
Социальное предпринимательство стало заметным трендом на рынке франчайзинга. Мы видим, как франшизы образовательных центров запускают программы профориентации, создают группы по обучению детей с особенностями развития, а рестораны, магазины, развлекательные центры благоустраивают прилегающие к их заведениям территории, развивают инклюзивную среду и поддерживают уязвимые категории населения.
«Душа в проектах важна не меньше финмодели»
Профессиональный союз участников рынка франшиз (ПСФ) весь прошлый год получал от своих членов вопросы о том, как начать социальные проекты и получить статус социального предприятия, и планирует присоединиться к Национальному инклюзивному договору, взяв обязательство развивать социальные практики, а также обещает в этом году разработать методические рекомендации по внедрению волонтерства во франшизы, рассказывает председатель организации Галина Радаева. Она уверена, что волонтерство помогает удерживать кадры и привлекать новых сотрудников, что очень важно в период кадрового голода.
«Социальные проекты очеловечивают коммерческие организации. А душа в проектах важна не меньше финмодели и юридических вопросов, она позволяет формировать лояльную аудиторию как среди клиентов, так и среди сотрудников. Нам известно, что в компаниях, которые уделяют внимание социальным вопросам общества, снижается количество увольнений», — говорит уполномоченный по защите прав предпринимателей в Москве Татьяна Минеева. Кроме того, добавляет она, организации, поддерживающие благотворительные программы, могут получить налоговые льготы, а еще снизить репутационные риски, тем самым увеличив инвестиционную привлекательность.
Важно и то, что социальная направленность бизнеса очень привлекает молодых людей. Они сейчас хотят не только зарабатывать деньги, но и быть полезными обществу. По данным аналитического центра НАФИ, на социальное предпринимательство ориентирован каждый пятый молодой предприниматель в стране.
Получается, в стране много тех, кто хочет вести деятельность, попадающую под определение социального предпринимательства. Напомню, чтобы стать социальным предпринимателем, нужно отвечать хотя бы одному из четырех критериев: дать работу уязвимым категориям населения (от людей с инвалидностью до малоимущих и многодетных), продавать товары или услуги для социально уязвимых людей или произведенные такими людьми, решать социальные проблемы (под этот критерий попадает, например, практически любой бизнес в сфере образования ).
Помимо морального удовлетворения, этот статус позволяет получить от государства гранты на развитие в 100 000–500 000 рублей, а также претендовать на другие премии и меры поддержки — от разработки сайтов до оплаты бизнес-образования.
Как франшизы совмещают бизнес с социальной миссией
Развивающаяся по франшизе уральская сеть магазинов «Жизньмарт» в большинстве торговых точек делает кафе, где можно бесплатно набрать питьевой воды, зарядить гаджет, погреть еду в микроволновке или воспользоваться туалетом, считая эту политику своей социальной миссией, рассказывает директор по франчайзингу «Жизньмарт» Евгений Сергеев. Ведь кое-где такой уголок оказывается единственным объектом общественной инфраструктуры на многие километры.
Группа компаний «Кидбург» называет франшизу своих развлекательных центров социальной, потому что стремится делать в любой «детской деревне» профориентационные кружки для детей с 1-го по 7-й класс. А для градообразующих предприятий в регионах «Кидбург» придумал проект по знакомству школьников с производством и профессиями.
«Завод заинтересован в том, чтобы у него формировались новые кадры, поэтому дети должны минимум с 8-го класса знать о том, что на местном предприятии есть прекрасные профессии и не надо уезжать в другой город искать возможности. Франшиза может быть адаптирована под сценарий деятельности, который применим конкретно к этому региону. Например, нужно осветить металлургию, и мы делаем определенный сценарий, который идет по металлургической отрасли», — рассказывает заместитель гендиректора группы Анна Щеголь.
Семейные аква-клубы StarFish, тоже развивающиеся по модели франчайзинга, уже получили статус социального предприятия. Главная ценность StarFish — это питьевое качество воды в бассейнах, поэтому в них можно проводить оздоровительные занятия для грудничков, патронажное плавание, рассказывает основательница StarFish Ирина Слесарева. Есть в клубах и программы по борьбе с подростковым ожирением, а также совместные проекты с благотворительными фондами по обучению плаванию особенных детей, продолжает она.
Основательница StarFish считает статус социального предпринимателя вершиной развития бизнеса. «Я
ставила перед собой задачу построить самый крутой коллектив
управленцев. У меня есть понимание того, что я могу довести
человека сначала до руководителя проекта, потом до управляющего, потом
до франчайзи, потом до социального предпринимателя», — говорит
она.
Бесплатные занятия для детей с ограниченными возможностями проводит и франчайзинговая сеть клубов боевых искусств DOJO №1. Основатель проекта, социальный предприниматель Марсель Мансуров рассказывает, что помимо коммерческой деятельности занимается привлечением спонсорских средств и грантов для того, чтобы дети-инвалиды могли заниматься спортом.
«Сегодня очень важно, чтобы бизнес был направлен не только на извлечение прибыли, но и одновременно с этим решал какую-то социально значимую задачу, — говорит он. — Каждый предприниматель может проявлять такую инициативу и искать единомышленников, а с помощью социально-ориентированной франшизы это сделать еще проще — можно действовать сразу командой, масштабируя проекты в разных регионах».
А франшиза развивающих центров и детских садов «Бэби-клуб» развивает социальную карту Kid-friendly. На ней компания отмечает в городах присутствия заведения, где есть детские уголки, ребенка можно отвести в туалет или взять для него воду. «Суть в том, чтобы в любой банк, салоны красоты, ресторан мог зайти ребенок — и его просто пустят в туалет. Любая организация может поддержать проект, достаточно получить наклейку с синим мишкой и разместить у себя на дверях», — рассказывает Юрий Белонощенко, основатель «Бэби-клуба» и идейный вдохновитель программы.
Франчайзи детских центров робототехники «РОББО клуб» один за другим получают статус социального предпринимателя, рассказывает директор по франчайзингу компании Екатерина Экало. Социальная миссия бизнеса — предоставить каждому ребенку в стране, независимо от того, где он живет, возможность подготовиться к высокооплачиваемой перспективной профессии, и такой подход помогает привлекать франчайзи, уверяет Экало. В регионах находится очень много единомышленников, которые заинтересованы в том, чтобы у детей был доступ к современному образованию, объясняет она.
Кроме того, социальные проекты помогают сделать компанию более устойчивой и диверсифицировать источники дохода — например, входящий в группу производитель роботехники «РОББО» получает поддержку Фонда содействия инновациям, Российского фонда развития информационных технологий, Минпромторга России и Фонда Национальной технологической инициативы, заключает Экало.
Как видим, польза от внедрения социальной миссии в бизнес становится очевидной для все большего числа участников рынка франчайзинга. Как считает московский омбудсмен по предпринимательству Татьяна Минеева, доля социальных предпринимателей даже в столице не превышает 8%, но и она, и Галина Радаева из ПФС надеются, что в 2025-м эта доля увеличится. Верим экспертам и ждем бума социальных проектов от франшиз.