уха балетных завсегдатаев, сегодня живут как исторический курьез. Тем не менее, прежде чем занять место на пьедестале русского балета, «Лебединое озеро» проделало огромный путь. Менялись представления о возможностях искусства балета, его выразительных средствах, культурных модах и погодах, происходили революции и войны, и все это впитывал балет Чайковского, который бесконечно переделывали ведущие отечественные хореографы. Стандартный для второй половины XIX века балетный сюжет о юном рыцаре из замка и таинственной незнакомке обрел философскую многозначность, в которой неизменно пульсирует идея возвышенного человеческого идеала. Но повороты темы каждая эпоха выбирала свои. Собственно, эта восприимчивость к изменениям, бесконечная актуализация взглядов на эстетику и технологию балетного искусства и сделала «Лебединое озеро» спектаклем — символом времени.

Казанский театр прошлом сезоне пригласил своего давнего друга Владимира Васильева — и новинку сразу привезли на смотрины в Большой театр. Для Москвы спектакль не оказался совсем незнакомым: постановщик вспомнил спектакль, придуманный им вместе с драматургом Анатолием Агамировым-Сац и художником Мариной Азизян для Большого театра в 1996 году. Встреченный тогда кем-то в штыки, кем-то насмешливо, сегодня тот балет кажется упущенной возможностью говорить об источниках, которые сделали немецкую сказку про лебединое озеро национальным русским мифом. Впрочем, 30 лет спустя эта возможность повторно упущена: идея оказалась размыта второстепенными деталями.

Другим путем пошли в Нижнем Новгороде, где постановку осуществил танцовщик Мариинского театра Александр Сергеев. Его увлекла идея восстановления первоначальной партитуры Чайковского. Но этим путем уже ходили многие хореографы, начиная с Владимира Бурмейстера, и каждый постановщик вынужден был от него отказаться: молодой композитор, писавший свой первый балет, действительно не знал многих законов балетного театра. Тем не менее тщательная репетиторская работа петербургской команды этого «Лебединого озера» благотворно сказалась на качестве исполнения нижегородского кордебалета, который сейчас проходит путь профессионального становления.

В этом сезоне премьеру «Лебединого озера» заявил Чувашский театр оперы и балета, где балет ставит худрук труппы Данил Салимбаев. Он обещает собственную редакцию спектакля, в котором будут совмещены элементы разных версий балета, а главный акцент — на эффектной сценографии художника Петра Окунева. В Перми свой балет возобновляет Алексей Мирошниченко, чья редакция, соединяющая ностальгию по прошлому императорского балета с современным осмыслением сюжета, отличается художественной зрелостью.

Что посмотреть: «Лебединое озеро» в Чувашском театре оперы и балета (31 октября 2025 года) и «Лебединое озеро» в Пермском театре оперы и балета (21 ноября 2025 года).

Новая классика
Балет «Красная Жизель» ·DR

Новая классика

В феврале 2026 года Пермский оперный театр отметит столетие своей балетной труппы. Сезон заявлен под знаком классики: руководитель балета Мирошниченко выпустит отредактированную «Жизель». К наследию Мариуса Петипа обратятся в Самаре — там балетмейстер, специалист по работе с балетными архивами Юрий Бурлака готовится поставить «Корсара» (даты обоих премьер пока не объявлены. — Forbes Life).

Комическая «Тщетная предосторожность», ровесница Великой Французской революции, считающаяся самым старым названием в балетном репертуаре, в начале октября появилась на Приморской сцене Мариинского театра: во Владивостоке свою версию представил 88-летний патриарх Олег Виноградов.

Классика Cеребряного века пополнит репертуар Большого театра: в ноябре покажет свою версию фокинской «Шехеразады»  Андрис Лиепа. Возвращается в репертуар и советская классика: Бурятский театр оперы и балета открыл сезон постановкой «Анюты» Владимира Васильева, Новосибирский театр — «Чиполлино» Генриха Майорова, а Борис Эйфман пересмотрел свою «Красную Жизель», с которой уже отправился в турне по России.

Что посмотреть: «Красная Жизель» на сцене Александринского театра в Санкт-Петербурге (17, 18 октября 2025 года); «Чиполлино» в Новосибирском театре оперы и балета (3 ноября 2025 года); «Тщетная предосторожность» на Приморской сцене Мариинского театра (8 ноября 2025 года);  «Анюта» в Бурятском театре оперы и балета (19 декабря 2025 года); «Жизель» в Пермском театре оперы и балета (20 марта 2026 года). 



Творческие вечера артистов
Спектакль «1234» ·Виктория Назарова

Творческие вечера артистов

Знаковым событием прошлого сезона стало возвращение института творческих вечером звезд театров. Артисты Большого взяли организацию проектов в собственные руки. В прошлом сезоне Мария Александрова, с которой связаны ярчайшие достижения Большого театра недавнего прошлого, заказала номера для своей программы Александру Меркушеву, Джоне Куку и Виктории Литвиновой. А еще — предстала Графиней в двух вариантах «Пиковой дамы», Ролана Пети и Максима Петрова, которые ей подарила театральная судьба. Не менее насыщенной оказалась программа Анастасии Сташкевич и Вячеслава Лопатина, центром которой стала премьера постановки Павла Глухова. О продолжении уже известно: 28 и 29 октября 2025 на сцене Геликон-оперы Анастасия Винокур, уникальная эксцентрическая танцовщица Большого театра, покажет свой спектакль «Нить», в работе над которым объединились музыкант Алексей Гориболь и хореограф Максим Петров.

Из таких же программ для себя и коллег вырос большой проект Юрия Смекалова, многогранного персонажа петербургской сцены. Экс-премьер Театра Эйфмана и еще недавно солист Мариинки уже много лет осуществляет проект МЭД, выступая в нем не только танцовщиком и хореографом, но также режиссером и продюсером. В прошлом сезоне он перезапустил экспериментальный спектакль «1234», впервые вышедший в 2019 году. Компания вновь смогла объединить хореографов разных стран: Ксению Вист из Германия, португальца Хелдера Сеабру, израильтянина Яэля Цибульски и самого Смекалова, представивших в одной постановке четыре разных хореографических стиля, объединяет которые мощь, энергия, доверие и умение слышать друг друга.

Наверняка Смекалов стал одной из ролевых моделей для Олега Ивенко, известного в балетном мире благодаря роли Нуреева в фильме «Белый ворон». Уже в восьмой раз он проводит в Казани фестиваль современного балета «StagePlatforma». 5 и 6 ноября на сцену выйдет «Пуаро» петербуржца Александра Сергеева. Музыку для балета написал Эльмир Низамов, уже не раз становившийся центром танцевальных спектаклей. Заглавная партия предназначена для Ивенко, в роли его протагониста — сам хореограф.

Что посмотреть: «Нить» в «Геликон-опере» (28 октября 2025 года); «Пуаро» в Татарском театре оперы и балета (5 ноября 2025 года). 

Новые труппы современного танца
Спектакль Passion/Страсть Паскаля Дюсапена ·Никита Чунтомов·Дягилевский фестиваль

Новые труппы современного танца

Другой полюс живой энергии — труппы современного танца, переживающие новое рождение, как «Балет Москва» в составе Новой оперы, или появившиеся совсем недавно, как MusicAeterna Dance при проекте Теодора Курентзиса. Молодая петербургская MusicAeterna Dance в 2024 году заставила говорить о себе «Мистерией про Это» Анны Гусевой и Анастасии Пешковой, созданной в сотрудничестве с московским Центром «Зотов», идеально вписанной в необычное пространство кольцевого конвейера бывшего хлебозавода.

Не менее важным оказался другой перформанс труппы —  «Стыд» Анастасии Пешковой и драматурга Ольги Потаповой. Полноправным соавтором стала балерина Дарья Павленко, бывшая прима Мариинского театра. Без ее пластики и эмоциональности такой спектакль был бы не мыслим. На старте нынешнего сезона труппа выступила в Москве со спектаклем Дягилевского фестиваля 2024 года Passion («Страсть») Паскаля Дюсапена, утвердившись в образе компании, осознано изучающей границы пластического экстрима.

«Балет Москва», несколько лет назад начавший новую жизнь в составе «Новой оперы», наоборот, сфокусирован на той грани, где современный танец смыкается с классической хореографией. Он активен в привлечении молодых. Но в этом сезоне с труппой вновь будет сотрудничать хореограф, придумавший для нее год назад эмблематичную «Свадебку», — Павел Глухов. Зимой 2025-2026 гг. он выпустит спектакль с говорящим названием «Щелкунчик. Несказка», над которым с ним работают художники Лариса Ломакина и Светлана Тегин.

Еще одна молодая труппа «Context. Diana Vishneva» покажет премьеру «Театр бесконечно повторяющихся действий». Этот спектакль по абсурдистским текстам Ионеско придумывает Олег Степанов, некогда один из интереснейших персонажей нашей танцевальной сцены, давно не появлявшийся на российских просторах. В один вечер с его спектаклем впервые в России покажут «Стулья» Мориса Бежара 1981 года с Дианой Вишневой и легендарным Жилем Романом. 

Что посмотреть: Театр бесконечно повторяющихся действий», «Стулья» Context. Diana Vishneva в Театре им. Ермоловой (2, 3 ноября 2025 года); «Щелкунчик. Несказка» в театре «Новая опера» (20 февраля 2026 года).

Три премьеры Вячеслава Самодурова
Балет «598 тактов» ·Сергей Тягин·Пресс-служба Александринского театра

Три премьеры Вячеслава Самодурова

Новый центр притяжения образует вокруг себя хореограф Вячеслав Самодуров, два года назад покинувший Екатеринбург. В Санкт-Петербурге у него сложилось сотрудничество с Театром балета Якобсона и Мариинским театром. Прошлогодние «598 тактов» принесли авторам «Золотую маску», а «Танцсцены» в Мариинском театре, представившие и труппу, и хореографа в неожиданном свете, стали гвоздем минувшего российского балетного сезона.

Неудивительно, что Андриан Фадеев, возглавляющий обе труппы, тут же выстроил с хореографом новые планы. Самодурову он доверил три премьеры: одноактный балет в соавторстве с молодым петербургским композитором Дмитрием Мазуровым в Театре Якобсона и два одноактных спектакля (на музыку Мендельсона и «Хороводов» Щедрина) для двух разных программ в Мариинке (все они выйдут весной и летом 2026 года).

Конечная станция. «Анна Каренина»
Максим Севагин·Пресс-служба МАМТ

Конечная станция. «Анна Каренина»

Финал сезона обещает интригу под знаком «Анны Карениной». На данный момент объявлена постановка хореографа Максима Севагина, руководителя балета Московского музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко. Молодой мастер лаконичных бессюжетников на классическую музыку предпримет новую попытку выстроить свой хореографический образ заново. Под занавес сезона должна состояться премьера его полнометражной «Анны Карениной», с музыкой авторства композитора Ильи Демуцкого («Герой нашего времени», «Нуреев», «Чайка»).

Что посмотреть: «Анна Каренина» в Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко (25 июня 2026 года).

Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание « forbes.ru » зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2025
16+