К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Ленинград Сергея Курехина: каким получился новый Центр современного искусства

Здание Центра современного искусства имени Сергея Курехина (Фото DR)
Здание Центра современного искусства имени Сергея Курехина (Фото DR)
В Санкт-Петербурге на Васильевском острове в бывшем здании кинотеатра «Прибой» после долгой реконструкции открылся Центр современного искусства имени Сергея Курехина. О том, как Центр работает с наследием музыканта и авангардиста и как представляет сегодняшнее современное искусство, рассказывает журналист Наталья Сиверина

Центр современного искусства  открылся в октябре 2025 года в здании бывшего кинотеатра «Прибой», который обрел новый облик, но сохранил фрагменты модернистского стиля оригинала. Проект типового широкоформатного кинотеатра на 1250 мест был создан еще в 1963 году группой ленинградских архитекторов во 2‑й мастерской института «Ленпроект» под руководством архитектора Виктора Белова, вместе с которым работали Олег Василенко, Натан Трегубов, Людвиг Шимаковский и Виктор Фромзель. По этому проекту в Ленинграде было построено 14 кинотеатров, включая один в Пушкине, четыре из которых снесли в 2008–2011 годах. 

«Прибой» открылся в 1968 году. Характерными чертами облика кинотеатров, созданных по этому проекту, был вогнутый стеклянный фасад фойе, символизирующий широкоформатный экран, и коробка зрительного зала, верхняя часть которой возвышалась над фасадом.

Большой зал нового здания ЦСИ им. Сергея Курехина (Фото Пресс-службы ЦСИ)

Автор нового архитектурного проекта Центра современного искусства Александр Петров, бывший главный художник Санкт-Петербурга, сохранил вогнутый стеклянный фасад, а также развил присущую первоначальному проекту тему контраста объемов, добавив еще уровней и развернув их под углом. В итоге  получилось здание, отсылающее к функционалистской и конструктивистской традициям. Внутри пространство, характерное для общественных зданий постройки конца 1960-х — начала 1970-х годов украшено мозаичным полом в технике терраццо. 

 

Здание «Прибоя» перешло в ведение ЦСИ в 2003 году. «Комитет по культуре пытался решить, что делать с  устаревшими с точки зрения кинопроката типовыми зданиями кинотеатров, — рассказывает руководитель Центра Анастасия Курехина, вдова Сергея Курехина . — Часть осталась  в ведении районов, что-то подошло инвесторам, остальное комитет оставил для себя, в том числе «Прибой». 

Директор Центра им. Сергея Курехина Анастасия Курехина (Фото Пресс-службы ЦСИ)

Анастасия Курехина вспоминает, что ее первая должность в «Прибое» — директор кинотеатра. В тот момент здесь находился мебельный магазин, занимавший два этажа. «Мы распрощались с арендатором, и уже в 2004 году сделали фестиваль SKIF, — рассказывает Курехина. — Людей пришло так много, что чуть не выдавили стекла фасада. Здесь сразу возникла особенная атмосфера и сформировалась особенная аудитория. Это тот случай, когда не так важно, кто хедлайнеры фестиваля, все знают: будет интересно в любом случае. У SKIF уже была репутация».  А у Центра — имя Сергея Курехина.

 

«Сергей объединял людей и все направления в искусстве, — говорит Анастасия Курехина. — В Москве, например, не было человека, который мог бы это делать. А у нас на «Поп-механике» собирались все — и новые композиторы, и новые художники, и рок-группы, и джазмены. Перформансы Сергея можно назвать тотальным произведением неформального искусства».

Курехина отмечает: Сергей был очень образованным человеком, мог использовать любые пласты не только музыкальной культуры, но и культуры в целом. «Наверное, когда-нибудь найдутся исследователи, которые разберут перформансы «Поп-механики» и поймут, что, почему и как там возникало, — рассказывает Анастасия Курехина. — Себя он считал в первую очередь музыкантом и композитором. Он был виртуозным пианистом, когда садился  за инструмент, вся аудитория была его. Без всего этого делать такие перформансы было бы невозможно. И это легко проверить: если не смотреть видеоряд, а только слушать аудиозапись, можно понять, насколько сложное это музыкальное произведение». 

Не дожидаясь реконструкции, Центр сразу стал проводить выставки, устраивать концерты и лекции, оборудовал звукозаписывающую студию — в общем, работал так, что «было жалко ломать», как рассказывает Курехина. «Когда в 2016 году дело дошло до реконструкции здания, мы сделали перформанс деконструкции под музыку Сергея Курехина, — вспоминает она. — Зрители для безопасности сидели на трибунах за строительным забором, актеры крушили стекла, потом поехала тяжелая строительная техника и начали ломать фасад». 

 

Пока шло перепроектирование и строительство, Центр продолжал работу на других площадках, на Новой сцене Александринского театра, в БДТ. «Жили интересно, не сидели в унынии. Во время пандемии все были на карантине, в «Прибое» — руины, но у нас уже были цифровые поэтажные планы. И я решила: если есть дом, надо в нем жить. Мы нашли разработчиков, которые вместе с художниками оживили пространство в 3D, — рассказывает Анастасия Курехина. — Был даже балетный спектакль, где участвовали два танцора, один из которых физически находился в Таиланде, а другой — в Петербурге». Так родился проект фестиваля «Цифровая механика».

В процессе реконструкции «Прибоя» (Фото Андрея Белле)

Сейчас в новом здании «Прибоя» два зрительных зала-трансформера, большой зал на 1000 мест с LED-стеной и малый зал на 160 мест. Остальные площади могут использоваться как выставочные помещения, а бывшее фойе кинотеатра превратилось в многофункциональное пространство, которое может стать концертной площадкой. Также оборудована медиатека, репетиционные и звукозаписывающие студии, кафе. 

 В команде пока несколько человек, она находится в стадии формирования. Штатное расписание позволяет расширить команду до 140 сотрудников.  «Пока в основном это технические специалисты, так как здание наше высокотехнологичное, оборудованное на опыте наших фестивалей, и его нужно обкатать», — рассказывает Анастасия Курехина. Но творческая деятельность развивается одновременно с освоением новых площадок. «Сейчас мы в процессе создания своего ансамбля современной музыки, — говорит Курехина. — Есть  молодые ребята, играют  современную академическую музыку, музыку Курехина, Шнитке, Каравайчука. В планах — постановка балета «Воробьиное озеро» на музыку альбома «Воробьиная оратория: четыре времени года» (Sparrow Oratorium: Four Seasons) Сергея Курехина, продакшен мы будем делать сами, так что думаем и о своей компании современного танца».

Выставка «Поп-механика Сергея Курехина. Часть I» (Фото Дмитрия Соколова·ТАСС)

Центр ежегодно проводит фестивали SKIF и «Поп-механика», «Этно-механика», «Электро-механика», «Цифровая механика», «Арт-стена» с участием ярких молодых художников, артистов и музыкантов. На вопрос, что нужно сделать, чтобы выступить на площадках нового центра, Анастасия Курехина отвечает: просто прийти и рассказать о себе. С начала октября 2025 года Центр открыт для посетителей и проводит концерты. 

Сейчас в Центре Сергея Курехина открыты две выставки: на первом этаже — мемориальная экспозиция его памяти в формате музыкальной гостиной, на минус первом — выставка «Адреса перемен. Художественная жизнь Ленинграда — Санкт-Петербурга 1980–2000». По сути, обе экспозиции — единое целое. Подборка философских книг из библиотеки Сергея Курехина, артефакты, использовавшиеся в перформансах, номерной знак с автомобиля Фрэнка Заппы, подаренный Сергею в 1987 году, боксерские перчатки Георгия Гурьянова, конечно же, работы новых художников, первые винилы новых композиторов и рок-групп — искусство, которое, по словам Анастасии Курехиной, уже практически превратилось в классику, что доказывают такие грандиозные выставочные проекты, как «Виктор Цой. Легенда» в культурно-деловом пространстве «Севкабель Порт».

 

Тем не менее из экспозиций в Центре современного искусства на Васильевском острове возникает образ другого Ленинграда/Санкт-Петербурга — удивительного пространства тотального творческого эксперимента, которое тогда было видно далеко не всем и до сих пор остается не до конца исследованным.  

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание « forbes.ru » зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2025
16+