К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Матисс в Париже, Фрида Кало в Лондоне и Хьюстоне: главные мировые выставки 2026 года

Фрида Кало сидит рядом с агавой, 1937 год (Фото Library of Congress)
Фрида Кало сидит рядом с агавой, 1937 год (Фото Library of Congress)
Все большие мировые музеи в 2026 году приняли решение вложиться в великие имена, от Рафаэля и Дюшана в Нью-Йорке, до Трейси Эмин в Лондоне. Forbes Life рассказывает про самые ожидаемые проекты, которые можно будет увидеть в Европе и США
«Фрида. Создание иконы», Музей изящных искусств (Хьюстон) и Tate (Лондон)
Nickolas Muray·MFAH

«Фрида. Создание иконы», Музей изящных искусств (Хьюстон) и Tate (Лондон)

Когда: 19 января — 17 мая  — Хьюстон

25 июня 2026 года — январь 2027 года — Лондон

Сначала в Музее изящных искусств Хьюстона, а затем в лондонском Tate будет показана выставка «Фрида. Создание иконы». В Хьюстоне среди представленных работ — 30 произведений авторства Кало и 120 — ее последователей. В Лондоне будет представлено более 130 работ, фото, документы и вещи Фриды, а также работы ее современников, показывающие ее как художника, жену, активиста и культурный феномен.

Задача — исследовать, как Фрида Кало, мексиканская художница с ярко выраженной политической позицией, член Коммунистической партии, приятельница Троцкого и жена Диего Риверы, спустя 71 год после смерти превратилась в предвестницу феминизма и настоящий бренд. Как она стала той самой Фридой, соревноваться с которой по узнаваемости могут разве что Пикассо и Ван Гог.

«Сезанн», Фонд Бейелер, Базель
Fondation Beyeler

«Сезанн», Фонд Бейелер, Базель

Когда: 25 января — 25 мая 

По примеру Экс-ан-Прованса, объявившего 2025-й годом Сезанна, музей фонда Бейелер в Базеле решил чествовать художника первой в своей истории персональной выставкой. Покажут порядка 80 работ последних лет творчества мастера — натюрморты, пейзажи, портреты и сцены с купальщиками. Предвестник кубизма Сезанн прежде всего известен дотошным исследованием всевозможных ракурсов горы Сент-Виктуар.

«Метаморфозы», Рейксмузеум, Амстердам
Juul Kraijer·Juul Kraijer studio

«Метаморфозы», Рейксмузеум, Амстердам

Когда: 6 февраля — 25 мая 

В сотрудничестве с римской галереей Боргезе Рейксмузеум в Амстердаме решил обратиться к истокам, а именно, к книге, которую можно было бы назвать языческой библией мира искусства, — к «Метаморфозам» Овидия. 80 работ авторства Тициана, Челлини, Караваджо, Рубенса, Родена и Бранкузи трактуют знаменитые превращения богов, героев и простых смертных в растения, животных и другие оказавшиеся под рукой материи.

«Дан Во», музей Стедейлик, Амстердам
Guggenheim Foundation

«Дан Во», музей Стедейлик, Амстердам

Когда: 14 февраля — 2 августа 

Городской музей Амстердама представит выставку художника вьетнамского происхождения Дана Во. В инсталляциях, которые можно уподобить развивающимся в пространстве балетным этюдам, включающим фрагменты архитектуры, деревьев, предметы из разных культурных контекстов, Во исследует принципы работы истории, религии, свободы, эротики и роль власти как движущего элемента, стоящего за ними.

«Трейси Эмин», Tate Modern, Лондон
Saatchi Gallery

«Трейси Эмин», Tate Modern, Лондон

Когда: 27 февраля — 31 августа 

Ретроспектива Трейси Эмин откроется 27 февраля в Tate Modern в Лондоне. Картины, скульптуры, инсталляции, видео, текстильные работы, неоны, тексты за 40 лет карьеры Эмин. Командор ордена Британской империи, художница Трейси Эмин испробовала, кажется, все возможные методы исследования человеческого тела и натуры.

В 1990-е, когда в Лондоне под руководством Чарльза Саатчи бушевали Молодые британские художники (Дэмиен Херст, Крис Офили, Сара Лукас, Дженни Сэвилл), участница группы Трейси Эмин эпатировала публику своей искренностью, поднимая вопросы, связанные с насилием, депрессией, сексом и травмами. За 40 лет творчества ее подход изменился, но фундаментальные вопросы остались, и Эмин, надо отдать ей должное, не собирается прекращать исследования.

«Дэвид Хокни», галерея Серпентайн, Лондон
David Hockney

«Дэвид Хокни», галерея Серпентайн, Лондон

Когда: 12 марта — 23 августа

По стопам парижского фонда Louis Vuitton, где 400 работ Дэвида Хокни показывали с апреля по сентябрь 2025 года, галерея Серпентайн в Лондоне выставляет британскую звезду поп-арта, прославившегося многочисленными изображениями  бассейнов. В центре экспозиции будет представлен 90-метровый фриз «Год в Нормандии», 2020–2021 годов, вдохновленный гобеленом из Байе. 

«Ренуар и любовь», Музей Орсэ, Париж
Musée d'Orsay

«Ренуар и любовь», Музей Орсэ, Париж

Когда: 17 марта — 19 июля

В 2026 году юбилей отпразднует картина «Бал в Мулен де ла Галетт» Пьера Огюста Ренуара, французского импрессиониста, чье имя неизбежно ассоциируется с изображениями современных ему галантных сцен, тем самым как будто подтверждая выраженное им когда-то сомнение: «Я знаю, трудно добиться признания того, что живопись может быть очень большой живописью, оставаясь радостной».

С целью отстоять наследие художника, музей Орсэ обращается к первым 20 годам карьеры Ренуара (1865–1885), представляя порядка 50 произведений в попытке указать на особый, влюбленный взгляд Ренуара на современность. Любовь Ренуара — призма, через которую он изучает отношения между людьми и которая стоит за взглядом художника на модель, мир и живопись.

«Анри Матисс. Последние годы (1941–1954)», Гранд Пале, Париж
Henri Matisse

«Анри Матисс. Последние годы (1941–1954)», Гранд Пале, Париж

Когда: 24 марта — 26 июля 

На время закрытия центра Помпиду на реставрацию блокбастеры в Париже будет показывать Гранд Пале. Выставят 230 работ художника. Матисс знаком российскому зрителю по «Красным рыбам» из собрания Пушкинского музея и «Танцу» из собрания Эрмитажа — все это когда-то было куплено купцом Сергеем Щукиным, многолетним коллекционером и меценатом Матисса, и висело его в московском доме.  

В Гранд Пале знаменитые gouaches découpées — вырезки, которыми художник увлекся в последние годы жизни в 1941–1954-м, — соседствуют с картинами, рисунками, книжными иллюстрациями, текстилем и витражами, отстаивая многогранность творчества Матисса, который не терял формы до конца своих дней.

«Анри Руссо. Жажда живописи», Музей Оранжери, Париж
Henri Rousseau

«Анри Руссо. Жажда живописи», Музей Оранжери, Париж

Когда: 25 марта — 20 июля 

В сотрудничестве с Фондом Барнса в Филадельфии музей Оранжери покажет выставку Анри Руссо, одного из главных представителей наивной живописи: в его джунглях все львы как на подбор Бонифации, а у людей — взгляд персонажей Шагала.

Представленная в октябре 2025 года в США, весной 2026-го ретроспектива предстанет в Париже. Америку и Францию объединяет фигура Поля Гийома — дилера, владевшего порядка 50 работами Руссо. Коллекция Гийома вошла в Оранжери, при его посредничестве Альберт Барнс купил 18 картин Руссо. Именно аспекты рынка искусства и способы построения карьеры художника исследует выставка, развенчивая образ безобидного Таможенника, как называли Руссо еще при жизни. Судя по всему кураторы намереваются представить его акулой арт-рынка, наподобие Дэмиена Херста.

«Рафаэль. Неземная поэзия», музей Метрополитен, Нью-Йорк

«Рафаэль. Неземная поэзия», музей Метрополитен, Нью-Йорк

Когда: 29 марта — 28 июня 

Разве что ожиданием грандиозного успеха можно объяснить претенциозность названия, посвященного Рафаэлю, которого кураторы выставки записали в титаны блокбастера в музее Метрополитен в Нью-Йорке. Даже Лувр, показывая Да Винчи в 2019 году, не уносился в такие дали. Опыт синтетической биографии в исполнении Мета обещает 200 работ художника с особым упором на изображения женщин, вполне в духе XXI века. 

«Ли Миллер», Музей современного искусства города Парижа
Tate Britain

«Ли Миллер», Музей современного искусства города Парижа

Когда: 3 апреля — 26 июля 

Выставка фотографа Ли Миллер — мир запомнил ее принимающей ванну в квартире Гитлера —  до 15 февраля 2026 года идет в галерее Tate Britain в Лондоне, а в апреле перекочует в Париж. Американка Ли Миллер, работавшая между Парижем и Лондоном, чей разносторонний художественный замысел можно считать прототипом для художниц Эмин и Мендьеты, когда-то сменила карьеру модели на военного репортера и фотографа-сюрреалиста. Ее жизнь вдохновила режиссера Эллен Курас и актрису Кейт Уинслет на создание фильма Lee (в российском прокате вышел под названием «Великая»).

«Марсель Дюшан», МоМА, Нью-Йорк
MOMA

«Марсель Дюшан», МоМА, Нью-Йорк

Когда: 12 апреля — 22 августа

Кураторам выставки Марселя Дюшана в Нью-Йорке, которая затем проследует в Париж, еще не пришло в голову назвать его колоссом или гением. Для понимания масштаба личности Дюшана пока хватает порядка 300 собранных в рамках выставки работ. Задача — объяснить на пальцах, зачем Джоконде усы, что в музее забыл писсуар и как Дюшан смог наглядно задать вопрос, волнующий общественность с момента написания «Государства» Платоном: почему это искусство, что такое искусство? 

«Пегги Гуггенхайм в Лондоне. Становление коллекционера», Коллекция Пегги Гуггенхайм, Венеция
Василий Кандинский

«Пегги Гуггенхайм в Лондоне. Становление коллекционера», Коллекция Пегги Гуггенхайм, Венеция

Когда: 25 апреля — 19 октября

В преддверии Венецианской биеннале современного искусства музей Пегги Гуггенхайм в Венеции в сотрудничестве с Королевской Академией искусств в Лондоне представит выставку, посвященную лондонскому периоду коллекционера и ее первой галерее Guggenheim Jeune, просуществовавшей с 1938 по 1939 год. 

Организаторский талант и чутье Пегги Гуггенхайм выразились в том, что, избрав себе в советники Марселя Дюшана и Мэри Рейнолдс, она за 18 месяцев успела провести более 20 выставок, в том числе персональные Кокто и Кандинского, работы которых будут теперь соседствовать в Венеции. Осенью выставка переместится в Королевскую Академию искусств в Лондоне, а весной 2027 года проследует в Гуггенхайм в Нью-Йорке.

«Джеймс Уистлер», Tate Britain, Лондон
James McNeill Whistler

«Джеймс Уистлер», Tate Britain, Лондон

Когда: 21 мая — 27 сентября 

Первая за последние 30 лет европейская выставка Уистлера, экспериментатора и космополита, включит как хиты, так и менее известные работы, начиная с периода юности американского художника в Санкт-Петербурге. Широкой публике, вероятно, знакома картина Уистлера «Аранжировка в сером и черном, №1: портрет матери» из Орсэ, которую безуспешно пытается отреставрировать Мистер Бин в одноименном фильме 1997 года. 

«Ана Мендьета», Tate Modern, Лондон
Ana Mendieta

«Ана Мендьета», Tate Modern, Лондон

Когда: 9 июля 2026 года — 10 января 2027 года

Женское тело, постепенно исчезающее в кустах, покрывающееся красной краской, напоминающее об экспериментах Ива Кляйна, но при этом не теряющее своей активности, может быть отправным пунктом для описания творчества Аны Мендьеты, американской художницы-перформера кубинского происхождения.

Эфемерность, присутствие и исчезновение — вопросы, которые Ана Мендьета запечатлела при помощи фотографий, видео, скульптур, картин. Многогранность практики и откровенность, искренность задаваемых вопросов роднят Ану Мендьету с Трейси Эмин, превращая две выставки в Tate Modern в диптих. 

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание « forbes.ru » зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2025
16+