Человек, вещь, цена: подарок Дудакова музею, ретроспектива Кацубы, €698 900 за икону

Человек: Валерий Дудаков
Искусствовед, коллекционер Валерий Дудаков передал летом 2025 года более 40 произведений художников объединения «Голубая роза» Нижнему Новгороду. Коллекция уже прошла экспертно-закупочную комиссию и вошла в состав Нижегородского художественного музея. На основе коллекции Дудакова, стоимость которой он сам оценивает в 3 млрд рублей, создается Музей русского символизма, его открытие запланировано на февраль 2026 года. В декабре 2025 года в преддверии открытия нового музея в Нижнем Новгороде стартует выставка дара Валерия Дудакова. Как рассказал коллекционер Forbes, это ядро собрания, которое он планирует в дальнейшем пополнять. Будет также открыта библиотека по искусству: Дудаков уже отправил в Нижний Новгород более 1000 томов, среди них «Книга маркизы» Константина Сомова, шеститомник истории русского искусства Игоря Грабаря, издания мирискусников и голуборозовцев.
Дудаков, много лет работавший главным художником фирмы грамзаписи «Мелодия», — участник круга московских собирателей, в который входили Георгий Костаки, Феликс Вишневский, Филипп Тоскин, дипломаты и академики советской эпохи. В Советском фонде культуры он заведовал Отделом выставок и частных коллекций. Он организовал мировое турне первой выставки из частных коллекций СССР «100 лет русского искусства. 1889–1989». Дудаков участвовал в составлении многих частных коллекций, работал консультантом Михаила Ходорковского (признан иноагентом), был советником отдела русского искусства аукциона Sotheby’s.
Вещь: «Добрый день, Мадрид!» Валерия Кацубы
С 26 ноября 2025-го по 31 мая 2026 года в Русском музее в Малаге идет ретроспектива Валерия Кацубы «Романтический реализм. Фотография. 2000–2025». Художник, 20 лет живущий на два города, Мадрид и Санкт-Петербург, представляет 78 фотографических работ и четыре видео. Впервые показывают работы, сделанные летом 2025-го в музее Прадо. Это часть проекта «Добрый день, Мадрид», который Кацуба создает с 2006-го, фотографируя горожан. «Я снимал и дорожных рабочих, и гимнастов, и студентов, и балерин, — рассказывает художник. — А летом 2024 года в метро увидел мужчину, точь-в-точь похожего на «Рыцаря с рукой на груди» Эль Греко. Незаметно сфотографировал его на телефон, посмотрел на экран: действительно, вылитый рыцарь Эль Греко, квинтэссенция испанского характера и привлекательности. Тогда я подошел, рассказал о своей работе, о поразительном сходстве с портретом из Прадо. По счастью, Хорхе (так зовут пассажира) знал, кто такой Эль Греко». Так возникла идея сфотографировать современного мадридца на фоне портрета кабальеро 1580 года. Кацуба написал письмо в Прадо. Музей выделил полтора часа в то время, пока он закрыт для посетителей. «Снимали летом 2025-го, — рассказывает Валерий Кацуба. — Много сил потратили на подготовку, на работу со светом. А потом музей разрешил расширить проект». Так в кадре оказались балерины, ученицы Академии Начо Дауто (испанский хореограф, возглавляющий балет Михайловского театра в Петербурге). Фотографии делали в залах Веласкеса, в Ионической галерее и на фоне живописи Гвидо Рени.
Цена: €698 900 за русскую икону 1713 года
На парижских торгах Bonhams русская икона ушла за €698 900, превысив в 23 раза верхнюю планку эстимейта. Это уникально высокая аукционная цена на древнерусскую живопись. До этого в 2017 году в Копенгагене на аукционе Bruun Rasmussen икона «Снятие с креста» новгородской школы XVI века была продана за 4,6 млн датских крон (€620 000). Специалисты по древнерусскому искусству отмечают: рекордную цену иконы Корнилия Уланова определили ее состояние и провенанс. Икона подписная, что вообще-то редкость для русской иконописи, отмечает искусствовед Левон Нерсесян. Иконописец Кирилл Уланов (в монашестве Корнилий) — жалованный мастер Оружейной палаты. «Автор очень известный, подпись подлинная. Икона почти не тронута реставрацией. Много дополнительных сцен на створках, что редко для Уланова», — говорит искусствовед Ирина Шалина. Левон Нерсесян отмечает провенанс иконы. Икона из частной греческой коллекции, где хранилась около 300 лет. «Эта вещь почти идеальной сохранности, правильного происхождения, с прозрачной историей бытования стоит перпендикулярно потоку подделок и поновлений, который в 1990-е и 2000-е шел из России через Берлин в Европу и обвалил рынок русской иконописи, — говорит Левон Нерсесян. — Поэтому появление на аукционе вещи с достоверным происхождением и нормальной сохранностью воспринимается как нечто уникальное».
По мнению экспертов, на внутреннем рынке подписная икона Уланова стоит €1 млн и выше.
