Итоги года в кино: наступление эпохи ИИ, уставшие звезды и успех хорроров

Уставшие звезды и ностальгия по нулевым
Если посмотреть на мировой прокат в общем, то налицо хоть и скромные, но позитивные изменения — мировые сборы выросли на 7% по сравнению с предыдущим годом. Но, как известно, дьявол кроется в деталях, и детали пока свидетельствуют если не о смерти традиционного кинопроката, который предрекают каждый год, то о радикальных изменениях в системе кинодистрибуции.
Уходящий год стал временем крайностей, где отдельные хиты зарабатывают миллиарды, а престижные проекты со звездами первой величины остаются на задворках. При этом между ними — огромная пропасть, свидетельствующая о том, что среднебюджетные фильмы почти исчезли из кинотеатров.
Студии по-прежнему зарабатывают на ностальгии миллениалов, которые пока остаются одной из главных демографических групп для индустрии. Мало того что выросшие зрители хотят вспомнить детство, но еще и стремятся показать любимые фильмы своим детям. Так, игровой ремейк «Лило и Стич» — один из немногих голливудских фильмов в этом году, перешагнувший отметку в $1 млрд. Также этого удалось добиться сиквелу «Зверополиса» и китайскому мультфильму «Нежа 2».
Более того, шестая часть «Пункта назначения» стала самой кассовой во франшизе, продолжение «28 дней спустя» собрало вдвое больше оригинала, а сиквел «Чумовой пятницы» с вернувшимися Линдси Лохан и Джейми Ли Кертис легко взял свои $115 млн. 19 декабря на экраны вышел многомиллионный третий «Аватар» Джеймса Кэмерона, который в первый же уикенд заработал порядка $345 млн по всему миру (однако «Аватар: Путь воды» в свое время собрал более $441 млн).
При этом ностальгия и огромные бюджеты — не панацея. Так, попытки воскресить менее культовые франшизы вроде «Я знаю, что вы сделали прошлым летом« и «Каратэ-пацана» провалились.
Также в 2025 году окончательно стало ясно, что звездное имя больше не может привлечь зрителя в кинотеатры. «После охоты» Луки Гуаданьино с Джулией Робертс, «Большое смелое красивое путешествие» Когонады с Марго Робби и Колином Фарреллом, «Крушащая машина» Бенни Сэфди с Дуэйном Джонсоном и Эмили Блант, «Поцелуй женщины-паука» Билли Кондона с Дженнифер Лопес, «Охотник с крыши» Дерека Сиенфрэнса с Ченнингом Татумом и Кирстен Данст, «Пойман с поличным» Даррена Аронофски с Остином Батлером и Зои Кравиц даже при положительных отзывах и теплом приеме критиков провалились в прокате. А все дело в том, что публика 35+, на которую обычно рассчитывается подобное кино, предпочитает просто дождаться его выхода на стримингах и отказывается ходить в кинотеатры.
Еще грустнее дело обстоит с супергеройскими фильмами — который год студии пытаются вдохнуть жизнь в жанр, но их попытки ни к чему не приводят. Фильм Marvel «Капитан Америка: Дивный новый мир» не окупился, летний блокбастер «Громовержцы«, который старательно позиционировали как «если бы A24 (одна из самых влиятельных независимых студий в США) сняла супергеройский фильм» выступил еще хуже, а «Фантастическая четверка» после сильного старта так и не смогла собрать приличную кассу. Какие-то признаки жизни показывает обновленная студия под управлением Джеймса Ганна, чей новый «Супермен» заработал «достойные» $605 млн, хотя окупился ли фильм в прокате, до сих пор неизвестно.
Неожиданный успех оригинальных проектов
Более или менее уверенно себя чувствуют хорроры — один из немногих жанров, в которых можно и поэкспериментировать, и заработать денег. Так, «Грешники» Райана Куглера стали абсолютным хитом и собрали более $367 млн в прокате. Хотя перед этим Warner Bros. пришлось изрядно понервничать — студия вложила в оригинальный проект Куглера о вампирах на американском Юге внушительные $100 млн, сумма для авторского проекта в современных реалиях действительно беспрецедентная. Однако после релиза фильма поняли, что не прогадали — «Грешники» не только собрали внушительную кассу, но и восторженные отзывы критиков и зрителей. На этом успех картины, скорее всего, не закончится — фильм оказался одним из фаворитом в шортлистах номинаций на «Оскар» и, скорее всего, продолжит триумфальное шествие в наградном сезоне в начале следующего года.
Вообще этот год можно смело назвать годом Warner Bros. и ее авторских проектов. Еще один оригинальный фильм, который принес студии безусловный успех, — хоррор «Орудия» от автора «Варвара» Зака Креггера. При скромном бюджете в $38 млн он заработал более $268 млн, а Warner Bros. развернули настоящую гонзо-маркетинг кампанию, которой позавидовала и студия Neon.
Вишенкой на торте оказался выход фильма «Битва за битвой» одного из главных американских авторов современности Пола Томаса Андерсона. Это самый дорогой фильм режиссера — по разным подсчетам, студия выделила на него около $140–150 млн. И хотя картине пока удалось собрать около $200 млн, которых недостаточно для того, чтобы окупиться, она вызвала огромный восторг у индустрии и зрителей. «Битву за битвой» называют лучшим фильмом года и чуть ли не десятилетия, а также одной из лучших ролей в карьерах Леонардо ДиКаприо, Бенисио Дель Торо и Шона Пенна. Дебютантку Чейс Инфинити прочат в номинантки на «Оскар», а у ДиКаприо есть реальный шанс получить вторую статуэтку за свою карьеру.
Плодотворным 2025 год оказался и для фестивального кино. Авторское кино из программ мировых смотров все чаще выходит к широкой публике и оказывает влияние на индустрию вне узких фестивальных кругов. Даже если судить по шортлистам технических номинаций на «Оскар» (звук, грим, спецэффекты), в поле зрения академиков попали «Сентиментальная ценность» Йоакима Триера, «Секретный агент» Клебера Мендонсы Фильо, «Сират» Оливера Лаше, «Метод исключения» Пак Чхан-Ука и «Простая случайность» иранского диссидента Джафара Панахи.
Наступление ИИ
Несмотря на забастовки сценаристов и актеров, которые до последнего пытались отгородиться от ИИ, в 2025 году стало ясно одно: cтудии не просто экспериментируют с нейросетями — они вкладывают в них миллиарды и интегрируют в каждый этап производства. Тема все еще невероятно болезненна, но игнорировать ее уже невозможно.
Главное событие года — сделка Disney и OpenAI на $1 миллиард. Disney лицензировала более 200 своих персонажей (от Микки Мауса до Люка Скайуокера) для использования в видеогенераторе Sora. Теперь любой фанат сможет создавать свои ролики с любимыми героями. Ирония состоит в том, что одновременно с этим Disney направила Google официальное требование прекратить использовать ее персонажей для обучения своих нейросетей. Посыл ясен: ИИ — это прекрасно, но только когда мы его контролируем и на нем зарабатываем.
Более того, теперь в Голливуде есть и своя полностью цифровая звезда — ИИ-актриса по имени Тилли Норвуд. Ее создатели уверяют, что она не призвана отнимать работу у живых актеров. Это всего лишь инструмент для удешевления производства, который позволит запускать в работу проекты, которым не хватает средств.
Конечно, все эти инновации невероятно пугают Голливуд и его профсоюзы, но стоит признать, что будущее уже здесь, хотим мы этого или нет. ИИ уже используют для «косметических» улучшений, омоложения актеров (Том Хэнкс, Харрисон Форд) и даже для коррекции акцентов. Эдриан Броуди получил «Оскар» за лучшую мужскую роль в фильме «Бруталист», где ИИ помогал ему отточить венгерское произношение.
Главной тихой революцией стало использование ИИ для анализа сценариев. Платформы вроде Greenlight Coverage и ScriptSense стали главными помощниками продюсеров и агентов. Они быстро отсеивают 99% заявок, экономя время. Но, как показал эксперимент Гильдии монтажеров, представляющей интересы сценарных аналитиков, ИИ не способен «почувствовать» хороший сценарий. Они взяли несколько сценариев и дали их проанализировать и людям, и шести разным ИИ-платформам, а затем сравнили результаты. ИИ отлично справился с написанием логлайнов — коротких описаний сюжета, но дальше начались проблемы.
Синопсисы от нейросетей напоминали «сочинения одиннадцатиклассника», а чем сложнее был сценарий, тем чаще ИИ ошибался, приписывая действия не тем персонажам. В аналитической части, где нужно было давать реальные заметки и критику, ИИ провалился почти полностью. И главное — вместо того чтобы давать жесткую и честную критику, нейросети хвалили даже откровенно слабые сценарии, называя их «выдающейся работой», в то время как человек-аналитик сухо констатировал: «Шаблонный сюжет, шутки не смешные, годится разве что для стриминга». Как выразился один из участников эксперимента, у ИИ есть внутреннее желание угодить. Отсюда возникает главный страх: студии пожертвуют качеством в пользу скорости и дешевизны.
Правда, заявлять, что ИИ теперь может полностью завладеть съемочным процессом, все еще очень рано. Так, год назад студия Lionsgate объявила о партнерстве с ИИ-стартапом Runway для создания фильмов на основе своей библиотеки. Глава Lionsgate заявлял, что сможет сделать аниме-версию «Джона Уика» за три часа. Прошел год, а революции не случилось. Оказалось, что даже каталога Disney недостаточно для обучения по-настоящему мощной модели, а юридические вопросы (права актеров на внешность, авторское право на ИИ-контент) превращают процесс в кошмар.
Сделка года и смерть кинотеатров
Безусловно, одним из важнейших событий года стала покупка Warner Bros. Discovery стриминговым гигантом Netflix. Это была драма, сравнимая с сериалом «Наследники», где за закрытыми дверьми решалась судьба не просто компании, а всего культурного ландшафта. Основным претендентом на 100-летнее наследие, включающее «Гарри Поттера», DC и HBO, долгое время считалась Paramount под руководством нового амбициозного босса Дэвида Эллисона.
Но в последний момент в игру вступили титаны — Netflix и телекоммуникационная компания Comcast, превратив торги в битву. Ее исход вызвал панику во всей индустрии: от сенаторов, предупреждавших о создании «медиамонстра», до творческих гильдий, предрекавших сокращение рабочих мест и смерть кинотеатров.
Сделка с Netflix на беспрецедентные $82.7 млрд была подкреплена двумя аргументами: оплата большей части суммы наличными и подстраховка на случай провала — неустойка в $5 млрд, если антимонопольные регуляторы заблокируют слияние. По условиям сделки, Netflix забирает себе только самое ценное: киностудию, стриминг HBO Max и всю интеллектуальную собственность. А старые кабельные активы вроде CNN и Discovery будут выделены в отдельную компанию.
Главный и самый болезненный вопрос теперь — что все это значит для будущего киноиндустрии? Весь Голливуд замер в ожидании смерти кинотеатров, опасаясь, что Netflix, известный своей антипрокатной политикой, окончательно убьет большие экраны. Однако реальность, скорее всего, окажется сложнее.
Теряя таланты, которые уходят к конкурентам вроде Amazon ради кинотеатральных релизов, Netflix будет вынужден искать компромисс. Сам глава стриминга Тед Сарандос уже пытается успокоить индустрию, заявляя, что у них нет «противостояния c кинотеатрами», но тут же намекает, что «долгие эксклюзивные окна» будут «эволюционировать», то есть сокращаться.
Не меньше вопросов вызывает и судьба самих активов. Что станет с HBO, кузницей престижного ТВ, внутри корпорации, работающей на алгоритмах? И не останется ли независимое кино совсем без денег? Netflix уверяет, что сохранит уникальность HBO и продолжит инвестировать в авторские проекты ради наград и престижа. Но за всеми этими обещаниями скрывается и слово «оптимизация», которое в мире корпоративных слияний обычно означает одно — массовые увольнения. И хотя Netflix ведет себя так, будто победа уже в кармане, сделку еще должны одобрить регуляторы, что может занять годы и вылиться в судебные баталии. Так что финал этой драмы мы увидим еще не скоро.
Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора
