Котики всегда правы: как совместить бизнес и заботу о бездомных животных

«Мурчашка» работает в московском районе Сокольники по принципу антикафе — гости платят за время, проведенное внутри. Как и в других подобных местах, еду здесь не готовят. Тут можно работать, болтать с друзьями, играть в настольные игры и вместе с этим общаться с «пушистыми сотрудниками». Такую должность сейчас «занимают» около 50 живущих здесь котов и кошек. Раньше все они были бездомными, а теперь накормлены, привиты, регулярно проходят медобследование и готовы, если повезет, найти хозяина и переехать в постоянный дом.
Хозяйка кафе Наталья Мишина рассказывает, что заботиться о бездомных животных начала еще в детстве и хотела связать с этим жизнь. Потом 15 лет работала риэлтором, а свободное время как волонтер участвовала в спасении кошек и собак, оказавшихся в беде. Постепенно стало понятно, что это занятие ее интересует гораздо больше, чем все остальные, но на него нужно много времени и очень серьезные деньги — обследование и лечение, которые требуются всем животным, оказавшимся на улице, а потом их передержка обходятся в десятки тысяч рублей на одного питомца.
Решение пришло в 2019 году после большой потери — смерти любимого кота Степана, прожившего в семье Натальи 19 лет. Его невозможно было заменить одним котом, и тогда появилась идея начать свое дело, которое поможет многим, вспоминает Наталья. Она часто путешествовала и старалась в каждой стране посетить котокафе, поэтому решила сделать свое в Москве. В 2019 году стала франчайзи котокафе «Котики и люди» и открыла свою «Мурчашку».
От туристического аттракциона — к социальному проекту
Первое в мире котокафе Cat Flower Garden появилось в Тайване в 1998 году. Его основными клиентами стали местные жители, не сумевшие завести домашних питомцев из-за административных ограничений, а также туристы. Концепция понравилась японцам, и в 2004 году такое заведение открылось в Осаке, быстро став достопримечательностью национального значения. Кошки в этих заведениях почти все были домашними, и некоторые владельцы даже сдавали своих питомцев туда в аренду.
Из Азии котокафе начали распространяться по миру, и в 2011 году очередь дошла до России. Первое в стране котокафе, «Республику кошек», открыла в Санкт-Петербурге ветеринарный врач Анна Кондратьева, лечившая знаменитых котов Эрмитажа. Она объясняла, что тогда плохо представляла, откуда азиатские котокафе берут своих «сотрудников», поэтому решила, что ее заведение даст приют бездомным кошкам и будет выполнять важную миссию — искать для них новых хозяев. С тех пор это стало общепринятой в России концепцией. Сейчас только в Москве, судя по «Яндекс Картам», работает 13 котокафе и еще не менее десятка — в Санкт-Петербурге и других городах страны.
Котики по франшизе
В Москве первое котокафе — «Котики и люди» — открыл в 2015 году предприниматель из IT-индустрии Владимир Кузин. Он рассказывал, что хотел стать владельцем собственного ресторанного бизнеса и на YouTube подсмотрел идею кафе, в котором можно общаться с кошками. Через несколько лет работы его предприятие вышло на месячный оборот более 1 млн рублей, и стало понятно, что одно кафе просто не может принять больше посетителей без ущерба для самочувствия своих питомцев. Тогда Кузин решил делать сеть, в том числе по франшизе: «Нам нравится идея котокафе как приюта открытого типа, поэтому нам нравится распространять эту идею», — объяснил он Forbes. По словам предпринимателя, сейчас открыто четыре франчайзинговых котокафе и все под разными названиями: «Котеешная номер 1», «Котокафе», «Котомама Песопапа» и «Мурчашка». «Нам хотелось, чтобы заведения были одинаковыми по духу, но при этом разными», — объясняет Кузин.
По данным каталога businessmens.ru, общая сумма инвестиций при покупке франшизы — от 1,7 млн рублей, из которых 1,4 млн — минимальные вложения в бизнес. Паушальный взнос сделали в 1 рубль, потому что это социальный бизнес, рассказывает Кузин. Средний срок окупаемости — семь месяцев, средний оборот одного котокафе сейчас — свыше 1 млн рублей в месяц, роялти — 5% от оборота, однако первые два месяца франчайзи освобождены от них. Франчайзер консультирует партнеров на всех этапах, обеспечивает поставщиками, проводит стажировки и семинары для сотрудников, помогает вести соцсети, составлять контент-план, продвигает новое кафе у себя на сайте и в группах. Но все равно котокафе — дело сложное, немало неудач, признает Кузин. Расходы в месяц в Москве составляют около 800 000–900 000 рублей, а чтобы получить выручку в 1,4–1,5 млн рублей и нормально жить и развиваться, нужно заниматься всем, что рекомендует франчайзер, например продавать сувениры, и не делать ошибок в выборе местоположения кафе и в закупках, объясняет он. С франшизой или без франшизы — это дело исключительно для энтузиастов, причем с финансовой подушкой и деловой хваткой, признается Forbes бывший совладелец одного из недавно закрывшихся московских котокафе. Хотя с точки зрения закона открывать для посетителей заведение, где можно общаться с кошками, — можно, и можно сделать его популярным у посетителей, но все равно морально будет тяжело, потому что контролирующие органы все время будут приглядываться, не продаешь ли ты, не дай бог, какую-нибудь еду рядом с кошками; а некоторые зоопсихологи и волонтеры будут приходить и высчитывать, спит ли каждая кошка в кафе положенные 18 часов; да еще все время будут заходить люди, объясняющие, что контактные зоопарки запрещены законом, хотя к контактному зоопарку нормальное кафе не имеет никакого отношения, объясняет предприниматель. Посетители будут жаловаться, мол, идти от метро целых 10 минут, а их детям не дали поносить кота на руках или завернуть в курточку, продолжает он. «Лично я просто выгорел, но финансовые проблемы у нас тоже были», — заключает собеседник Forbes.
От локдауна до суда
Открыть котокафе оказалось не так просто, вспоминает Наталья Мишина. Главной сложностью стал поиск помещения. Многие арендодатели были категорически против кошек, опасаясь антисанитарии, — приходилось тратить время на убеждение. И только через несколько месяцев нашлось подходящее помещение — более 100 кв. м в нежилой пристройке.
Основательница «Мурчашки» вложила в запуск бизнеса около 4 млн рублей. В эту сумму вошли аренда и ремонт помещения, оплата договоров с охраной, ветеринарами, интернет, кассовые аппараты, минимальная техника. Деньги также понадобились на необходимое для кошек: когтеточки, лотки, миски, корма, вольеры, наполнители и т.д. Сэкономить удалось на мебели — Мишина рассказывает, что с друзьями делали ее сами либо покупали на барахолках. «Обошлись без кредитов. Своими запасами», — отмечает она.
В 2019 году минута пребывания в «Мурчашке» обходилась посетителям в 7 рублей, постепенно цена повысилась до 9–10 рублей, в зависимости от дня и времени. Мишина признается, что из-за многочисленных кризисов для выхода «в ноль» бизнесу понадобилось гораздо больше времени, чем предполагалось, — прибыль появилась только через три года.
Первым испытанием стала пандемия коронавируса. «Мурчашка» только начала заполняться посетителями, как власти объявили карантин. Весной и летом 2020 года в локдаун люди сидели дома, многие заведения закрывались, выручки у котокафе почти не было, вспоминает его основательница.
Наталья рассказывает, что ей сильно повезло с арендодателями: они проявили понимание и значительно снизили арендную плату на время карантина. Но заведение, не принося денег, продолжало требовать вложений. За кошками необходимо было ухаживать несмотря ни на что. Помогали любители животных: через сарафанное радио и социальные сети люди узнавали о «Мурчашке» и приносили корм, лекарства и игрушки. Затем случилось чудо: когда сотрудники «Мурчашки» написали в соцсетях, что желающие могут забрать котиков из кафе домой на время локдауна, отклик был огромным. Разобрали почти всех пушистых работников «Мурчашки», говорит его основательница. Что радует еще сильнее — волонтеры успели полюбить питомцев и большинство из них так и остались жить в семьях, добавляет она. К открытию после карантина в котокафе пришлось набирать новый кошачий прайд.
Санитарные нормы и правила не позволяют держать животных и кормить людей в одном помещении, поэтому ни в одном котокафе вы не найдете кухню, напоминает Мишина. Но и это не спасает от претензий недовольных граждан и надзорных органов. В июле 2020 года «Мурчашку» по жалобе неизвестных посетили сотрудники прокуратуры, Роспотребнадзора и инспектор ветеринарной службы. «Люди явно пришли за плохим. Прозвучала фраза даже: «Ну что, притягиваем к закрытию или как?» — писала Мишина про этот визит в соцсети. Претензии были к кофемашине, хотя ее и разрешено держать в организациях любого типа, вспоминала она. За этой встречей последовали суды, однако «Мурчашке» удалось доказать, что котокафе не оказывает услуги общепита и не нарушает законы.
После карантина пришлось много тратить на наружную рекламу и листовки, но отдача была достаточно медленной и только во второй половине 2021 года котокафе заполнилось и начало приносить хоть какую-то прибыль, рассказывает Мишина. Тут возникли новые проблемы. Весной 2022 года, после начала «спецоперации»*, многие москвичи решили покинуть страну — и не все оказались готовы забрать с собой домашних животных. «Мы погрязли в котиках, которых оставляли уезжающие из страны люди; котиках, хозяевам которых помогали делать документы для переезда, и просто котиках», — вспоминает Наталья. Почти до конца года сотрудники котокафе работали в условиях постоянного стресса, и только в 2023 году жизнь заведения вошла в нормальный рабочий режим, добавляет она.
Сейчас выручка соответствует обещаниям франчайзи, но зависит от сезона и обстоятельств — летом она падает, потому что москвичи разъезжаются из города, в будни клиентов мало, тогда как в выходные персонал с трудом справляется с потоком гостей. Кроме того, если кто-то из котов заболел, много денег уходит на лечение, рассказывает она. Эти расходы непредсказуемые и зачастую очень существенные. По данным руководителя Фонда защиты городских животных Екатерины Дмитриевой, ветеринарное обслуживание сравнительно здоровой кошки, забранной с улицы, обходится в 30 000–50 000 рублей, а содержание приюта на площади в 100 кв. м — около 500 000 рублей в месяц, учитывая зарплату персонала.
Поэтому «Мурчашка» всегда рада помощи волонтеров — и финансовой, и личной, например при проведении генеральной уборки или чтобы взять кошку на передержку, пока она сдает анализы и социализируется перед переездом в котокафе. И в целом, несмотря на все трудности, «Мурчашка» приносит достаточно, чтобы его основательница могла уделять ему все свое время.
Котики на работе
Хорошо организованное котокафе, безусловно, вносит важный вклад в дело помощи бездомным кошкам, но очень важно, чтобы там принимались правильные меры по защите котов от вирусов, а сами кошки не испытывали стресса от общения с посетителями, говорит Оксана Желтикова, уже более 12 лет помогающая бездомным кошкам.
Пушистый персонал попадает в «Мурчашку» не только с улиц и из подвалов, нередко в котокафе переезжают кошки, потерявшие дом после смерти или отъезда хозяев. Но в любом случае перед тем, как «выйти на работу», все кошки проходят осмотр у ветеринара, сдают анализы на инфекции, если нужно — лечатся, потом прививаются и привыкают находиться в компании сородичей и людей, подчеркивает хозяйка котокафе. Появляются на публике они, только если здоровы и находятся в хорошем расположении духа. Котики всегда правы — это самое главное правило в «Мурчашке».
Не всех посетителей такой подход устраивает: некоторые не понимают, почему, заплатив деньги, должны связывать себя какими-то ограничениями, признает Мишина. Например, кошек в котокафе можно гладить, но нельзя брать на руки — большинству из них не нравится такая фамильярность. А перед тем, как забрать котика домой, необходимо пройти серьезное собеседование с сотрудником котокафе. Будут спрашивать, установлены ли в доме потенциального хозяина на окнах сетки «антикошка», которые не позволят животному выпасть наружу, все ли домочадцы согласны с решением завести кота; планируется ли брать животное на дачу, где оно может убежать или потеряться. Нередко гости, недовольные расспросами и ограничениями, выплескивают эмоции в плохих отзывах и гневных постах в соцсетях. Мишину это расстраивает, но менять правила она не собирается.
Как можно узнать из историй на сайте «Мурчашки», никого из обитателей котокафе жизнь не баловала. Так, пушистую Констанцию вместе с братьями и сестрами накануне Нового года нашли в завязанном черном мусорном пакете; Хасю подобрали в одной из деревень Рязанской области, где она едва не умерла от голода после смерти хозяйки, из-за чего в три года выглядит как котенок. Зеленоглазая Скрипка чуть не погибла еще котенком, выброшенная на помойку в коробке, а бывшего уличного кота Арчи кто-то избил так, что ветеринары советовали его усыпить, но он все-таки выкарабкался и сейчас живет без одного глаза. Задача всех, кто работает в котокафе, — убедиться, что эти животные, уже порядком натерпевшиеся в жизни, попадут в хорошую семью и получат заботу и ласку, объясняет основательница. «Мурчашка» 1 декабря отметила пятилетний юбилей, и главный результат этих лет — пристройство 380 подопечных кошек, плюс — вокруг котокафе сформировалось сообщество волонтеров, готовых помогать животным. «Значит, все не зря. Ведь именно для этого и затевалась «Мурчашка», — заключает Мишина.
* Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 57 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.