Матисс в Париже, Фрида Кало в Лондоне и Хьюстоне: главные мировые выставки 2026 года

«Фрида. Создание иконы», Музей изящных искусств (Хьюстон) и Tate (Лондон)
Когда: 19 января — 17 мая — Хьюстон
25 июня 2026 года — январь 2027 года — Лондон
Сначала в Музее изящных искусств Хьюстона, а затем в лондонском Tate будет показана выставка «Фрида. Создание иконы». В Хьюстоне среди представленных работ — 30 произведений авторства Кало и 120 — ее последователей. В Лондоне будет представлено более 130 работ, фото, документы и вещи Фриды, а также работы ее современников, показывающие ее как художника, жену, активиста и культурный феномен.
Задача — исследовать, как Фрида Кало, мексиканская художница с ярко выраженной политической позицией, член Коммунистической партии, приятельница Троцкого и жена Диего Риверы, спустя 71 год после смерти превратилась в предвестницу феминизма и настоящий бренд. Как она стала той самой Фридой, соревноваться с которой по узнаваемости могут разве что Пикассо и Ван Гог.
«Сезанн», Фонд Бейелер, Базель
Когда: 25 января — 25 мая
По примеру Экс-ан-Прованса, объявившего 2025-й годом Сезанна, музей фонда Бейелер в Базеле решил чествовать художника первой в своей истории персональной выставкой. Покажут порядка 80 работ последних лет творчества мастера — натюрморты, пейзажи, портреты и сцены с купальщиками. Предвестник кубизма Сезанн прежде всего известен дотошным исследованием всевозможных ракурсов горы Сент-Виктуар.
«Метаморфозы», Рейксмузеум, Амстердам
Когда: 6 февраля — 25 мая
В сотрудничестве с римской галереей Боргезе Рейксмузеум в Амстердаме решил обратиться к истокам, а именно, к книге, которую можно было бы назвать языческой библией мира искусства, — к «Метаморфозам» Овидия. 80 работ авторства Тициана, Челлини, Караваджо, Рубенса, Родена и Бранкузи трактуют знаменитые превращения богов, героев и простых смертных в растения, животных и другие оказавшиеся под рукой материи.
«Дан Во», музей Стедейлик, Амстердам
Когда: 14 февраля — 2 августа
Городской музей Амстердама представит выставку художника вьетнамского происхождения Дана Во. В инсталляциях, которые можно уподобить развивающимся в пространстве балетным этюдам, включающим фрагменты архитектуры, деревьев, предметы из разных культурных контекстов, Во исследует принципы работы истории, религии, свободы, эротики и роль власти как движущего элемента, стоящего за ними.
«Трейси Эмин», Tate Modern, Лондон
Когда: 27 февраля — 31 августа
Ретроспектива Трейси Эмин откроется 27 февраля в Tate Modern в Лондоне. Картины, скульптуры, инсталляции, видео, текстильные работы, неоны, тексты за 40 лет карьеры Эмин. Командор ордена Британской империи, художница Трейси Эмин испробовала, кажется, все возможные методы исследования человеческого тела и натуры.
В 1990-е, когда в Лондоне под руководством Чарльза Саатчи бушевали Молодые британские художники (Дэмиен Херст, Крис Офили, Сара Лукас, Дженни Сэвилл), участница группы Трейси Эмин эпатировала публику своей искренностью, поднимая вопросы, связанные с насилием, депрессией, сексом и травмами. За 40 лет творчества ее подход изменился, но фундаментальные вопросы остались, и Эмин, надо отдать ей должное, не собирается прекращать исследования.
«Дэвид Хокни», галерея Серпентайн, Лондон
Когда: 12 марта — 23 августа
По стопам парижского фонда Louis Vuitton, где 400 работ Дэвида Хокни показывали с апреля по сентябрь 2025 года, галерея Серпентайн в Лондоне выставляет британскую звезду поп-арта, прославившегося многочисленными изображениями бассейнов. В центре экспозиции будет представлен 90-метровый фриз «Год в Нормандии», 2020–2021 годов, вдохновленный гобеленом из Байе.
«Ренуар и любовь», Музей Орсэ, Париж
Когда: 17 марта — 19 июля
В 2026 году юбилей отпразднует картина «Бал в Мулен де ла Галетт» Пьера Огюста Ренуара, французского импрессиониста, чье имя неизбежно ассоциируется с изображениями современных ему галантных сцен, тем самым как будто подтверждая выраженное им когда-то сомнение: «Я знаю, трудно добиться признания того, что живопись может быть очень большой живописью, оставаясь радостной».
С целью отстоять наследие художника, музей Орсэ обращается к первым 20 годам карьеры Ренуара (1865–1885), представляя порядка 50 произведений в попытке указать на особый, влюбленный взгляд Ренуара на современность. Любовь Ренуара — призма, через которую он изучает отношения между людьми и которая стоит за взглядом художника на модель, мир и живопись.
«Анри Матисс. Последние годы (1941–1954)», Гранд Пале, Париж
Когда: 24 марта — 26 июля
На время закрытия центра Помпиду на реставрацию блокбастеры в Париже будет показывать Гранд Пале. Выставят 230 работ художника. Матисс знаком российскому зрителю по «Красным рыбам» из собрания Пушкинского музея и «Танцу» из собрания Эрмитажа — все это когда-то было куплено купцом Сергеем Щукиным, многолетним коллекционером и меценатом Матисса, и висело его в московском доме.
В Гранд Пале знаменитые gouaches découpées — вырезки, которыми художник увлекся в последние годы жизни в 1941–1954-м, — соседствуют с картинами, рисунками, книжными иллюстрациями, текстилем и витражами, отстаивая многогранность творчества Матисса, который не терял формы до конца своих дней.
«Анри Руссо. Жажда живописи», Музей Оранжери, Париж
Когда: 25 марта — 20 июля
В сотрудничестве с Фондом Барнса в Филадельфии музей Оранжери покажет выставку Анри Руссо, одного из главных представителей наивной живописи: в его джунглях все львы как на подбор Бонифации, а у людей — взгляд персонажей Шагала.
Представленная в октябре 2025 года в США, весной 2026-го ретроспектива предстанет в Париже. Америку и Францию объединяет фигура Поля Гийома — дилера, владевшего порядка 50 работами Руссо. Коллекция Гийома вошла в Оранжери, при его посредничестве Альберт Барнс купил 18 картин Руссо. Именно аспекты рынка искусства и способы построения карьеры художника исследует выставка, развенчивая образ безобидного Таможенника, как называли Руссо еще при жизни. Судя по всему кураторы намереваются представить его акулой арт-рынка, наподобие Дэмиена Херста.
«Рафаэль. Неземная поэзия», музей Метрополитен, Нью-Йорк
Когда: 29 марта — 28 июня
Разве что ожиданием грандиозного успеха можно объяснить претенциозность названия, посвященного Рафаэлю, которого кураторы выставки записали в титаны блокбастера в музее Метрополитен в Нью-Йорке. Даже Лувр, показывая Да Винчи в 2019 году, не уносился в такие дали. Опыт синтетической биографии в исполнении Мета обещает 200 работ художника с особым упором на изображения женщин, вполне в духе XXI века.
«Ли Миллер», Музей современного искусства города Парижа
Когда: 3 апреля — 26 июля
Выставка фотографа Ли Миллер — мир запомнил ее принимающей ванну в квартире Гитлера — до 15 февраля 2026 года идет в галерее Tate Britain в Лондоне, а в апреле перекочует в Париж. Американка Ли Миллер, работавшая между Парижем и Лондоном, чей разносторонний художественный замысел можно считать прототипом для художниц Эмин и Мендьеты, когда-то сменила карьеру модели на военного репортера и фотографа-сюрреалиста. Ее жизнь вдохновила режиссера Эллен Курас и актрису Кейт Уинслет на создание фильма Lee (в российском прокате вышел под названием «Великая»).
«Марсель Дюшан», МоМА, Нью-Йорк
Когда: 12 апреля — 22 августа
Кураторам выставки Марселя Дюшана в Нью-Йорке, которая затем проследует в Париж, еще не пришло в голову назвать его колоссом или гением. Для понимания масштаба личности Дюшана пока хватает порядка 300 собранных в рамках выставки работ. Задача — объяснить на пальцах, зачем Джоконде усы, что в музее забыл писсуар и как Дюшан смог наглядно задать вопрос, волнующий общественность с момента написания «Государства» Платоном: почему это искусство, что такое искусство?
«Пегги Гуггенхайм в Лондоне. Становление коллекционера», Коллекция Пегги Гуггенхайм, Венеция
Когда: 25 апреля — 19 октября
В преддверии Венецианской биеннале современного искусства музей Пегги Гуггенхайм в Венеции в сотрудничестве с Королевской Академией искусств в Лондоне представит выставку, посвященную лондонскому периоду коллекционера и ее первой галерее Guggenheim Jeune, просуществовавшей с 1938 по 1939 год.
Организаторский талант и чутье Пегги Гуггенхайм выразились в том, что, избрав себе в советники Марселя Дюшана и Мэри Рейнолдс, она за 18 месяцев успела провести более 20 выставок, в том числе персональные Кокто и Кандинского, работы которых будут теперь соседствовать в Венеции. Осенью выставка переместится в Королевскую Академию искусств в Лондоне, а весной 2027 года проследует в Гуггенхайм в Нью-Йорке.
«Джеймс Уистлер», Tate Britain, Лондон
Когда: 21 мая — 27 сентября
Первая за последние 30 лет европейская выставка Уистлера, экспериментатора и космополита, включит как хиты, так и менее известные работы, начиная с периода юности американского художника в Санкт-Петербурге. Широкой публике, вероятно, знакома картина Уистлера «Аранжировка в сером и черном, №1: портрет матери» из Орсэ, которую безуспешно пытается отреставрировать Мистер Бин в одноименном фильме 1997 года.
«Ана Мендьета», Tate Modern, Лондон
Когда: 9 июля 2026 года — 10 января 2027 года
Женское тело, постепенно исчезающее в кустах, покрывающееся красной краской, напоминающее об экспериментах Ива Кляйна, но при этом не теряющее своей активности, может быть отправным пунктом для описания творчества Аны Мендьеты, американской художницы-перформера кубинского происхождения.
Эфемерность, присутствие и исчезновение — вопросы, которые Ана Мендьета запечатлела при помощи фотографий, видео, скульптур, картин. Многогранность практики и откровенность, искренность задаваемых вопросов роднят Ану Мендьету с Трейси Эмин, превращая две выставки в Tate Modern в диптих.
