Дорого и сложно: почему в российских школах так мало инклюзивных ресурсных классов

«Такое ощущение, что мы просим не соблюдения прав на обучение для ребенка, а какую-то роскошь», — рассказывают Ольга и Дмитрий, родители мальчика с расстройством аутистического спектра (РАС). Уже третий год они просят школу создать хотя бы минимальные положенные ребенку условия — тьютора, адаптированную программу. «Нас кидают от завуча к директору, от директора к департаменту, от департамента — обратно в школу. Говорят: «Нет бюджета, нет специалистов, нет приказа сверху». Все время «нет». А тем временем сын сидит дома на надомном обучении, один, без общения, фактически без обучения. Мы готовы помогать, искать специалистов, открывать ресурсный класс, создавать НКО, но нас не слышат», — делятся родители.
Номинально в России уже почти 13 лет предполагается равный доступ к обучению для всех, включая детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). На практике получить положенные по закону «специальные образовательные условия» удается лишь малому проценту родителей.
Что такое ресурсные классы и кому они нужны
Понятие «ресурсный класс» подразумевает, что дети зачисляются в общеобразовательные классы, но при этом у них есть ресурсная зона, где они занимаются в малой группе и индивидуально с педагогом. Важная часть модели — зона сенсорной разгрузки, где ученики могут уединиться, чтобы восстановить ресурс или избежать перенапряжения, сенсорного перегруза. Такое обучение подходит для детей с разными ОВЗ, не только с РАС, но и, например, с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), когнитивными и интеллектуальными особенностями, специфическими нарушениями речи и любыми другими трудностями в обучении.
«У ресурсных классов есть несколько отличительных признаков. Это не первый А или второй Б, это место, куда за каким-либо ресурсом приходят дети», — поясняет Елена Багарадникова, член Совета Региональной общественной организации помощи детям с расстройствами аутистического спектра «Контакт». Здесь дети могут получить тьюторское и психолого-педагогическое сопровождение, помощь логопеда, дефектолога, социального педагога, инструктора адаптивной физкультуры, обученных учителей и т. д. Специалисты применяют технологии, методы и приемы с научно доказанной эффективностью. В случае с аутизмом — это методы, рекомендованные в клинических рекомендациях по РАС, основанные на прикладном анализе поведения (ПАП).
«Любой ребенок имеет право на получение образования, и обязанность школы — создать условия даже для самых «сложных» случаев. Раньше было понятие «необучаемый», теперь его нет», — говорит Светлана Шифрина, директор благотворительного фонда «Искусство быть рядом».
Тем не менее, по данным Всероссийского мониторинга Федерального ресурсного центра по организации комплексного сопровождения детей с РАС, в 2022 году в ресурсных классах учились примерно 8% (2105 человек) от общего числа школьников с РАС (31 396 человек). Общей статистики по количеству ресурсных классов в России не ведется.
Почему ресурсных классов гораздо меньше, чем нужно
Эксперты считают, что сама модель «ресурсный класс» пока недостаточно закреплена и мало продвигается на законодательном уровне. Сейчас есть два основных документа, в которых есть понятие «ресурсных классов»: письмо Министерства образования и науки РФ и методические рекомендации Министерства просвещения Российской Федерации от 2024 года.
Но, по словам Елены Багарадниковой, основным барьером развития образования детей с ОВЗ — как ресурсных классов, так и любых других моделей, как инклюзивного, так и коррекционного образования — становится высокая затратность.
«Выделение таких средств — это обязательство регионов, но оно ничем не подкреплено. По пальцам одной руки можно посчитать те, в которых есть необходимые коэффициенты к подушевому финансированию образования детей с ОВЗ. В декабре 2024 года состоялось заседание Совета по правам человека (СПЧ), посвященное, в том числе, проблемам обучения детей с ОВЗ. Но, несмотря на полученное по итогам этого заседания Поручение Президента, пока, увы, никаких решительных перемен не последовало», — говорит Багарадникова.
Родители ученика одного из ресурсных классов рассказывают, что их детей в лучшем случае ждало бы надомное обучение, а это значит, они просто сидели бы дома, и время от времени видели приходящих на 20 минут раз в неделю педагогов. «Терять нам, кроме изоляции, было вообще нечего, и мы решили бороться за ресурсный класс, — описывают родители. — Это заняло почти два года: бесконечные письма в департамент, встречи с управлением школы, консультации с юристами. Мы сами нашли супервизора, искали тьюторов, обивали пороги фондов. Денег ушло много — часть расходов мы покрывали сами, часть — через гранты и сборы».
Чтобы проект успешно функционировал, в подавляющем большинстве случаев родителям, по чьей инициативе происходит открытие класса, требуется привлечение дополнительного финансирования. Сегодня более 90% существуют при финансовой либо организационной поддержке некоммерческих организаций. «Одно из важных направлений деятельности нашего фонда — инклюзивное/адаптивное образование. За последние три года мы поддержали более 40 ресурсных классов по всей стране. В них учатся 367 детей», — отмечает Эльвира Гарифулина, исполнительный директор фонда «Абсолют—Помощь».
Детям необходимо обеспечить сопровождение педагогов, владеющих методами прикладного анализа поведения и другими педагогическими методами, рекомендованными при РАС, но таких специалистов не хватает — и это тоже становится зоной ответственности родителей и НКО. «Государственное педагогическое образование не предусматривает обучение этим дисциплинам, так что в штате школ их нет. Кроме того, нужно обучать штатных педагогов школ, чтобы они знали, как правильно обучать детей с РАС», — перечисляет сложности исполнительный директор Ассоциации «Аутизм-Регионы Ксения Афанасьева.
На вопрос о том, сколько стоит обучение специалистов, закупка оборудования, методических материалов и т. д. эксперты не дают однозначного ответа. Условная и усредненная цифра, которую они называют, — 1 млн рублей в год на работу с восемью детьми. Чаще всего каждая родительская организация, открывающая ресурсный класс, обучает специалистов за счет средств, которые ей удалось найти, и на тех курсах, которые ей доступны с точки зрения финансов. По словам Ксении Афанасьевой, немногие НКО поддерживают обучение специалистов. А постоянное обучение за счет бюджета есть только в Воронежской и Нижегородской областях.
Помимо нехватки специалистов, организация обучения детей по модели ресурсных классов связана с другими сложностями. «Она дорогая и требует «ручного управления» — не получится всем детям сформировать единое расписание и одинаковые учебники, уровень потребностей детей может сильно отличаться. Еще одна проблема, о которой часто говорят директора, — отсутствие помещений, поскольку для ресурсного класса необходимо отдельное помещение, а лучше — два», — объясняет Афанасьева.
В Серпухове родители на протяжении года активно добивались того, чтобы их дети могли учиться со сверстниками. В 2024 году там открыли ресурсный класс в школе №4. Для его организации из местного бюджета были выделены средства на закупку необходимого оборудования и создания комфортных условий, сообщает пресс-служба администрации Серпухова. В процессе работы над созданием ресурсного класса специалисты изучили успешный опыт московских школ, где функционируют аналогичные классы, и частной инклюзивной школы «Абсолют».
Как школы могут выигрывать от созданиях таких классов
Один из немногих положительных примеров государственной поддержки модели ресурсных классов — Воронежская область. На сегодня в регионе их открыто более 40, и 30 выпускников после девятого класса продолжают учиться в регулярных классах. Для детей дошкольного возраста созданы условия в 17 ресурсных группах, рассказали в региональном Центре психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи.
Сотрудники Центра с 2017 года комплектуют все ресурсные классы и группы на основе ежегодного регионального мониторинга и персонального родительского запроса. Следующий этап — это организация ресурсного пространства и формирование кадрового состава. Они ежегодно готовят запрос Воронежскому институту развития образования на обучение педагогических школьных команд, которые включатся в работу ресурсных классов и групп. Обучение всегда организуется за счет региональных средств, поясняет Ольга Недорезова, директор Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Воронежской области.
«Как и все сегодня, мы остро ощущаем дефицит кадров и дефицит компетенций. Но сделано много и мы очень дорожим своим региональным опытом. За эти годы представители более 50 регионов Российской Федерации изучали в различной форме опыт Воронежской области», — добавляет Недорезова
Эльвира Гарифулина перечисляет стимулы тиражирования модели: сформированное сообщество, тренд на развитие инклюзивного образования, большой объем доступных методических материалов об особенностях реализации модели. «Позитивный сигнал — государственные структуры, такие как Федеральный ресурсный центр по организации комплексного сопровождения детей с РАС, создают методические материалы об особенностях реализации модели. Для нас это значит, что государство заинтересовано в том, чтобы модель была методически описана и закреплена в системе образования», — говорит Ксения Афанасьева.
Она отмечает, что распространение модели и рост количества таких классов начался после выхода методического пособия «Ресурсный класс», где пошагово описаны этапы организации сопровождения инклюзивных процессов. Также разработан стандарт применения методов с доказанной эффективностью в условиях инклюзии.
«Мы проводили анонимный опрос родителей учеников классов, в которые зачислены дети с РАС. И по его результатам увидели, что снизилась конфликтность среди учеников. То есть идет развитие толерантного отношения, уважения другого мнения, особенностей других людей», — рассказывает Светлана Сафиуллина, директор Инклюзивного учебно-методического центра «Путь к жизни».
Директор Федерального ресурсного центра по организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра МГППУ Артур Хаустов отмечает, что высокая требовательность модели ресурсных классов к создаваемым условиям обучения влечет стремительный рост инклюзивной культуры и профессионализма всей школы.
Однако, по состоянию на 2025 год, ресурсные классы и другие модели инклюзивного образования практически в 100% случаев появляются по инициативе родителей, говорит дефектолог Полина Богорад, эксперт Федерального ресурсного центра по организации комплексного сопровождения детей с РАС МГППУ. «Даже если идет распоряжение местных властей на открытие ресурсных классов, то, скорее всего, потому что родители инициативной группой пришли в департамент образования», — заключает она.
Эксперты отмечают высокий запрос родителей детей с РАС на обучение в общеобразовательных школах. Его можно увидеть по статистике роста количества ресурсных классов в регионах присутствия Ассоциации «Аутизм-Регионы»: на сентябрь 2025 года Ассоциация поддерживает 70 ресурсных классов из 20 регионов, в которых учатся 449 детей.
Как открыть ресурсный класс в школе
1. Объединиться с другими родителями детей с РАС, которые будут вместе с вами заниматься созданием ресурсного класса в школе.
2. Ознакомиться с методическими материалами по организации ресурсного класса в общеобразовательной школе, например на сайте «Аутизм-Регионы» или сайте РОО помощи детям с РАС «Контакт», пообщаться с другими родителями, у которых уже есть опыт открытия ресурсных классов, проконсультироваться с НКО, которые поддерживают развитие этой модели образования.
3. Найти школу и обсудить с ее директором готовность открыть ресурсный класс, узнать о возможности выделить помещение для ресурсной зоны и возможность включения в штат ставок тьютора и других специалистов.
4. Направить официальный запрос в региональный департамент образования с просьбой организовать специальные образовательные условия детям в формате модели «ресурсный класс» с применением методов обучения с доказанной эффективностью.
5. Своевременно пройти психолого-медико-педагогическую комиссию и получить заключение с четко прописанными специальными образовательными условиями. Желательно, чтобы в заключении детям были рекомендованы индивидуальная поддержка тьютора, а также занятия со специалистами: логопедом, психологом, дефектологом. Эти заключения являются основанием для департамента образования о выделении дополнительных ставок школе.
6. Проводить мероприятия, подготавливающие в школе инклюзивную среду: собрания с родителями, уроки добра, классные часы, Всемирный день распространения информации об аутизме, разъяснительная работа со спецсоставом школы и педагогами и др.
7. Продумать вопрос о привлечении средств на реализацию проекта, в т. ч. обучение специалистов, которые будут работать с детьми с РАС (кураторов и супервизоров по прикладному анализу поведения). Это может быть как бюджетное финансирование, так и за счет грантов, полученных НКО.
8. Помочь школе с поиском специалистов для работы в ресурсном классе: учителей, дефектологов, тьюторов, специалистов по прикладному анализу поведения, а также с их обучением.
9. Понимать, что для устойчивости проекта необходимо большое включение родителей в образовательный процесс, и что это работа как минимум на следующие десять лет.
