К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Продуктивные тоже плачут: в чем опасность «незаметной» высокофункциональной депрессии

Фото Getty Images
Фото Getty Images
Успешные, продуктивные, собранные люди управляют командами, запускают проекты, бегут марафоны и отвечают, что «все отлично». Но за внешней активностью нередко скрываются усталость, опустошенность и тоска. Они продолжают выполнять дедлайны и нести ответственность, хотя их внутренняя жизнь окрашена серым. Вероятно, вы сегодня уже встречали такого человека в соцсетях. Или, возможно, в зеркале. В колонке для Forbes Life психолог и бизнес-тренер Ольга Раздина объясняет, что такое высокофункциональная депрессия и как помочь себе, если вы узнаете ее признаки

Не только меланхолия

Когда мы видим успешного человека, чья жизнь пестрит достижениями, событиями и путешествиями, окруженного яркими людьми и семьей, нам бывает трудно предположить, что порой за этим безупречными обликом скрывается ежедневная невидимая борьба, чтобы не позволить себе упасть под гнетом истощения, ангедонии и тоски. Именно эта высокая продуктивность иногда маскирует сложное эмоциональное состояние, которое можно описать как высокофункциональную депрессию.

Часто депрессию представляют как состояние, при котором человек явно страдает, плачет, утрачивает способность работать или учиться. Однако клиническая практика показывает, что депрессивные состояния могут проявляться гораздо незаметнее. Некоторые люди продолжают выполнять профессиональные и семейные обязанности, опираясь на силу воли и ответственности, преодолевая усталость, апатию, ангедонию и недовольство собой.

Такой феномен получил в профессиональной среде название «высокофункциональная депрессия» (ВФД). Понятие возникло сравнительно недавно, как реакция на недостаточную видимость и диагностику депрессивных состояний у людей, которые внешне кажутся успешными, продуктивными и активными.

 

Этот термин не официальный, его не найти на страницах международных классификаций психических расстройств, но его используют специалисты для обозначения состояния, при котором человек испытывает типичные симптомы депрессии, сохраняя при этом высокий уровень функционирования в работе, учебе и семье.

Долгое время эта группа людей оставалась вне поля внимания врачей и исследователей. Люди с похожими проявлениями редко обращаются за помощью, поскольку привыкли справляться самостоятельно и нередко не распознают тяжести своего состояния. Для специалистов диагностика осложняется тем, что внешняя активность пациента маскирует выраженность симптомов.

 

Именно скрытый характер высокофункциональной депрессии делает ее клинически и социально значимой проблемой. Невозможность получить своевременную помощь приводит к хронизации состояния и его постепенному ухудшению.

Хотя научные исследования по этой теме только развиваются, уже имеющиеся данные указывают на распространенность скрытых депрессивных проявлений среди социально активных и успешных групп. Например, по данным отчета Гарвардской службы здравоохранения за 2017–2018 годы, уровень тревожности и депрессии у студентов и аспирантов Гарварда был выше средних показателей по США. В отдельных высокофункциональных группах (спортсмены, студенты, профессионалы) уровень депрессивных симптомов достигает 6–34%.

Лики высокофункциональной депрессии

Внешне жизнь Полины — история стойкости и самореализации. После развода она одна воспитывает ребенка с нейроотличиями, совмещая эту роль с написанием диссертации и активной академической деятельностью, выступает на конференциях, проводит семинары. Только Полина знает, как она плачет в ванной от отчаяния и усталости, а в выходные часами не может встать с кровати от парализующей тревоги. 

 

Андрей — владелец процветающего бизнеса, который признан лидером в своей нише. Его публичные выступления мотивируют молодых предпринимателей, а решения выглядят взвешенными и мудрыми. Он доходит до невролога с хроническими головными болями, болями в спине и постепенно признается, что его эмоциональное состояние «похоже на низкое серое питерское небо», а в голове появляются идеи о бессмысленности бизнеса и даже самой жизни.

Кирилл учится и работает на двух работах, чтобы обеспечить финансовую стабильность своей молодой семье. Родственники гордятся его успехами, трудолюбием и готовностью всегда помочь близким. Кирилл же замечает раздражительность, бессонницу, невнимательность и усталость, которая не проходит после отдыха. Общение с друзьями и хобби сводится к минимуму, так как не остается ни физических, ни эмоциональных сил. 

Невидимая боль

Сложности своевременного выявления депрессии у продуктивных успешных людей во многом имеют социальную и психологическую природу.

«Да чего ты выдумываешь? У тебя же все есть: работа, семья, дети!» — подобную реакцию нередко слышит внешне успешный человек, рискнувший рассказать о своем внутреннем состоянии.

Нередко таких людей упрекают в том, что они демонстрируют окружающим лишь идеальную картинку, умалчивая о реальных переживаниях. Однако стремление скрыть свое психологическое состояние чаще может быть защитным механизмом, имеющим глубокие корни.

 
  • Влияние социальных стереотипов: в общественном сознании до сих пор распространен миф, согласно которому депрессия воспринимается как признак личной слабости и лености.
  • Личностные установки: «Я же мужчина, я должен справляться самостоятельно», «Я же рациональный человек, не нужно обращать внимания на эмоции», «Мама не может уставать. Ты же сама хотела ребенка».
  • Культурные традиции: печально известный в Японии феномен кароси — смерть от переработок, «даешь пятилетку в три года » и другие культурные императивы подкрепляют игнорирование потребностей здоровья ради сверхурочной работы.
  • Беспокойство о последствиях в работе и бизнесе: люди боятся, что официальная диагностика депрессии может повлиять на допуск к работе или привести к негативным последствиям: потере репутации в деловых кругах, осуждению от близких.

Невидимая ноша: клинический портрет

С точки зрения доказательной медицины, состояние такого человека, скорее всего, будет диагностировано в рамках одного из двух расстройств, описанных в международной классификации болезней (МКБ-10/МКБ-11).

Депрессивный эпизод легкой или умеренной степени. Симптомы депрессии выражены, однако человек сохраняет способность работать и выполнять повседневные обязанности.

Дистимия. Данное расстройство представляет собой хроническую форму депрессии, длящуюся не менее двух лет. Его ключевая особенность — не интенсивность, а именно постоянный характер течения. Эта форма депрессии может быть менее острой, чем при классическом депрессивном эпизоде, однако ее постоянное, «фоновое» присутствие действует изматывающе, снижая качество жизни человека, и, как утверждают ученые Гарварда, в течении пяти лет может привести к полноценному депрессивному расстройству.

Если депрессию не лечить

Депрессия легкой степени выраженности не означает, что она переносится легко и сама пройдет. К сожалению, такие состояния имеют тенденцию прогрессировать. Это приводит к ощутимым последствиям для человека, его работы, семьи и учебы:

 
  1. Нарушения здоровья на фоне хронического истощения. Играет роль и то, что человеку с депрессией просто не хватает сил вовремя диагностировать и лечить соматические заболевания.
  2. Снижение продуктивности, креативности, ошибки в работе, неожиданные увольнения.
  3. Проблемы в отношениях с близкими. Человеку просто не хватает настроения и энергии: не получается быть полноценным родителем, супругом или другом.
  4. Суицидальные мысли и действия — конечно, самое страшное последствие депрессии. Мир знает печальные примеры подобного ухода таких успешных ярких людей, как Маркус Йост, Джон Торнтон Колдуэлл, Энтони Бурдэн, Кейт Спейд, Робин Уильямс, Алан Тьюринг.

Депрессия или выгорание: как не перепутать 

Еще одна сложность заключается в том, что часто люди и специалисты принимают высокофункциональную депрессию за эмоциональное выгорание. Выгорание — более социально приемлемое состояние, которое деловым людям проще принять. Однако выгорание очень часто маскирует и провоцирует депрессию. Это одна из причин разочаровывающих результатов коучинга и тренингов от выгорания. Лечение депрессии требует более глубокого системного подхода.

Выгорание и высокофункциональная депрессия действительно имеют много общего. Найти 10 сходств между этими состояниями гораздо легче, чем найти 10 различий

Выгорание включено Всемирной организацией здравоохранения в международную классификацию болезней МКБ-11 в раздел факторов, влияющих на здоровье, как синдром, возникающий в результате хронического стресса на рабочем месте.

Выгорание включает три основных признака:

 
  1. Чувство истощения, изнеможения.
  2. Эмоциональная отстраненность от работы, негативное или циничное отношение к ней.
  3. Чувство неэффективности и недостатка достижений.

На практике все эти признаки также можно встретить и при депрессии. 

Ученые утверждают, что нейроэндокринные изменения у людей, страдающих от эмоционального выгорания, не отличаются от изменений у людей, страдающих от депрессии. 

Эти состояния часто сопутствуют друг другу. Депрессия, сопровождающаяся определенными нарушениями в организме, становится фактором скорого истощения на рабочем месте. А хронический стресс и истощение становятся благодатной почвой для формирования депрессии. Отличить одно состояние от другого поможет только опытный врач-психиатр.

Как не пропустить депрессию

Пониженное настроение в течение двух недель и более:

 

Постоянное чувство грусти, пустоты или тревоги  большую часть дня — характерный признак депрессии. Сам человек с ВФД списывает это состояние на стрессы в работе, экономический, профессиональный или семейный кризис. 

Однако многие рациональные успешные люди считают эмоции лишними и неудобными, игнорируют их. Они редко жалуются на грусть, вместо этого они скорее расскажут специалисту, какие они молодцы и как здорово устроились в работе, в семье, быту и в жизни. Их депрессия может проявляться таким образом: 

  • постоянная раздражительность, которую сами люди с ВФД могут объяснять поведением коллег на работе или домочадцев,
  • постоянная усталость, хроническое истощение. Люди могут замечать тяжелую усталость уже в первой половине дня, в начале недели, приходится экономить силы, жертвуя тренировками, хобби, общением вне работы,
  • ангедония — утрата способности получать удовольствие от того, что раньше радовало. Иногда это приводит к тому, что человек ищет все более острых ощущений, которые будут способны «разбудить» его радость, в экстремальном спорте и развлечениях, алкоголе, любовных приключениях.

Нарушения в когнитивной сфере: 

  • трудности с концентрацией внимания, началом работы,
  • проблемы с памятью,
  • трудности в принятии решений. 

Мысли о смерти:

 
  • «хочу просто исчезнуть», «хорошо бы меня сбил автобус», «такая жизнь не имеет смысла », «если бы не дети». 

Сигналы тела: 

  • трудности засыпания, ранние пробуждения задолго до будильника, после которых подолгу не удается заснуть. Бессонница и постоянная сонливость,
  •  ухудшение аппетита и веса (но встречается и заедание, как форма борьбы с тяжелыми эмоциями),
  •  головные боли, боли в спине, проблемы с пищеварением, для которых врачи не могут найти объяснения. Иногда именно соматические врачи направляют своих пациентов к психологу и психиатру.

Негативные мысли:

  • о себе: «Я никчемный », «я не заслуживаю жить на этом свете », «на самом деле я недоучка и неудачник, мне просто повезло»,
  • о мире: «Все люди идиоты », «Нельзя расслабиться, в любой момент может произойти что-то плохое»,
  • о будущем: «Все, что мог хорошего, я уже сделал», «Я обязательно провалюсь», «этот мрак никогда не закончится».

Негативные мысли о себе, о мире и будущем — классическая депрессивная триада, которую описал родоначальник когнитивно-поведенческой терапии Аарон Бэк.

Ни один из этих признаков по отдельности не может быть использован для заключения о депрессии. Диагноз ставится только врачом по определенному сочетанию критериев, которое описано в международных классификациях болезней.

Это не лень. Нейробиология и физиология депрессии

«Депрессия — это биологическое заболевание… так же, как и диабет, — это не жалость к себе», — напоминает профессор Стэнфордского университета Роберт Сапольски. В основе физиологии депрессии лежит взаимодействие множества нейробиологических, генетических и физиологических механизмов: нарушения в работе нейромедиаторов (серотонин, дофамин, норадреналин), дисфункция гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковой (ГГН) оси, снижение нейропластичности мозга, генетические и эпигенетические факторы. Все эти процессы взаимосвязаны и формируют сложную патофизиологическую матрицу депрессии. 

 

Как себе помочь

Важно отказаться от действий, дающих иллюзию быстрого простого решения проблемы, которая формировалась годами.

Мотивационные тренинги и коучинг могут давать эффект временной активации, алкоголь при регулярном употреблении нарушает циклы сна, со временем усиливает симптомы тревоги и депрессии. Применение витаминов и безрецептурных средств может быть целесообразно по назначению врача, но, как и в случае с ноотропами, не обладает подтвержденным антидепрессивным действием, так как нарушения при депрессии часто более глубокие.

Для лечения депрессии стоит искать помощи в системном подходе доказательной медицины и психотерапии:

  1. Поведенческая активация. Часто жизнь людей с ВФД сужается до стресса. На хобби, спорт и общение вне работы не остается времени и сил. Остается лишь решение деловых и семейных проблем, что приумножает истощение и стресс. Поведенческая активация — доказанно эффективный метод лечения депрессии — это систематическое внедрение небольших, приятных значимых действий (например, 10-минутная прогулка или разминка, любимая музыка, настольные игры с друзьями), которые постепенно восстанавливают связь с системой положительного подкрепления мозга.
  2. Поведенческая дезактивация. Для того, чтобы в вашей жизни нашлось место для общения, спорта и удовольствий, придется пересмотреть хотя бы частично свой график, свои деловые и семейные обязательства.
  3. Пересмотр завышенных требований к себе. Связь между перфекционизмом, самокритикой и депрессивными симптомами подтверждается многочисленными исследованиями. Современные теории считают самокритический перфекционизм важным фактором уязвимости к депрессии. При высокофункциональной депрессии он особенно заметен: с одной стороны, перфекционизм повышает продуктивность, с другой — истощает эмоциональные ресурсы, создает фон стресса, спешки, самокритики и страха неудачи. Недостижение идеала воспринимается как личный крах, а не как объективная трудность. «Соберись, тряпка», «Эти достижения ничего не стоят, ты неудачник» — мысли, которые могут довести до депрессии кого угодно. Исследования показывают, что сострадательное, заботливое отношение к себе коррелирует с улучшением эмоциональной регуляции, снижением уровня стресса, повышением устойчивости и оптимизмом.
  4. Работа с травматическими переживаниями. Высокопродуктивные люди хорошо вытесняют из сознания воспоминания о травматических событиях детства и юности. Но травма — это не столько то, что случилось, сколько то, что осталось. Именно эти события часто дают голос внутреннему критику и научают человека гиперконтролю, самобичеванию и самонаказанию. Исследования также связывают ВФД с психологической травмой.
  5. ПсихотерапияКогнитивно-поведенческая терапия (КПТ) входит в клинические рекомендации Всемирной организации здравоохранения для лечения депрессии. Так же хорошо помогают более молодые когнитивно-поведенческие подходы: терапия принятия и ответственности (ACT) и схема-терапия.
  6. Фармакотерапия. Некоторые думают, что лечить депрессию без антидепрессантов — это проявление силы. Но ведь никто не пытается лечить болезни сердца или щитовидки силой воли. Антидепрессанты — не слабость, а медицинская помощь, восстанавливающая нейрохимический баланс и нейропластичность. Их назначает только врач, и они доступны по рецепту.

Как отмечает CEO Conscientia Health, доктор Симбиат Адигидже в своей колонке для американского Forbes, «высокофункциональная депрессия часто скрывается у всех на виду. Она прячется за компетентностью. Она прячется за добротой. Она прячется за словом «хорошо». Депрессивный фон жизни становится печальной нормой для многих ответственных и продуктивных людей. Критически важно вовремя распознать это состояние, обратить внимание не только на внешнюю эффективность, а на внутреннюю «цену» игнорирования своей усталости и боли. И признаться, что иногда даже самым стойким людям нужна помощь. 

 

Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание « forbes.ru » зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2025
16+