К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Кино из обувной коробки: дневник Каннского кинофестиваля - 2016

Кадр из фильма «Выпускной» режиссера Кристиана Мунджиу
Кадр из фильма «Выпускной» режиссера Кристиана Мунджиу
Братья Дарденны и Кристиан Мунджиу показали в Каннах не самые лучшие свои фильмы, удивительно похожие друг на друга

В фильме Джармуша поэт-дилетант Патерсон так характеризовал обувную коробку: она обладает тремя измерениями, у нее есть длина, ширина, высота. Братья Дарденны и Кристиан Мунджиу — пожалуй, самые ожидаемые участники каннского конкурса — сняли свои фильмы в пределах вот этого минимума. Не меньше, но и не больше. Что неприятно, эти картины  — «Незнакомка» Дарденнов и «Выпускной» Мунджиу  на одно лицо. Они едва различимы стилистически и совершенно гомогенны по содержанию, будто высосаны из одного пальца.

Это трудно объяснить даже тем, что двукратные обладатели «Золотой пальмовой ветви» Жан-Пьер и Люк Дарденны приняли более молодого румынского коллегу, тоже обладателя «Пальмы», в свой орден аскетов и выступили продюсерами фильма Мунджиу. Первое впечатление такое, что все трое дружно взяли новые моральные высоты, но при восхождении пожертвовали художественным результатом.

Дарденны в «Незнакомке» снова ставят жесткий этический эксперимент. В их предыдущей картине «Два дня, одна ночь» уволенная с работы героиня в исполнении Марион Котийяр обходила товарищей по работе с просьбой отказаться от бонуса в €1000 и сохранить ее рабочее место. В центре внимания оказывалась галерея персонажей и их реакция на призыв к солидарности.

 

Главная героиня «Незнакомки», молодая доктор Даван тоже пристает к людям и тоже является для режиссеров не более чем инструментом – своего рода термометром, измеряющим общую температуру по палате. Однажды в конце рабочего дня доктор Даван не откликнулась на звонок, не открыла дверь девушке; позже ту нашли мертвой неподалеку. Безымянная жертва в безымянной могиле. Доктора мучает чувство вины, и она делает работу над ошибками – отправляется с фотографией незнакомки на поиск тех, кто ее знал и любил. Этот обход, продиктованный благими намерениями, личной ответственностью и максимой «врачу: излечися сам», придает фильму детективный оттенок и выводит на экран новую вереницу подопытных.

quote_block node/320587Внешний детективный сюжет также отвлекает внимание от настоящего расследования, которое предпринимает Кристиан Мунджиу в фильме «Выпускной». На старшеклассницу нападают накануне экзаменов, под вопросом ее дальнейшие оценки и возможность учиться в Лондоне. Полиция ищет преступника, а тем временем отец девочки доктор Ромео сдает свой экзамен по этике. Стоящий перед ним выбор таков: воспользоваться старыми связями и обойти правила экзаменационной комиссии или предоставить своему ребенку самому определить свое будущее. Девочка совсем не хочет в Лондон, не хочет расставаться с мальчиком и, возможно, инспирировала нападение, чтобы срезаться на экзаменах и никуда не уезжать. Те, кто видел фильм Марен Аде «Тони Эрдманн» и уже знает, в каких стерв превращает милых девушек качественное образование, поймут и, возможно, согласятся, что дома лучше. Но отец девочки, отлично сознающий жалкие перспективы жизни в Румынии, стоит на своем.

 

Кадр из фильма «Незнакомка» режиссеров Жана-Пьера Дарденна и Люка Дарденна

В Дарденнах всегда было прекрасно соответствие их фильмов человеческому масштабу, их соразмерность душе при отсутствии сентиментальности. Этот кинематограф при всем его аскетизме никогда не позволял усомниться в многомерности человека, в том, что он не равен своим сантиметрам и килограммам, допускал, что возможны еще измерения, как в том стихотворении Патерсона: четвертое измерение – это время, а найдется кто-то еще, кто скажет, что есть и другие – пятое и шестое… Но на сей раз это будут не Мунджиу и не Дарденны.  Эти выдающиеся режиссеры сняли объемное кино, их герои вовлечены в глубокие конфликты и драмы – поколенческие, моральные, социальные, у них все «как у людей», трехмерность во время съемок ничуть не пострадала. Но хочется подождать кого-то еще.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+