К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости

Улыбайтесь, господа: сколько зарабатывают российские юмористы

ТАСС
ТАСС
Все известные юмористические телепроекты, от КВН до Comedy Club, — это, в первую очередь, успешный бизнес. В преддверии 1 апреля Forbes вспомнил, сколько зарабатывают крупнейшие игроки этого рынка

Сomedy Club. Бизнес-конвейер

В середине 2000-х звание основного поставщика свежего юмора на российские телеканалы принадлежало КВН. Из «Клуба веселых и находчивых» и вышли основатели Comedy Club. «Я верю, что мы буквально спасли умиравшего от скуки российского телезрителя хорошим юмором», — говорит в интервью Forbes сооснователь Comedy Club Production (CCP) Артур Джанибекян, на днях назначенный руководителем группы развлекательных каналов «Газпром-Медиа».

«Камеди» превратился в мощнейший продюсерский центр и, по сути, влился в структуру ТНТ. Сумма сделки по покупке каналом 75% минус одной акции ССР в 2010 составила рекордные для российского медиарынка 10,3 млрд рублей. С тех пор компания наращивала обороты, и сегодня комедийные телепроекты производства CCP («Универ», «Сашатаня», «Интерны») занимают львиную долю сетки вещания канала. По словам Джанибекяна, доля аудитории ССР в вечернем прайм-тайме составляет 15-18% при средней доле канала в 12,5-13%.

После появления в 2008 году «Самого лучшего фильма» от студии Comedy Club Production, собравшего в прокате более $30 млн при бюджете в $5 млн, комедии с участием бывших и нынешних резидентов «Камеди» стали выходить на экраны регулярно — и приносить создателям хорошие прибыли. Так, в 2010 году фильм «Наша Russia: Яйца судьбы» при скромном бюджете в $2 млн собрал более $22 млн.

 

Из артистов жанра «скетч» выросли популярные актеры, режиссеры, продюсеры, телеведущие. «Я не человек из Comedy Club... Я себя считаю скорее специальным гостем Comedy Club», — говорил бывший капитан команды КВН «Сборная Пятигорска», резидент «Камеди» Семен Слепаков в интервью Сosmopolitan в 2011 году. В 2012-ом он попал в рейтнг самых высокоопачиваемых звезд по версии Forbes с $3,5 млн годового дохода. Артист Павел Воля в том же году заработал $2,4 млн. К тому времени он из диджея пензенского «Русского радио» стал владельцем звукозаписывающего лейбла Nopassport. Михаил Галустян спродюссировал три фильма — «Няньки», «Тот еще Карлсон» и «Билет на Vegas» — и сыграл еще в нескольких. В 2012-м его доход Forbes оценил в $1,9 млн.

Рекламные контракты Сергея Светлакова (шоумен подписал их с «Вымпелкомом» (бренд «Билайн») и страховой группой «Согаз») эксперты Forbes оценивают не меньше, чем в $1,6 млн в год. В 2013 году резидент Comedy Club впервые активно попробовал себя в качестве продюсера. В своем фильме «Скорый «Москва — Россия» он сыграл главную роль и продюсировал его вместе с тремя коллегами. При бюджете $4 млн лента собрала в прокате $5,1 млн. Это позволило Светлакову попасть в тридцатку самых высокооплачиваемых российских знаменитостей по версии Forbes в 2014 году с  $3,2 млн дохода.

 

Успех Comedy Club Production как продюсерского центра, специализирующегося на программах юмористического жанра, остается непревзойденным.

В 2013 году выручка компании, по оценке газеты «Коммерсантъ», превысила $90 млн. Компания по производству сериалов «Амедиа», основанная в 2002 году, за тот же период заработала порядка $60 млн. Основной производитель программ для Первого канала «Красный квадрат», по собственным оценкам, заработал $300 млн, но доля развлекательных комедийных шоу в портфеле компании не сравнима с CCP.

Сейчас ССР переходит на новые платформы распространения информации, поскольку, с одной стороны, меняется система потребления контента, а с другой — в условиях кризиса сокращаются рекламные деньги, рассказал Джанибекян Forbes. Внимание продюсерского центра сконцентировано на интернете. «Вопрос в том, смогут ли люди, делавшие 42-минутные программы, столь же успешно создавать трехминутные выпуски. Ровно столько нужно зрителю в сети. С производства огромных лайнеров мы должны переключиться на производство мотоциклов», — говорит сооснователь CCP.

 

Иван Ургант. Популярность дорого стоит

Самый популярный телеведущий по данным TNS Россия на протяжении нескольких лет, один из самых дорогих и востребованых ведущих праздников ($40 000 — 50 000 за мероприятие), Иван Ургант, по оценке Forbes, заработал в прошлом году не менее $2,7 млн, войдя в двадцатку главных российских знаменитостей.

Программа «Вечерний Ургант» на Первом канале выходит в эфир четвертый год подряд. Сценарии к шоу Ургант пишет в коллективе с бывшими КВН-щиками. При том что его доходы сопоставими с доходами топ-резидентов «Камеди», соперничать с ним в популярности коллеги по юмористическому цеху не могут.

Планета КВН сбавляет обороты

Телевидение по-прежнему остается основным местом заработка для юмористов. «Клуб веселых и находчивых» прописался на Первом канале и, по оценке Forbes, приносил компании АМиК Александра Маслякова не менее $3,5 млн. Но сегодня за новых звезд нужно бороться, а бизнес Маслякова, десять лет назад бывший главным российским юмористическим предприятием, может предложить артистам меньше, чем тот же «Камеди», готовый открывать франшизы по всей России.

Выходцы из КВН, в полном составе ставшие коммерчески успешным проектом за пределами как КВН, так и «Камеди», — команда «Уральские пельмени», которые стали звездами канала СТС. Команда во главе с продюсером Сергеем Нетиевским состоит из 11 человек.

Помимо доходов от съемок на ТВ, артисты успешно гастролируют, собирая полные залы (стоимость билетов на шоу в Москве от 5000 до 20 000 рублей), и выступают на мероприятиях. Пригласить «Пельмени» на корпоратив, свадьбу или день рождения можно за 700 000 — 800 000 рублей, на новогодних праздниках цена за выступление коллектива может достигать 1,5 млн рублей.

 

Развлекательные программы других бывших КВН-щиков обойдутся дешевле. Команда «Уездный город» выступает за 300 000 — 400 000 рублей, примерно в такую же сумму обойдется развлекательная программа от «Сборной РУДН». КВН-щики, по словам генерального директора агентства Communicator Creative Events Егора Доброгорского, уступают по популярности артистам «Камеди».

Впрочем, кризис не прошел и мимо артистов жанра «скетч».

По данным Доброгорского, звезды, ранее устанавливавшие гонорары за выступления в валюте, перешли на расчеты в рублях и снизили ставки на 20-40%. Вслед за падением доходов от рекламы на телевидении снижаются и закупочные цены на телепродукты.

«Квартет И». История с продолжением

Мощный и востребованный игрок на рынке интеллектуального юмора — театр «Квартет И». Актеры Леонид Барац, Александр Демидов, Камиль Ларин и Ростислав Хаит построили успешный многопрофильный бизнес, в 2012 году Forbes оценивал их доходы в $8,8 млн в год. Помимо самого театра и выступлений на мероприятиях (цена за работу коллектива может превышать 2 млн рублей), «Квартет И» успешно снимает кино и участвует в телевизионных проектах.

 

Билеты на спектакли, которые не выходят из репертуара годами, обычно распроданы задолго до действа (при цене до 15 000 рублей за билет), а кинофильмы по собственным сценариям собирают миллионы долларов в прокате («Быстрее, чем кролики» собрал в 2013 году $5,4 млн, «О чем говорят мужчины» в 2010-м — $12 млн, его продолжение в 2011-м — $17,8 млн).

При этом «Квартет И» — практически предприятие полного цикла, что позволяет актерам (они же сценаристы и режиссеры) существовать независимо.

Успех, но не у всех

В рейтинге главных российских знаменистостей Forbes, составленном в 2014 году, 16-ю строку занял Максим Галкин. Пародист и шоумен, по оценке Forbes, заработал в отчетный период более $6,8 млн. Без Галкина в последние годы не обходится практически ни один юмористический проект на Первом канале. При этом звезда успешно гастролирует по России.

Несмотря на то, что шоу в формате «Аншлага» Регины Дубовицкой сдали позиции на телевидении, у юмористов старого формата есть своя аудитория. И эта аудитория готова смотреть «Смехопанораму» Евгения Петросяна хоть в 8 утра. Хотя Петросян, чью передачу «Кривое зеркало» десять лет назад россияне называли самым популярным юмористическим шоу и чей доход Forbes тогда оценивал в $1,5 млн, сегодня ездит с выступлениями по небольшим городам и скромным концертным залам (билеты на концерт в Санкт-Петербурге стоят от 600 до 3000 рублей).

 

По словам директора агентства Communicator Creative Events, юмористов «старой школы» на мероприятия и праздники приглашают все реже. Хотя артисты «Пародийного шоу Владимира Винокура» (стоимость выступления от 400 000 рублей) не так давно с большим успехом выступали перед сотрудниками Сбербанка.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+