Скульптура-бар «Гиппопотам» за $31,4 млн и спор из-за скелета: новости арт-рынка

Новости рынка: Ив Бувье снова судится, Sotheby’s продал гоночный болид за $25,3 млн
Уладив многолетние разбирательства с миллиардером Дмитрием Рыболовлевым еще в 2023 году, швейцарский арт-дилер Ив Бувье подал новое ходатайство в манхэттенский суд. Он пытается добиться от ряда крупных банков и аукционных домов раскрытия данных о местоположении более 90 произведений искусства, которые Бувье считает своими. Их суммарная стоимость оценивается примерно в $100 млн. По поводу возвращения этих работ Бувье судится в гонконгских судах с французскими дилерами Паскалем де Сартом и Жан-Марком Перетти. Как следует из материалов дела, после того как в 2015 году у Бувье начались проблемы с Рыболовлевым, он решил передать часть принадлежавших ему работ Сарту и Перетти, ограничившись при этом лишь устными договоренностями. А теперь настало время получить работы назад.
Шведский суд снял обвинения с шестерых экоактивистов, измазавших красной краской защитное стекло картины Клода Моне. Речь идет о полотне 1900 года «Сад художника в Живерни» из собрания парижского Музея Орсе, участвовавшем во временной выставке в Национальном музее Швеции в 2023 году. Тем же летом на нее напали две девушки из экозащитного движения Återställ Våtmarker. Во время задержания девушки скандировали лозунги «Климатическая ситуация критическая» и «Нашему здоровью угрожает опасность». В соцсетях представители группы уточняли, что если не предпринять срочных мер, то идиллические пейзажи вроде того, что изображен на картине Моне, скоро исчезнут с лица Земли. Приняв во внимание тот факт, что само полотно при атаке не пострадало, а активисты использовали водорастворимую краску, судья снял с членов группы все обвинения в вандализме.
Суммарная выручка Sotheby’s по итогам проходившей в Абу-Даби с 2 по 5 декабря «Недели коллекционеров» заметно превысила ожидания организаторов, составив $133 млн. Во время недели прошли аукционы, частные продажи и выставки, где потенциальным клиентам показывали самые громкие топ-лоты последних лет. Что касается продаж, то Sotheby’s решил сыграть на любви ближневосточных клиентов к предметам роскоши. Среди лотов преобладали коллекционные автомобили и редкие часы, ювелирные украшения и объекты элитной недвижимости. Топ-лотом стал гоночный болид McLaren 1994 года, в прошлом принадлежавший семье султана Брунея. Он был продан за рекордные $25,3 млн.
Предстоящие аукционы: Каналетто за $30 млн и реквизит фильма «Челюсти»
На мировых торгах продолжается ажиотаж вокруг венецианских ведут Каналетто. Этим летом одна из работ художника была продана на Christie’s за рекордные для работ художника $43,9 млн, став самым дорогим произведением старых мастеров на торгах 2025 года. На торги Christie’s в начале февраля 2026 года выставят похожий вид с тем же названием «Возвращение корабля «Буцентавр» в день Вознесения», предварительно оцененный в $30 млн. Композиции отличаются форматом (предыдущая была горизонтальной, эта — вертикальная) и годом создания: нынешняя написана на 20 лет позже первой. В 2005 году она была продана на лондонских торгах Christie’s за £11,4 млн (примерно $20 млн). По словам аукционистов, это последняя композиция Каналетто с таким видом, все еще находящаяся в частных руках.
На лос-анджелесские торги аукциона Propstore весной 2026 года выставят подборку предметов меморабилии, связанных с фильмом Стивена Спилберга «Челюсти», впервые вышедшим на американские экраны 50 лет назад. Топ-лотом торгов считается гарпунная винтовка, с которой главные герои картины охотились на акулу. Эстимейт артефакта составляет полмиллиона долларов. В 1975 году «Челюсти» стали первым голливудским блокбастером, собравшим в прокате более $100 млн.
До 19 декабря продолжаются торги Artinvestment.Ru, посвященные шедеврам русского искусства XV–XXI веков. На момент публикации на сайте аукциона самая большая ставка (15 млн рублей) принадлежит картине Ивана Айвазовского «Лунная ночь в Крыму». Авторство художника среди прочих документов подтверждено экспертным заключением НИНЭ имени П. М. Третьякова, выданным в 2025 году. Порядка 10 млн рублей (на момент публикации) готов заплатить неизвестный коллекционер за датированное 1915 годом полотно Николая Рериха «Двор, старый Новгород».
Прошедшие аукционы: «Гиппопотам» за $31,4 млн и рекордная лампа Тиффани
В 4,5 раза превысила ожидания аукционистов цена скульптуры-бара «Гиппопотам» Франсуа-Ксавье Лаланна. По итогам проходивших 10 декабря торгов Sotheby’s уникальный объект был продан за $31,4 млн, установив новый ценовой рекорд как для работ Лаланна, так и для посвященных дизайну интерьеров аукционов в целом. Цену удалось взвинтить в несколько раз всего за пару минут битвы ставок. Обладателем «Гиппопотама» стал неизвестный коллекционер, принимавший участие в торгах по телефону. На продажу работа была выставлена из коллекции Энн Шлюмберже, одной из первых американских покровительниц четы Лаланн с начала 1970-х. В «недрах» выполненной из меди скульптуры скрываются отсеки для хранения бутылок, ведерка со льдом, подноса для закусок и бокалов. Новый рекорд стал логичным итогом взрывного роста цен на работы четы Лаланн, который наблюдается на мировых торгах последние пару лет.
На следующий день, 11 декабря, Sotheby’s установил еще один рекорд: напольная лампа «Магнолия» с абажуром из стекла Луиса Комфорта Тиффани ушла с молотка за $4,4 млн. Напряженная война ставок продолжалась 10 минут. Лампа, изготовленная примерно в 1910 году, имеет каркас из патинированной бронзы, а диаметр мозаичного абажура составляет 72 см. Как утверждают аукционисты, цветочный мотив с изображением магнолий пользуется наибольшим спросом среди поклонников изделий студии Тиффани. Проданная на Sotheby’s лампа — первый за последние 20 лет экземпляр, попавший на торги практически в идеальном состоянии, чем во многом и объясняется итоговая цена. Скорее всего, создательницей лампы была ведущий дизайнер студии Агнес Нортроп. Ее одноименное панно было представлено на Всемирной выставке 1900 года в Париже, еще один витраж с тем же мотивом хранится в Эрмитаже.
На американских торгах Heritage 11 декабря за $3,9 млн была продана картина Тома Юнга, на основе которой был создан постер «Новой надежды» — первого фильма оригинальной трилогии Джорджа Лукаса «Звездные войны». Теперь это самый дорогой предмет меморабилии, ассоциирующийся со знаменитой кинофраншизой. Картина Юнга долгие годы висела в кабинете продюсера «Новой надежды» Гэри Курца.
Аукционный дом ON отметил первый год работы торгами «Пожарного выхода нет», прошедшими 10 декабря. Каталог был составлен из 50 работ трех поколений современных художников от мастеров вроде Валерия Кошлякова или Анатолия Зверева до молодых авторов. По итогам суммарная выручка составила €103 080 с учетом комиссии, была продана почти половина работ. Топ-лотом стала поздняя работа Михаила Рогинского под названием «Улица», проданная за €15 000. С 18 декабря в пространстве аукционного дома открывается выставка Никиты Алексеева «Беглые стихи», которая будет работать до 24 января 2026 года.
Музейные новости: Эрмитаж судится с посетителем, Новую Третьяковку готовят к ремонту
Третьяковская галерея подвела итоги уходящего года и анонсировала планы на следующий. Главным достижением 2025 года генеральный директор музея Елена Проничева считает рекордный рост посещаемости площадок музея, который за 11 месяцев достиг отметки в 3,3 млн человек. Это самый высокий показатель за последние 11 лет. Самой посещаемой стала ретроспектива Карла Брюллова, которая идет в Новой Третьяковке до 18 января. Среди озвученных планов — создание Межмузейного депозитарно-выставочного комплекса в Коммунарке, где Третьяковка займет 20 000 кв. м площади. Они особенно понадобятся музею, когда начнется капитальный ремонт здания Новой Третьяковки (конкретная дата не названа). Кроме того, ведется работа по созданию малых музеев-мастерских Ильи Кабакова, Эрика Булатова, а также мемориального дома Павла Корина. В числе более 30 запланированных на 2026 год выставок ожидаются ретроспектива Виктора Борисова-Мусатова и совместный проект с «Союзмультфильмом», приуроченный к 90-летию студии.
Эрмитаж подал в суд на посетителя, который повредил трон магистра Мальтийского ордена. Как следует из иска, инцидент произошел в марте 2025 года. Мужчина сел на обитый бархатом трон, положив ноги на скамейку, — в результате проломил сиденье и порвал бархатную обшивку. Реставрацию трона музей оценивает примерно в 826 000 рублей. Кроме того, с обвиняемого могут также взыскать госпошлину в размере 21 516 рублей. Предварительное слушание по делу назначено на 26 января 2026 года.
В бывшей петербургской квартире поэта Александра Введенского на Съезжинской улице 15 декабря открылся Музей ОБЭРИУ. Его сооснователями стали куратор музея «Полторы комнаты» Иосифа Бродского Юлия Сенина и создатель парка «Веретьево» Андрей Гнатюк. В ближайшие три месяца в отреставрированном пространстве будет работать выставка «Комнаты ОБЭРИУ».
Возвраты: римская статуя, бронзовый Рокки Бальбоа и скелет тарбозавра
В Филадельфии возникли общественные разногласия из-за бронзовой статуи Рокки Бальбоа, которая с 2006 года стоит у здания художественного музея. В начале 1980-х актер Сильвестр Сталлоне заказал ее изготовление скульптору Олдвину Томасу Шомбергу для снимавшегося тогда фильма «Рокки III», а два года спустя после выхода фильма подарил городу. В 2017 году Сталлоне купил второй слепок статуи Рокки работы Шомберга на аукционе за $400 000 долларов. Эта статуя была передана городу во временное пользование в декабре 2024 года и установлена у здания музея. А совсем недавно в аэропорту появилась третья статуя Рокки работы Шомберга. Пошли слухи, что Сталлоне хочет забрать назад свой экземпляр. Но перспектива лишиться одной из трех статуй, как оказалось, категорически не устраивает жителей, в результате чего запланированы дополнительные переговоры с актером. Судя по всему, суматоха вызвана приближающимся юбилеем кинофраншизы «Рокки», который будет отмечаться в 2026 году. По этому поводу в музее уже запланирована масштабная выставка.
Франция вернула Монголии скелет тарбозавра и еще 30 других палеонтологических находок, которые были незаконно вывезены в Европу в середине 2010-х годов. Останки принадлежат жившему 70 млн лет назад динозавру, азиатскому «родственнику» тираннозавра. В 2007 году за череп аналогичной особи на торгах сражались Николас Кейдж и Леонардо Ди Каприо. В итоге победил Кейдж, заплативший за лот $276 000. В 2015 году ему также пришлось вернуть свой лот Монголии.
США вернули в Турцию десятки незаконно вывезенных из Бубона исторических памятников, включая бронзовую скульптуру, судьбу которой не могли решить много лет. История началась еще в 1960-х, когда жители бывшей римской Ликии, известной сегодня как Бубон, наткнулись на святилище, полное скульптур, посвященных римским императорам. Впоследствии жители деревни продали сокровища американцам без необходимых разрешений. Первые попытки вернуть статуи в Турцию через суд начали предприниматься в 2023 году. Отдельные американские музеи проявляли готовность к сотрудничеству, но главным камнем преткновения стала бронзовая скульптура без головы, возраст которой оценивается примерно в 2000 лет. Она принадлежала частному коллекционеру из Санта-Моники, 75-летнему Аарону Мендельсону, который купил ее в галерее Royal-Athena за $1,3 млн. Владелец засыпал американские суды встречными исками и наотрез отказывался возвращать памятник. Убедить его в том, что скульптура была незаконно вывезена, удалось недавно. Тогда владелец оплатил транспортировку бронзы в Нью-Йорк, откуда она уже отправлена в Турцию.
Нонконформисты в Казани, новогодние маркеты в Москве
В казанской галерее «Бизon» до 1 февраля 2026 года проходит выставка работ художников-нонконформистов «Опередившие время», подготовленная совместно с московской галереей pop/off/art. Экспозицию открывает горизонтальное полотно Андрея Гросицкого «Музей» 1982 года. В Казань также привезли произведения Олега Васильева, Юрия Злотникова, Евгения Михнова-Войтенко, Владимира Немухина, Михаила Рогинского и других художников. Часть выставки посвящена неофициальному искусству Казани, существование которого вплоть до недавнего времени местные власти активно замалчивали. Сейчас на территории Казанского кремля проходит выставка Алексея Аникеёнка с говорящим названием «Путь к признанию». Одна из работ художника есть и на выставке в галерее «Бизon».
В лектории московского арт-пространства Cube.Moscow до 25 января 2026 года проходит новогодний маркет «Жить с искусством». Куратор Кети Богомаз собрала из работ современных художников стилизованное пространство жилой квартиры, в котором нашлось место самым разным работам от керамики до ретротелевизора с видеопроектом Юрия Чернышева. Посетителей ждут работы Семена Агроскина, Алины Глазун, Бориса Макарова, Михаила Рубанкова, Кати Рыбловой, Кати Улитиной.
Новогодний арт-маркет в Sistema Gallery пройдет с 20 декабря до 19 января 2026 года и объединит более 150 работ порядка 40 современных художников из разных городов России. Цены на графику, живопись, скульптуру и объекты будут варьироваться от 2000 до 200 000 рублей. Все они так или иначе раскрывают тему зимнего настроения.
Выставка в театре и книжный проект
Художница Клэр Табуре создала эскизы шести витражей для Нотр-Дам-де-Пари. Они представлены на выставке в Гран-Пале, а к концу 2006 года сами витражи украсят южный фасад храма.
При поддержке Музея AZ и Наталии Опалевой из печати вышло двухтомное издание «Никола-Ленивец. Рай на земле», посвященное истории главного российского ленд-арт-парка. Первый том написан его создателем Николаем Полисским. В нем рассказывается о периоде его творчества, начавшемся 25 лет назад в небольшой деревне в Калужской области. Второй — это одновременно ярко проиллюстрированный поток идей, мыслей и эмоций людей, которые на протяжении 20 лет создавали «Архстояние», и единственный в своем роде документ о российской фестивальной культуре.
С петербургским БДТ много лет сотрудничает художник Александр Шишкин-Хокусай. В 2019 году он стал одним из авторов «Фанерного театра», появившегося в основном здании по случаю 100-летия театра. В этом году он создал интерактивную инсталляцию «8.12» к 110‑летию со дня рождения Георгия Товстоногова. Ее центром стала парящая перед глазами зрителей черная сфера, реагирующая на движения зрителей. Каждый сеанс взаимодействия с ней рассчитан всего на восемь человек. Каждое движение одного из участников переводится в звуковой сигнал, из сочетания которых сплетается уникальное саунд-арт сопровождение.
На Тверском бульваре до 24 декабря работает уличная фотовыставка «Всем клоунам клоун», посвященная наследию клоуна Карандаша (Михаила Румянцева). В нее вошли редкие кадры из архивов ТАСС и снимки с «Карандаш-феста» — уличного фестиваля клоун- и мим-театров, который впервые прошел этим летом в городе Старица Тверской области.
