К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

«Русский нон-фикшн»: итоги самого престижного книжного форума страны


ИГИЛ, происхождение вселенной, исследования о ГМО, эксперименты над человеческой психикой и другие топы книжных продаж

 Международная ярмарка интеллектуальной литературы Non/Fiction, закончившаяся в прошлое воскресенье,  стала рекордной по продажам нехудожественных книг. Читатели активно покупали мемуары и биографии, научную литературу, исследования об ИГИЛ и историческую прозу. Люди не доверяют официальной информации и ищут знание, которое опирается на факты. Спрос готовы удовлетворить российские писатели: издатели говорят о появлении отечественного нон-фикш, способного составить конкуренцию зарубежному. 

Изначально название международной ярмарки интеллектуальной литературы Non/Fiction означало вовсе не «нехудожественную литературу», как теперь думают многие ее посетители. Один из организаторов и идейных вдохновителей ярмарки, критик Александр Гаврилов, 17 лет назад предложил  игру слов: интеллектуальная литература в нашей стране - «не фикция».  Из камерного мероприятия «для своих» ярмарка действительно превратилась в наиболее престижный отечественный книжный форум. Читатели приходят сюда за качественной литературой — лучшими отечественными и зарубежными новинками.

Топ продаж "Эксмо" 

Дина Рубина "Медная шкатулка" -  500 экземпляров 

Джесси Бёртон "Минитюарист" -  100 экземпляров 

Джон М. Кутзее "Детство Иисуса" - 100 экземпляров

В этом году, вопреки опасениям издателей — все-таки кризис — посетителей на ярмарке было ощутимо больше, чем раньше. Даже по утрам, даже в дни открытия и закрытия. Вечером 29 ноября, через полчаса после официального закрытия, на самом последнем мероприятии программы - встрече со швейцарским физиком Николя Жизаном — яблоку негде было упасть. Люди задавали вопросы про фотонные потоки и покупали «Квантовую случайность», чтобы подписать у автора.



Однако читатели стали экономнее. На стенды они приходили со списками или открытыми на смартфонах рекомендациями СМИ и брали только то, что наметили заранее. Книги из таких списков, например, «Есть вещи поважнее футбола» Дмитрия Данилова и «Музей воды» Дмитрия Бавильского  продавали со скоростью 15 экземпляров за десять минут -  «специально засекли время», рассказала Юлия Качалкина, руководитель направления современной литературы «РИПОЛ классик».

«Люди стали покупать обдуманнее и меньше, это чувствуется даже по количеству сотенных бумажек в кассе, - поделилась наблюдениями главный редактор «Фантом Пресс» Алла Штейнман. - Последние лет пять на нон-фикшн мы то и дело бегали разменивать пятитысячные купюры, а в этом году не пришлось ни разу». Сильно уменьшилась доля импульсных покупок. Уговорить читателя скупить полстенда разом, как в прошлые сезоны, мало кому из издателей удавалось.

Топ продаж издательства «Фантом Пресс»

Филипп Майер «Сын» - 180 экземпляров

Джон Бойн «Мальчик на вершине горы» -  90 экземпляров

Адриана Трижиани  «Жена башмачника» - 70 экземпляров

«Экономность и разборчивость - заметные новые тренды, - подтверждает  Екатерина Бунтман. По ее словам, видно,  что покупки даются людям труднее, всё больше покупателей только прицениваются. Но при этом есть ощущение, что книга для ребёнка - то, на что людям приятнее всего тратить деньги.

«Дорогие книги, например, большие альбомы по искусству, конечно, ощутили влияние кризиса - а на интеллектуальную и научную литературу кризис не влияет. Наоборот, вакуум идей и смыслов, который возник, постепенно растущее разочарование в ситуации и беспокойство толкают людей на поиск серьезного чтения», - подытожила главный редактор издательства «Новое литературное обозрение» Ирина Прохорова.

В этом году ярмарка Non/Fiction впервые полностью соответствует своему названию в понимании книжного рынка. На стендах всех издательств, и взрослых, и детских преобладает та самая качественная нехудожественная литература, которую принято называть нон-фикшн.

«Это очень показательно: народ устал уходить от реальности, — заметил главный редактор издательства «Время» Борис Пастернак. — Был у нас большой интерес к беллетристике, был расцвет детектива в какой-то момент, всплеск женской прозы, потом «Гарри Поттер» покорил мир. А сейчас реальная жизнь «прорвалась наружу». Эту тенденцию, кстати, заметил и Нобелевский комитет:  награждая Светлану Алексиевич, академики предложили именно раздвинуть литературные рамки и отметить важность качественной нехудожественной литературы».

Популярность нон-фикшн была видна и на двух стендах флагманов современной литературы — «Редакции Елены Шубиной» и издательства Corpus: художественной прозы и книг нон-фикшн там было примерно поровну.

Топ продаж издательства «Время»:

Светлана Алексиевич — совокупные продажи пяти книг 670 экземпляров

Александр Чудаков «Ложится мгла на старые ступени» - 100 экземпляров

Георгий Владимов «Генерал и его армия» - 100 экземпляров

Оба главных бестселлера «Редакции Елены Шубиной»  — большой новый роман Людмилы Улицкой «Лестница Якова», и блестящий дебют Гузели Яхиной «Зулейха открывает глаза» (претендент на все крупные премии этого сезона и уже лауреат «Книги года» и премии «Ясная Поляна») — по сути, художественное переосмысление недавней истории.

Судьба репрессированного Якова Осецкого и его внучки Норы, узнающей своего деда по письмам бабушке и документам из архива КГБ в «Лестнице Якова» и жизнь татарки Зулейхи в Сибири в 30-е годы после массового раскулачивания в книге Гузели Яхиной - истории хоть и разные, но созвучные.

Это «тенденция последних лет — проза с сильным историческим контекстом, — рассказала Елена Шубина, руководитель редакции современной российской литературы издательства АСТ. При этом книги  — не исторические  романы (два года назад на книге Евгения Водолазкина «Лавр» так и писали - «неисторический роман»), а, скорее, historical fiction, где внутри исторического контекста идет самоидентификация современного человека. Это есть у писателей Владимира Шарова, у Захара Прилепина, у Гузели Яхиной». Говорить про современный контекст писателю проще, опираясь на исторические, но близкие к нам реалии.

С этим трендом смыкается вновь возникший интерес к мемуарной и биографической литературе, заметила Шубина. Отчасти это объясняется недоверием к истории официальной. Абсолютную новинку издательства  —  ««Посмотрим, кто кого переупрямит...»: Надежда Яковлевна Мандельштам в письмах, воспоминаниях, свидетельствах» —  на ярмарке раскупили полностью, все 120 привезенных книг. На презентации воспоминаний Варвары Малахиевой-Мирович «Маятник жизни моей: Дневник русской женщины (с 1930 по 1945 год)» в зале не было свободных мест, и люди активно покупали этот объемный том чужих воспоминаний, не для того, чтобы разобраться в чужой жизни, а чтобы лучше понять свою историю и происходящее сейчас.

Топ продаж издательства «Релакции Елены Шубиной»

Людмила Улицкая "Лестница Якова" — проданы все 500 привезенных экземпляров.

Гузель Яхина «Зулейха открывает глаза» - 230 экземпляров

Андрей Аствацатуров «Не только Сэлинджер» - 140 экземпляров

Топ продаж издательства «Розовый жираф»

Люси и Стивен Хокинг «Джордж и код, который не взломать» - 490 экземпляров

Лоис Лоури «В поисках синего» - 350 экземпляров 

Франк Котрелл Бойс “Просто космос”(серия «Вот это книга») - 270 экземпляров

Интересно, что и на третьем этаже ЦДХ, где расположились детские издательства, картина была та же. Среди самых обсуждаемых книг для подростков  - историческая сказка Юлии Яковлевой «Дети ворона. 1938» (издательство «Самокат») о советском Ленинграде, где родители вдруг могут исчезнуть ночью, а соседи будут еле слышно шептать, что их «унес ворон», но больше не скажут ни слова. И повесть Евгения Рудашевского «Брат мой, Бзоу» (издательство «КомпасГид») о дружбе человека и дельфина и неотвратимости Афганской войны, которой в книге вроде нет, но именно она разбивает вдребезги мир последнего счастливого лета.

Подростки реагировали на появление новинок с сильным историческим контекстом по-юношески решительно. «Если у вас было жестко, мы хотим знать. Расскажите жестко, не надо морочить нам голову», — заявила девочка лет 12-ти на презентации книги «Дети ворона».

«У подростков невероятно востребована правда, - заметила главный редактор издательства «Розовый жираф» Марина Козлова. -  Последние годы мы растили такого читателя: чтобы он умел воспринимать хороший текст, мыслить и делать выводы, чтобы не боялся задавать вопросы. Те читатели, которые приходили на Non/Fiction за ручку с мамой, теперь выросли — и они очень требовательны и к теме, и к переводу, и к правде. Подростки хотят, чтобы с ними говорили честно».

Топ продаж издательства «КомпасГид»

Мария Бершадская «Большая маленькая девочка» -  1400 экземпляров книги серии, новая книга — 220 экземпляров

Евгений Рудашевский «Брат мой, Бзоу» -  проданы все 200 привезенных экземпляров

Анастасия Строкина «Кит плывет на север» - все  260 привезенных экземпляров проданы на 2й день

Когда 88-летняя Мария Рольникайте, выжившая в Виленском гетто и в двух концлагерях, рассказывала про дневник, который вела все это время, в зале было очень много народу. В том числе внимательно слушающих подростков. (Книга Марии Рольникайте «Я должна рассказать» переиздана издательством «Самокат» в авторской редакции по-русски без купюр).

Топ продаж издательства «Самокат»

«Дети ворона» - 520 экземпляров

Маша Рольникайте «Я должна рассказать» - 295 экземпляров

Микаэль Леблон и Фредерик Бертран «Я в Пижамараме» - 291 экземпляр

На рынке массово появился отечественный нон-фикшн, способный составить конкуренцию переводам, констатировала главный редактор издательства Сorpus Варвара Горностаева. По ее словам, хотя переводные романы и сейчас занимают в издательском портфеле приличное место (абсолютный бестселлер ярмарки от Сorpus - художественный роман Уэльбека «Покорность»), соотношение fiction и non-fiction сильно сместилось в сторону последнего.

Среди «русского нон-фикшн» главный редактор издательства «Самокат» Ирина Балахонова отметила «невероятную» книгу о птицах «Кум королю» Станислава Востокова (издательство «Белая ворона») и «совершенно сумасшедшую новинку» «Метро на земле и под землёй. История железной дороги в картинках» от издательства «Пешком в историю». Ее придумала и написала Александра Литвина, а нарисовала Аня Десницкая. «Наверное, еще рано говорить о тенденции, но у нас появляются замечательные творческие тандемы — автор и иллюстратор — и создают книги, с которыми, я уверена, мы скоро сможем, наконец, дойти до Европы», - сказала Балахонова.

Начали писать книги молодые ученые и научные журналисты  - во многом благодаря поддержке фонда «Династия». «Одна за другой выходят прекрасные книги о науке, написанные на русском языке», - рассказала Горностаева: есть биолог Александр Марков, чьи книги давно и хорошо продаются, в том числе двухтомник «Эволюция человека». Есть абсолютная звезда Ася Казанцева, получившая премию «Просветитель» в 27 лет за книгу «Кто бы мог подумать! Как мозг заставляет нас делать глупости», которая уже написала вторую книжку. Есть Александр Панчин, написавший революционную книгу о ГМО  «Сумма биотехнологии». На них невероятный спрос. «Мне кажется, научные книги сейчас чрезвычайно востребованы в качестве борьбы с каким-то мракобесием и неожиданно средневековыми представлениями о жизни, которые вдруг овладевают людьми», - резюмировала Горностаева.

Топ продаж издательства Corpus

Мишель Уэльбек «Покорность» - проданы все 560 привезенных экземпляров

Екатерина Кронгауз "Я плохая мать?" - продано 200 экземпляров

Ирина Левонтина "О чем речь" - проданы все 120 привезенных экземпляров

Неудивительно, что издательства, изначально делавшие ставку на нехудожественную литературу, например «Альпина нон-фикшн», называют 17-ю ярмарку в ЦДХ рекордной по продажам и читательскому интересу.

«Кроме бестселлера «Игил: Армия террора» Майкла Вайса и Хассана Хассана, который ожидаемо пользовался спросом как единственное на сегодняшний день серьезное исследование на актуальную для всех тему, очень активно покупали книгу Стивена Вайнберга «Объясняя мир» и «Подчинение авторитету. Научный взгляд на власть и мораль» Стэнли Милгрэма с его великим психологическим экспериментом, рассказал генеральный директор «Альпина Нон-фикшн» Павел Подкосов.

Провокационный эксперимент Милгрэма продемонстировал человеческую потребность повиновения авторитетам, и отчасти объяснил загадку десятков тысяч людей в фашистской Германии, которые отправляли на смерть себе подобных, просто выполняя свой долг. Он был признан одним из самых нравственно значимых исследований в психологии и теперь, спустя полвека после проведения, оказался снова актуальным для российских читателей.

«Люди истосковались по знанию, которое опирается на факт. Не на веру, не на представления каких-то авторитетов, а

Топ продаж издательства «Альпина нон-фикшн»

Майкл Вайс, Хассан Хассан «Игил: Армия террора» - 400 экземпляров 

Стивен Вайнберг «Объясняя мир: Истоки современной науки» - 220 экземпляров 

Сергей Попов «Суперобъекты: Звезды размером с город» - 200 экземпляров Николя Жизан «Квантовая случайность: Нелокальность, телепортация и другие квантовые чудеса - 200 экземпляров

на факт, на то, что известно науке. Наши читатели хотят понимать актуальные и, вместе с тем, фундаментальные вещи, поделилась своими наблюдениями Варвара Горностаева. - Раньше Франкфуртская книжная ярмарка меня одновременно восхищала и огорчала тем, что мы не могли делать как они. Во Франкфурте самые важные книги на самые важные темы — начиная с глобального потепления и заканчивая проблемами в Афганистане — у нас этого никто никогда не читал. А сейчас  мы постепенно, пусть и медленно, становимся частью мирового сообщества».

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+