1. Какой формат бизнеса предлагается франчайзи
Для открытия бизнеса нужно помещение площадью минимум 70 кв.м., также потребуется оформление медицинской лицензии. Компания «Хеликс» консультирует по этим вопросам. Профильное образование предпринимателю не нужно. Франчайзи занимается оформлением заказов, взятием биоматериала и его подготовкой к транспортировке в лабораторные комплексы «Хеликс». Клиенты получают результаты исследований любым удобным способом: по электронной почте, в личном кабинете на сайте helix.ru, в мобильном приложении или в диагностическом центре.
2. Какова история создания франшизы
Компания «Хеликс» открылась в Санкт-Петербурге в 1998 году. По модели франчайзинга компания работает 18 лет, и на 2025 год в сеть бренда входят 962 диагностических центра, из которых 675 — франчайзинговые точки. В 2019 году компания первой в СНГ получила международный сертификат стандартов качества лабораторной диагностики Коллегии американских патологов (Certificate of The College of American Pathologists) и была включена в список лучших лабораторий мира (сертификат CAP выдается при условии, что деятельность компании полностью отвечает более чем 3000 требований, сформулированных при участии 500 экспертов в области лабораторной диагностики).
«Хеликс» присутствует в более чем 260 городах России, Беларуси и Казахстана. Специалисты выполняют анализы в семи высокотехнологичных лабораторных комплексах в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Новосибирске, Краснодаре, Алма-Аты и Минске. В каталоге компании более 3600 медицинских исследований: от стандартных клинических и биохимических до сложных генетических тестов
3. Кто является бенефициарным владельцем франшизы
ООО «НПФ «Хеликс» (100%-ное владение)
4. С каким юрлицом франчайзера будет заключен договор
ООО «НПФ «Хеликс», ИНН 7802122535, дата регистрации 02.12.1998
5. Устойчиво ли финансовое положение франчайзера
Согласно сведениям «Спарк», чистая прибыль ООО «НПФ «Хеликс» увеличилась с 96,3 млн в 2022 году до 262,35 млн в 2024-м, выручка выросла на 24%. По данным компании, в 2024 году число франчайзинговых точек, в т. ч. пунктов бесконтактной сдачи анализов и диагностических центров, приросло на 197. Количество исследований за год выросло на 23%, а клиентская база — на миллион человек
6. Приходилось ли франчайзеру разрешать конфликты с франчайзи в судах
Согласно картотеке арбитражных дел, за последние три года у франчайзера было одно судебное разбирательство по договору коммерческой концессии. Суд встал на сторону франчайзера
7. Зарегистрирован ли товарный знак
Товарный знак зарегистрирован (264439), правообладатель — ООО «НПФ «Хеликс»
8. Передаются ли франчайзи права на использование товарного знака
Да, передаются
9. Используется договор коммерческой концессии или выбран другой тип соглашения
С франчайзи заключается договор коммерческой концессии
10. Каковы этапы открытия бизнеса по франшизе
По словам компании, открыть диагностический центр «Хеликс» можно за десять шагов:
- поиск и согласование помещения для центра,
- подписание договора коммерческой концессии и оплата паушального взноса,
- отрисовка плана помещения и согласование графика ремонта,
- ремонт помещения, закупка мебели и оборудования,
- обучение собственника и /или управляющего, подача документов в Роспотребнадзор,
- поиск и найм линейного персонала,
- запуск медиа- и маркетинговой кампаний по продвижению центра,
- обучение линейного персонала выездной стартап-командой «Хеликс»,
- получение медицинской лицензии,
- запуск медиа- и маркетинговой кампаний по продвижению центра,
- открытие центра и начало обслуживания клиентов
11. Что входит во франчайзинговый пакет
- Лабораторные и логистические мощности и IT-инфраструктура,
- персональный менеджер, маркетолог и бизнес-тренер, координирующие партнера на всех этапах открытия и после запуска центра,
- маркетинговая и рекламная поддержка,
- техническая поддержка,
- обучение управлению бизнесом,
- обучение линейного персонала,
- услуги единого контакт-центра
12. Кто берет на себя расходы на маркетинг и занимается рекламой
«Хеликс» оказывает маркетинговую и рекламную поддержку, включая разработку медиаплана и рекламных кампаний, поставки рекламно-информационных материалов, разработку и реализацию федеральных и региональных маркетинговых акций, подготовку макетов для всех рекламоносителей. Франчайзи покрывает расходы на локальные акции и дополнительную рекламу, размещаемую по своему усмотрению
13. Предполагается ли доступ к централизованному программному обеспечению
Да, к собственным IT-решениям компании — CRM-системе и медицинской информационной системе
14. Кто выбирает локации
Франчайзи подбирает локацию для диагностического центра в соответствии с требованиями франчайзера к помещению, компания «Хеликс» согласовывает выбор
15. Предоставляются ли исключительные права на какую-то территорию
Исключительные права предоставляются мастер-франчайзи — эксклюзивным представителям «Хеликс» на иностранных рынках. К ним относятся Азербайджан, Армения, Грузия, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан. Статус мастер-франчайзи позволяет работать во всех сегментах рынка — В2С, В2В и В2G — и открывать неограниченное количество как собственных, так и субфранчайзинговых точек
16. Как устроена система обучения
Перед открытием точек партнеры проходят бесплатное обучение в головном офисе «Хеликс» и получают информацию о развитии бизнеса, работе с бизнес-показателями, маркетинге и рекламе, управлению и развитию персонала и по операционным процедурам работы центра. Также обучение проходит линейный персонал — администраторы, медицинские сестры, врачи. Всем франчайзи предоставляется система мотивации персонала, направленная на повышение лояльности клиентов и эффективности бизнеса. После открытия управляющая компания регулярно организует очные и дистанционные тренинги, тесты и курсы повышения квалификации для линейного персонала
17. Как устроена система поддержки
За каждым диагностическим центром закрепляются персональный менеджер, маркетолог и бизнес-тренер. Они совместно с управляющими центров налаживают операционные процессы и работают над повышением лояльности клиентов
18. Довольны ли сотрудничеством действующие франчайзи
Артем Стафеев, Сургут:
Свой первый диагностический центр под брендом «Хеликс» я открыл в 2016 году. До этого моя профессиональная деятельность была также связана с медициной: я окончил Тюменскую медицинскую академию и довольно долго работал на фармацевтическом рынке. Но аптечный бизнес очень сложный с точки зрения конкуренции, и лабораторная диагностика показалась мне доступнее.
Самостоятельно открывать центр я не стал, на тот момент мне не хватало знаний. Поэтому модель франчайзинга стала для меня наилучшим решением. Я тщательно изучил все предложения на рынке, и оказалось, что «Хеликс» предлагает самые интересные условия партнерства. Благодаря поддержке и рекомендациям управляющей компании особых проблем с открытием у меня не возникло. Я полностью следовал гайдлайнам и брендбуку по всем направлениям, и это дало желаемый эффект. На начальном этапе помогли акции, которые разработали менеджеры к открытию центра
Дилявер Якубов, Евпатория:
До открытия первого диагностического центра «Хеликс» я работал в медицинской сфере и знал ее специфику, преимущества и недостатки. «Хеликс» привлек меня по нескольким причинам: это известный бренд, у его лабораторной службы широкий спектр проводимых исследований, а для франчайзи-партнеров предложены хорошие условия сотрудничества. Очень важное преимущество компании – это неизменность условий договора. Также отмечу, что компания всегда прислушивается к мнению партнера.
Другое важное преимущество работы с «Хеликс» – помощь в найме сотрудников, их обучении и мотивации. Для организации работы с персоналом управляющая компания предоставила отдельного менеджера. После этого подбор и обучение объективно стали лучше, и сейчас у меня в штате 100 сотрудников.
Одна из трудностей при открытии бизнеса – поиск подходящего места для диагностического центра. С поиском мне помог региональный менеджер. По моему опыту, диагностический центр выходит в ноль в среднем за год. И это небольшой срок, так как в перспективе обретается стабильный бизнес под известным брендом
19. Каким образом были оценены стартовые инвестиции и ежемесячные расходы
Собственная оценка франчайзера с учетом среднего показателя всех франчайзи
20. Каким образом были оценены ежемесячные выручка и прибыль
Собственная оценка франчайзера с учетом среднего показателя всех франчайзи
21. Из каких расходов складывается общая сумма инвестиций
Первоначальные инвестиции в открытие диагностического центра начинаются от 2,9 млн рублей. В эту сумму входят:
- паушальный взнос – от 50 000 рублей в зависимости от региона,
- затраты на ремонт – от 1,1 млн рублей,
- аренда – 370 000 рублей за первые несколько месяцев,
- оборудование и мебель – 1,23 млн рублей,
- рекламные конструкции и локальная реклама – 150 000 рублей
Платеж по роялти отсутствует первые три месяца
22. Из каких затрат складывается сумма ежемесячных расходов
Ежемесячные затраты на функционирование центра зависят от региона, площади помещения, количества сотрудников. В среднем они составляют:
- аренда помещения – от 70 000 рублей
- ФОТ и налоги – от 120 000 рублей,
- коммунальные платежи – от 2 000 рублей,
- административно-хозяйственные расходы – от 4 000 рублей,
- телефония и интернет – от 1 000 рублей,
- реклама – от 70 000 рублей,
- роялти 2% от общей выручки начиная с четвертого месяца работы
23. За что взимается паушальный взнос, каковы размер и сроки уплаты
- Регионы с населением до 50 000 человек: паушальный взнос – 50 000 рублей, инвестиции – от 2,85 млн рублей, срок окупаемости – от 12 месяцев.
- Регионы с населением до 100 000 человек: паушальный взнос – 90 000 рублей, инвестиции – от 2,85 млн рублей, срок окупаемости – от 12 месяцев.
- Регионы с населением от 100 000 человек: паушальный взнос – 150 000 рублей, инвестиции – от 2,85 млн рублей, срок окупаемости – 16 месяцев.
- Москва: паушальный взнос – 180 000 рублей, инвестиции – от 3,5 млн рублей, срок окупаемости – 18 месяцев
24. За что взимается роялти, каковы размер и сроки уплаты
Роялти составляет 2% от общей выручки вне зависимости от региона и взимается начиная с четвертого месяца работы
25. Несет ли франчайзи дополнительные денежные обязательства перед франчайзером
Нет
26. Несет ли франчайзер денежные обязательства перед франчайзи
Нет
27. За что может быть оштрафован франчайзи
Франчайзи может быть оштрафован за нарушение условий договора
28. Какие зафиксированы основания для досрочного расторжения договора
Договор коммерческой концессии может быть расторгнут по инициативе любой из сторон с соблюдением условий, предусмотренных договором, или при нарушении условий контракта и несоблюдении стандартов франчайзера
29. Есть ли ограничения на работу в отрасли после прекращения сотрудничества
Ограничений нет
30. На какой размер рынка и его будущий рост ориентируется франчайзер
Компания ориентируется на рост спроса на госпитальные анализы и чекапы, а также на популяризацию здорового образа жизни. По данным Национального рейтингового агентства, средний чек на анализы к 2026 году вырастет до 1 700 рублей по сравнению с 1 300 рублями в 2024 году. Объем сегмента коммерческих медицинских анализов составил около 143 млрд рублей в 2024 году, а к концу 2026 года может достичь 200 млрд рублей