К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости

Золото лучше золота: новые рецепты часового металла

Фото DR
Фото DR
Ведущие часовщики используют нанотехнологии, чтобы сделать золото самым совершенным материалом для производства роскошных часов

По данным Федерации часовщиков Швейцарии (FHS), ежегодно в мире производится около 500 000 золотых часов общим весом около 30 т, причем на долю швейцарских компаний приходится 90% этой массы. Так как чистое золото из-за чрезмерной мягкости не годится для производства корпусов и браслетов, отраслевым стандартом в Швейцарии является золото 750-й пробы, или 18-каратное. Это означает, что в сплаве, состоящем из 1000 условных единиц, должно присутствовать не менее 750 частичек золота 999-й пробы, а доля примесей других металлов не должна превышать 25%. Примеси не только делают золото тверже, они придают ему оттенки разных цветов. Например, белый цвет достигается, когда к 750 долям золота (Au) добавляют 30 долей серебра (Ag), 125 палладия (Pd) и 95 меди (Cu). Рецепт желтого золота формулируется так: 750 Au + 125 Ag + 125 Cu. Розового: 750 Au + 90 Ag + 160 Cu.

Большую часть часового золота для швейцарцев производят невшательские компании Argor-Heraeus и Metalor, а также Precinox из Ла-Шо-де-Фона. Пока они на недостаток клиентов не жалуются, но крупнейшие концерны — Rolex, Swatch Group, Chopard — уже имеют собственные металлургические производства. Скоро такими же обзаведутся Piaget и Hublot. Некоторые другие крупные производители пока довольствуются собственными небольшими лабораториями, но ключевое слово — «пока».

Нанореволюция открыла современным алхимикам доступ к молекулярным дебрям материалов, позволила смешивать то, что прежде не смешивалось, сплавлять несплавляемое. Грех не воспользоваться шансом экипировать любимого клиента часами не только с мануфактурным механизмом, но и в корпусе из эксклюзивного золота, которое блестит ярче и не подвержено царапинам, как у всех остальных. Вот ведущие часовые дома и включились в соревнование «кто сделает самое золотое золото».

 

Подкрепить розовое

Первым начал колдовать с золотом, конечно же, Rolex (кстати, крупнейший потребитель золота в мире, производящий около 250 000 золотых часов в год). Мало кто из ролексоносцев решался оставлять золотые Oyster без присмотра на пляже, когда шел купаться, благо корпус водонепроницаемый. В итоге очень скоро золото корпуса и браслета блекло и даже меняло оттенок. Тогда-то в Rolex и придумали материал Everose, представляющий собой запатентованный золотой сплав, не теряющий тона под воздействием морской или хлорированной воды. Чтобы сплав стал ярче, в него добавили меди и зафиксировали розовый цвет изрядной порцией платины. После этого Everose был сертифицирован как 18-каратный золотой сплав. Используется «вечно-розовый» в моделях Oyster Perpetual Day-Date, Lady-Datejust Pearlmaster, Cosmograph Daytona и Yacht-Master обоих поколений. В этом году в корпусе Everose диаметром 47 мм и 40 мм вышла модель Yacht-Master I. В этой модели дебютировал браслет нового образца Oysterflex, сочетающий гибкость и комфорт каучука с прочностью и надежностью металла.

Не так давно Rolex изобрел еще одну разновидность золота — Gold Crystals. Кристаллическое золото имеет очень необычную поверхность с прозрачными пирамидками, которые причудливо переливаются, преломляя свет. В Rolex Oyster Perpetual Cosmograph Daytona ими покрыты диски 30-минутного и 12-часового счетчиков хронографа, а также дополнительный циферблат секундной стрелки.

 

Стальное золото

Компания Omega, имеющая за плечами безграничные технологические и финансовые возможности всемогущей Swatch Group, не хочет отставать от Rolex. Еще в 2011-м в качестве эксперимента Omega выпустила хронограф Speedmaster Moonwatch в корпусе из 18-каратного оранжевого золота. В сплав было добавлено 23,98% меди и 1,02% серебра с платиной, он вроде бы имел неплохие перспективы, но все же выступил всего лишь предтечей фирменного сплава Sedna Gold. Этот сплав состоит на 75% из золота, а медь в нем нейтрализована палладием, относящимся к группе платиновых. В составе Sedna Gold он также хранит цвет. Самое удивительное, что Sedna Gold значительно тверже Everose и не уступает стали. Два года тому назад Omega относилась к Sedna Gold достаточно бережно и экономно, главным образом добавляя его в элементы отделки корпусов. Но в этом году в хронографе Seamaster 300 Sedna Gold его использовали, как говорится, и в хвост и в гриву: из этого сплава сделан не только корпус, но и мощный браслет. Очевидно, металлургический завод Swatch Group вышел на проектную мощность.

Королевское чудо

Собственный металлургический завод пока лишь фигурирует в производственных планах дома Hublot. Но металлургический департамент и лаборатория уже имеются. И работают они очень эффективно. Освоили выпуск уже двух разновидностей золота. Совместно со Швейцарским федеральным технологическим институтом в Лозанне было изобретено Magic Gold — удивительное соединение чистого 24-каратного золота с керамикой. В предварительно полученную пористую керамическую субстанцию под огромным давлением подают расплавленное золото высшей очистки (24 карата), а затем при высочайшей температуре и опять же под огромным давлением инертного газа формируются корпуса часов. Полученный сплав имеет природу, очень близкую к золоту. В Hublot даже добились его сертификации как 18-каратного золота. Но самое замечательное, что Magic Gold имеет твердость 1000 виккерсов, втрое больше, чем у стали.

Другое достижение металлургов Hublot называется King Gold. Оно имеет красный оттенок из-за высокого содержания меди, которое пришлось компенсировать добавкой 5% платины. «Королевское» золото очень яркое, но не столь прочное, как «магическое». Поэтому используется в сложных моделях, не предназначенных для повседневной носки. В этом году из него сделали 45-миллиметровый корпус вечного календаря с хронографом Hublot Big Bang Chrono Perpetual Calendar.

 

Алое и медовое

Итальянцы обожают яркие цвета и ради своего самого яркого на рынке алого золота повысили содержание меди аж до 24,1%. При такой концентрации медь уже способна разложить золото и покрыть сплав патиной. Поэтому оставшиеся 0,9% итальянцы отдали платине 950-й пробы. Из алого золота сделана презентованная в минувшем октябре модель Panerai Radiomir 1940 10 Days GMT на базе нового мануфактурного автоматического механизма с десятидневным запасом хода.

Немцы — народ более спокойный и сдержанный во вкусах, поэтому для модели A. Lange & Sohne 1815 «200th Anniversary F. A. Lange» был разработан эксклюзивный сплав под названием «медовое золото», которое имеет оттенок меда акации. При этом медовое золото твердое, как сталь (300 виккерсов, что вдвое больше обычного 18-каратного золота). Оно также не дешевое, и до этого года его использовали только в сложных моделях Pour Le Merite, которых было сделано несколько дюжин. Однако для достаточно простой модели в честь 200-летия со дня рождения основателя дома Фердинанда-Адольфа Ланге было сделано исключение. Впрочем, серия ограничена 200 экземплярами.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+