К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.
логотип компании

Франшиза Ozon

Фото предоставлено ООО «Интернет Решения»
Фото предоставлено ООО «Интернет Решения»
Вид деятельности:
Онлайн-торговля
Год запуска:
2019
Количество франчайзи:
Более 30 000
Количество франчайзинговых точек:
78 000
Количество собственных точек:
1
География:
Россия, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан
Стартовые инвестиции:
От 15 000 рублей в малонаселенном районе и от 80 000 рублей в городе
Ежемесячные расходы:
Около 80 000 рублей в городе
Ежемесячная выручка:
От 100 000 рублей
Ежемесячная чистая прибыль:
От 60 000 рублей
Срок окупаемости:
От 6 месяцев
Особые отметки:
Для начинающих предпринимателей, для опытных предпринимателей, для мам в декрете, домашний бизнес/ без офиса и сотрудников, для маленького города, для спальных районов, для туристических районов, без паушального взноса, без роялти
Отправить запрос

1. Какой формат бизнеса предлагается франчайзи

Для запуска потребуется помещение от 20 кв. м. Основная деятельность франчайзи заключается в приеме и выдаче посылок. Заказы привозит курьер Ozon в рабочее время, сотрудник через приложение фиксирует, где на складе находится заказ. Когда покупатель приходит за оплаченной посылкой, приложение помогает быстро ее найти и выдать. Из оборудования нужны только компьютер и сканер штрихкодов. 

Доход зависит от оборота точки — суммарной стоимости всех заказов за вычетом невыкупленных и возвращенных посылок. За выданные товары Ozon ежемесячно выплачивает вознаграждение

 

2. Какова история создания франшизы

В 1998 году IT-фирма Reksoft и издательство Terra Fantastica основали интернет-магазин книг Azon. Название придумали по аналогии с Amazon — компанией, которая тоже начинала с онлайн-продажи книг, — но вскоре переделали его в более понятное слово Ozon. Бренд быстро развивался: в 2001 году он доставлял книги уже в 400 городов, в 2011-м привлек рекордные для тогдашнего e-commerce $100 млн от частных инвесторов, в 2018-м перешел к модели маркетплейса. Параллельно Ozon развивал собственную логистическую инфраструктуру и сервисы Ozon Travel и Ozon Банк. Первые пункты выдачи заказов по франшизе заработали в 2020 году, и сейчас в сеть входит 78 000 точек, а число активных покупателей составляет 63 млн. Компания активно наращивает присутствие на региональном рынке — более половины ее продаж приходится именно на него

 

3. Кто является бенефициарным владельцем франшизы

Компания не предоставила информацию о владельцах и бенефициарах

4. С каким юрлицом франчайзера будет заключен договор

 

ООО «Интернет Решения»

5. Устойчиво ли финансовое положение франчайзера

По данным финансовой отчетности компании, с 2022 года EBITDA компании (прибыль до вычета процентов, налогов и износа) выросла с 3,2 млрд рублей до 41 млрд в 2024 году. Выручка также стабильно увеличивалась, составив в 2022 году 277,1 млрд рублей, в 2023 —  424,3 млрд, а в 2024 — 615,7 млрд. Судя по открытым данным, последние годы компания несла операционные убытки. Как заявил франчайзер, это связано с затратами на развитие платформы и логистику, и прибыль франчайзи от этого не зависит 

6. Приходилось ли франчайзеру разрешать конфликты с франчайзи в судах

За последние три года у компании было 88 судебных дел в связи с исполнением обязательств по договорам агентирования, следует из картотеки арбитражных дел. В компании пояснили, что в расчете на более чем 20 000 агентов, это одно судебное дело на 227 человек, или 0,44% франчайзи, участвовавших в разбирательствах 

 

7. Зарегистрирован ли товарный знак

Товарный знак зарегистрирован. Номер регистрации 752380, правообладатель — ООО «Интернет Решения»

8. Передаются ли франчайзи права на использование товарного знака

Права на использование товарного знака не передаются

 

9. Используется договор коммерческой концессии или выбран другой тип соглашения

С франчайзи заключается агентский договор

10. Каковы этапы открытия бизнеса по франшизе

  • Регистрация ИП или юрлица франчайзи
  • Создание заявки и загрузка документов через приложение «Пункт Ozon» или в веб-версии
  • Выбор места для пункта выдачи заказов из доступных на карте
  • Согласование локации и подписание договора аренды помещения
  • Проведение ремонтных работ и открытие точки

11. Что входит во франчайзинговый пакет

 
  • Обучение и бренд-материалы
  • Статистика по работе пунктов выдачи
  • Помощь с оформлением пункта выдачи — отправка стартового брендированного набора за 1 рубль
  • Выдача поддерживающей выплаты до 500 000 рублей ежемесячно в первые девять месяцев за открытие ПВЗ в определенных локациях   
  • Выдача кредита без открытия расчетного счета, если франчайзи не хватает денег для запуска

12. Кто берет на себя расходы на маркетинг и занимается рекламой

Франчайзер

13. Предполагается ли доступ к централизованному программному обеспечению

Да, к системе управления заказами и отчетности «Турбо-ПВЗ» 

 

14. Кто выбирает локации

Франчайзи выбирает локацию из списка, составленного франчайзером на основе анализа спроса и предложения в разных районах  

15. Предоставляются ли исключительные права на какую-то территорию

Исключительные права не предоставляются

 

16. Как устроена система обучения

Компания предоставляет доступ к порталу обучения Ozon Learning с интерактивными курсами, инструкциями, брендбуком и видеотекой

17. Как устроена система поддержки

Франчайзи доступна поддержка персонального менеджера

 

18. Довольны ли сотрудничеством действующие франчайзи

Артем Бобцов, Москва:

Первые четыре пункта выдачи заказов мы запустили летом 2020 года. Полгода наблюдали их экономику, а затем начали масштабирование. У меня это далеко не первый бизнес, поэтому я тщательно проанализировал факторы работы маркетплейса, влияющие на долгосрочную устойчивость. Ozon — наиболее системная компания из всех российских маркетплейсов: предсказуемая, открытая и принимает логичные решения. То, что у нее было много крупных акционеров, таких как Baring Vostok (в 2024 году холдинг «Восток Инвестиции» приобрел акции Baring Vostok, а в 2025 вышел из состава акционеров Ozon— прим. ред.) и АФК «Система», и проведено IPO, для меня означало, что компания устойчива и нацелена на долгосрочный рост. 

Сложнее всего в бизнесе ПВЗ на старте — найти подходящие локации. Этим мы в основном занимаемся сами. На карте Ozon подсвечены оптимальные места для запуска ПВЗ, но итоговое решение всегда за нами. Сейчас наша главная задача — удержание рентабельности бизнеса и повышение его эффективности в Московском регионе.

 

Любовь Зарщикова, Псковская область:

По образованию я учитель физики и математики и практикующий психолог. Начала работать с Ozon в 2021 году. У нас с партнером был свой магазин бытовой техники и сервиса, но на тот момент уже стало понятно, что экономика постепенно убивает розницу. Надо было развиваться вместе с рынком, и мы пошли в онлайн-торговлю. Wildberries не смогли согласовать нам локации, и мы выбрали Ozon, поскольку он оказался более мобильным по логистике и с самого начала оказывал поддержку. Не скажу, что плавно, но мы с партнером смогли перестроиться от «своего детища» к работе по образцу. 

Самым трудным при запуске был выбор правильной локации, бывало такое, что на выбранных нами местах успевали открыться другие агенты. Сейчас сложно с удержанием сотрудника на минимальный размер оплаты труда, потолок агентского вознаграждения не растет. Иногда возникают недопонимания с клиентами: некоторые уверены, что мы магазин, а не склад. В планах открывать ПВЗ в новых ЖК и отправляться в большой город, так как провинция медленно, но очень уверенно угасает.

19. Каким образом были оценены стартовые инвестиции и ежемесячные расходы

 

По оценкам компании, стартовые инвестиции зависят от региона и размера точки и начинаются от 15 000 рублей в малонаселенных пунктах и от 80 000 в городе. За открытие пункта в определенных районах франчайзер выделяет дополнительную финансовую поддержку. Ежемесячные расходы варьируются для каждого пункта и обусловлены локацией, стоимостью аренды и объемом заработной платы. По словам франчайзера, часто агенты являются собственниками помещений и работают с родственниками 

20. Каким образом были оценены ежемесячные выручка и прибыль

Ежемесячные выручка и прибыль рассчитаны на основе среднестатистических данных по сети. Прибыль ПВЗ зависит от числа клиентов, которое, в свою очередь, связано с местоположением пункта и качеством обслуживания. 

Пункты выдачи зарабатывают на проценте с каждого выданного заказа. Процент определяется агентской сетью. Например, в формате «Максимум бренда» ПВЗ получает доход за каждый товар в заказе до 6% стоимости, но не более 250 рублей, и за возвращенные товары — 15 рублей. Чтобы заработать больше, можно открыть дополнительный бизнес в ПВЗ, принимать отправления от продавцов маркетплейса, работать с заказами от других компаний, выдавать клиентам «Ozon Карты» и загружать заказы в ближайшие постаматы

 

21. Из каких расходов складывается общая сумма инвестиций

Общая сумма инвестиций складывается из ремонта, покупки техники и мебели, аренды на первый период, заработной платы сотрудников

22. Из каких затрат складывается сумма ежемесячных расходов

Аренда, фонд оплаты труда, коммунальные услуги, интернет

 

23. За что взимается паушальный взнос, каковы размер и сроки уплаты

Паушальный взнос отсутствует

24. За что взимается роялти, каковы размер и сроки уплаты

Роялти отсутствует

 

25. Несет ли франчайзи дополнительные денежные обязательства перед франчайзером

Франчайзи не несет денежных обязательств перед франчайзером, как и обязательств по закупке товара и отчислениям на маркетинг

26. Несет ли франчайзер денежные обязательства перед франчайзи 

Нет

 

27. За что может быть оштрафован франчайзи

Штраф может быть наложен за существенные нарушения условий договора, а также за кражу и подмену товаров

28. Какие зафиксированы основания для досрочного расторжения договора

Франчайзер может расторгнуть договор за регулярные грубые нарушения условий оферты

 

29. Есть ли ограничения на работу в отрасли после прекращения сотрудничества

Ограничений нет

30. На какой размер рынка и его будущий рост ориентируется франчайзер

Франчайзер ориентируется на рост собственной клиентской базы: в 2022 году у Ozon было 35,2 млн активных покупателей по всей стране, в 2024-м — 56,5 млн, в 2025 — 63 млн. 95% из них забирают заказы в ПВЗ

 

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание « forbes.ru » зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2025
16+