закрыть

На последние сбережения, или Лучшие друзья бриллиантов: «Кинотавр»-2016

Вероника Бруни Forbes Contributor
Кадр из фильма "Петербург. Только по любви"
Девять дебютов в программе 27-го "Кинотавра" – элегантное и воодушевляющее решение на фоне всеобщего кризиса идей и материй

На открытии главного отечественного кинофестиваля показали сразу два ярких зрелища. Одно, как и обещано, — киноальманах «Петербург. Только по любви», семь недлинных городских романсов в исполнении Авдотьи Смирновой, Ренаты Литвиновой, Натальи Кудряшовой, Анны Пармас, Аксиньи Гог, Оксаны Бычковой, Натальи Назаровой.

Другое — импровизированный моноспектакль артистки и режиссера Ренаты Литвиновой: свою роль ведущей церемонии Литвинова обратила в остроумный скетч, во всех смыслах блестящий. Его лейтмотивом стали бриллианты — разве не их год за годом ищет жюри на сочинском клондайке конкурсов короткого и полного метра, —– а также некие романтические «последние сбережения», на которые снимают свои дебюты молодые авторы.

Поэтическая вольность касаемо последних сбережений особенно резонирует с текущим шатким положением дел в отечественном кино на фоне иссякающих объемов и очень специальных условий господдержки. Настолько шатким, что, возможно, впервые за всю историю нулевых конкурс «Кинотавра» отстранился от действительности, оставляющей минимальные возможности для полноценного отбора, не пожелал быть зеркалом тупика и стагнации. Вопреки повсеместной деструкции, программный директор Ситора Алиева последовала созидательному принципу и собрала в конкурсе жизнеспособный и устойчивый к потрясениям молодой контингент.

Девять дебютов из 14 конкурсных картин, среди них «Рыба-мечта» Антона Бильжо, «Человек из будущего» Романа Артемьева, «Разбуди меня» Гийома Проценко, а также режиссерский дебют артиста Юрия (Гоши) Куценко «Врач», вторые работы режиссеров, успевших стать звездами – «Зоология» Ивана Твердовского, две документальные работы – «Чужая работа» Дениса Шабаева и «Год литературы» Ольги Столповской, притом четыре фильма сняты на частные средства без участия государства, — все это позволяет философски отнестись к кризисам, которые в большей или меньшей степени всегда в наличии.

Благодаря этому принципиальному решению, конкурсная программа выглядит гораздо лучше, чем реальное положение дел в киноиндустрии, индикатором которого все эти годы был и остается «Кинотавр» Александра Роднянского.

Что до киноальманаха, то это — счастливая находка для фестивального открытия, тем более, что «Петербург. Только по любви» примерно отразил пропорции нынешней конкурсной программы: преобладающая девичья компания режиссеров и продюсеров, преимущественно дебюты и вторые работы, беспримерно молодые мэтры – в альманахе это Рената Литвинова и Авдотья Смирнова, а в основном конкурсе – Кирилл Серебренников. Уже в сентябре он выйдет, по выражению продюсеров, в большой ограниченный прокат – это порядка 150 копий.

Смотреть альманахи всегда, как минимум, увлекательно. Интересно угадывать авторов по почерку, по чувству юмора или по его отстутствию. «Петербург. Только по любви» — альманах всецело комический, словно собравшиеся дамы в пику сумрачно-серьезным классикам Санкт-Петербурга избрали своим альтернативным гением места иронический дух Тэффи: «Каждый день чрез мост Аничков, поперек реки Фонтанки, шагом медленным проходит дева, служащая в банке». Наталья Кудряшова в новелле «Аничков мост» заставляет персонажей как следует побегать вдоль и поперек моста, чтобы в новом ракурсе увидеть людей и лошадей, Петра Клодта творенье, а рутина банковской девы прошлого столетия превращается в рутину современного автобусного гида — ее с тоской во взорах играет Полина Кутепова.

Девы альманаха умеют посмеяться и предаются этому занятию со вкусом. Превосходный тому пример – союз режиссера Авдотьи Смирновой и артистки Анны Михалковой в новелле «Выгул собак», усиленный музыкальным выходом с оттяжечкой Михаила Боярского в роли шамана-надомника. С шутки начинается роман персонажей лирического «Утра» Оксаны Бычковой, сыгранных Надеждой Лумповой и Александром Палем с той мерой мягкости и органики, которые в целом присущи фильмам этого режиссера. И Авдотья Смирнова в «Прогулке», и Оксана Бычкова в «Питере FM» уже показывали город глазами «человека со стороны», не принадлежащего городу и неподвластного его мифам, то есть избегая стереотипов, которые исчерпывает мем «это Питер, детка». Он как раз и звучит в новелле «Селфи» дебютантки Аксиньи Гог, которая смешно и резко выворачивает стереотипы в эксцентрические гэги. Приехать в Петербург для того, чтобы напиться, переспать с первым встречным и умереть молодой в красивом платье – таковы исходные условия анекдота, который рассказан в лучших традициях черного юмора. Аксинья Гог — одно из открытий "Кинотавра", в прошлом году здесь показывали ее короткометражный фильм.

Режиссерским дебютом Анны Пармас, постоянного соавтора Авдотьи Смирновой, строго говоря, стал небольшой фильм-бомба «На лабутенах», снятый на песню группы «Ленинград» и который можно назвать столь же полноценным короткометражным фильмом, как и новеллу «Девочки».

Дуэт Светланы Камыниной и Надежды Маркиной создает минное поле, в котором мать и дочь рискуют подорваться каждую секунду на почве политических воззрений, во всем несходных, но полегоньку бредут сквозь музейные пейзажи к тихому миру, в ожидании лета, когда в Петербурге родится еще одна девочка. И вы бы видели, что у них на ногах.

Хотя в Петербурге много чего происходило и происходит, исторический контекст почти не вторгается в сугубо частные сюжеты фильма. «Кинотавр» и прежде открывался альманахами, посвященными городам и любовям: «Москва, я люблю тебя» и «Короткое замыкание», но именно этот производит ощущение живого, цельного организма, легко и без натуги рожденного в прохладу осенне-зимнего города. В самом деле, приятно, что продюсеры решили не соединять новеллы между собой тем или иным навязчивым искусственым способом. Разве что очень пристальный взгляд приметит в массовке одну сквозную даму в шляпке, то остановившуюся на мосту послушать «предсмертные стихи», то внимающую хору мальчиков, то не желающую внимать в автобусе склочным инвективам о пенсиях.

В стоящую особняком новеллу «Сны Иосифа» Ренаты Литвиновой приходят поэты и их двойники, Довлатов и Бродский, клееные носы, декорация самолета в разрезе, кинопробы. Место и его атмосфера здесь важнее сюжета и исполнителей — это киностудия «Ленфильм», с которой в каком-то смысле тоже начинается Петербург, завершается альманах, открывается «Кинотавр» — к вящей славе кино.

Что касается «бриллиантов», ими займется жюри – председатель режиссер Николай Лебедев, его колллеги по судейству — режиссер и продюсер Джаник Файзиев, актриса-талисман нового российского кино Мария Шалаева, Сергей Шакуров, оператор Сергей Мачильский, критик Нина Зархи, сценарист и теперь режиссер Анна Пармас.

Новости партнеров