Спрос на франшизы в сфере продуктового ретейла увеличился в 2,4 раза

Спрос на франшизы в области торговли вырос в 2,4 раза год к году в январе — марте, сообщил «Коммерсантъ» со ссылкой на данные «Авито Бизнес 360». По подсчетам сервиса, на торговые франшизы пришлось больше четверти всех запросов от потенциальных франчайзи на классифайде. При этом общая динамика спроса на франшизы невысока: он увеличился за этот период лишь на 1%.
Наибольший интерес у предпринимателей вызывают франшизы в сфере торговли продуктами, рассказала руководитель портала franshiza.ru Анна Рождественская. По ее мнению, это связано с расширением предложения в этой области. С другой стороны, снижается востребованность предложений в непродовольственном ретейле, отметил представитель каталога франшиз Businessmens.ru. По данным каталога, количество заявок на открытие магазинов одежды сократилось за год на 35,3%, на франшизы магазинов электроники — на 31,3%. Снижается и востребованность многолетних лидеров спроса — франшиз пунктов выдачи заказов (ПВЗ), считают эксперты TopFranchise.ru.
Существенным фактором роста популярности торговых франшиз стал интерес инвесторов к предложениям федеральных продуктовых ретейлеров. Количество франчайзинговых магазинов федеральных сетей в январе — марте 2025 года, по данным INFOLine, выросло на 3,6% год к году. Быстрее всего развивалась франчайзинговая сеть «Около», увеличившая количество магазинов на 64%. В 2024 году эта сеть, запущенная в 2023 году, в 2024-м получила выручку в 8,5 млрд рублей и вышла на седьмое место в топ-10 крупнейших FMCG-ретейлеров от INFOLine. В апреле 2025 года под этим брендом работало 1600 магазинов в 32 регионах России. Лидером рейтинга INFOLine стала сеть «Авокадо», у которой 5700 объектов, а выручка по итогам прошлого года составила 98,5 млрд рублей.
Крупные сети активно развивают франчайзинг, так как он становится для них важной альтернативой органическому росту, затрудненному из-за высоких ставок по кредитам, считает партнер консалтинговой компании One Story Ольга Сумишевская. По ее мнению, в ближайшей перспективе франчайзинговые продуктовые сети смогут расти на 15–20% в год.
Сдерживать рост продуктового франчайзинга может относительно высокая стоимость выхода в этот сегмент, отмечает «Коммерсантъ». По данным портала Businessmens.ru инвестиции в открытие, например, франчайзингового магазина «Пятерочка» составляют около 20 млн рублей, тогда как для открытия ПВЗ может хватить и 200 000–250 000 рублей. По данным TopFranchise.ru, франшизы дороже 5 млн рублей выбирают только 8% инвесторов, тогда как 52% ищут предложения в диапазоне до 1 млн рублей.