Вдали от суши: пять самых выгодных франшиз общепита

Самые популярные отрасли, в которых работают участники рейтинга 30 самых выгодных франшиз Forbes 2025 года, — розничная торговля, общепит и медицина. На основе данных победителей Forbes составил три мини-рейтинга для каждой из этих сфер, проанализировав и сравнив показатели компаний. Баллы внутри отраслевого рейтинга отличаются от тех, что представлены в основном рейтинге, где участники поделены на три группы в зависимости от размера инвестиций в запуск франшизы.
Сведения нам предоставили сами участники. Мы оценивали франшизы по пяти критериям: средней годовой выручке одной точки, ROI — коэффициенту доходности или убыточности бизнеса, сроку окупаемости, рентабельности и количественному приросту партнерской сети c мая 2024-го по май 2025-го — учитывалась разница открытых и закрытых точек. Рейтинг франшиз считается по общей формуле примерно для 30 компаний в трех группах — в зависимости от стартовых инвестиций (всего около 90 компаний). Баллы участников в группе зависят от ее лидера (по каждому из оцениваемых показателей лидер получает 20 баллов, а все остальные — меньше, потом баллы суммируются). Таким образом, баллы в группах по отраслям отличаются от баллов в общем рейтинге из-за изменения лидера групп.
Большое количество кафе и ресторанов среди участников рейтинга отражает ситуацию на рынке: по подсчетам INFOLine, общественное питание лидирует среди всех отраслей по развитию франчайзинга — по этой модели уже работают 90% из 100 крупнейших сетей общепита, а те, у кого не было франшиз, готовятся их запустить. Как рассказывают Forbes сами рестораторы, в условиях кризиса потребительского спроса и проблем с привлечением инвестиций из-за высокой ключевой ставки франчайзинг остается для них одним из самых быстрых и выгодных способов масштабирования бизнеса.
Первые позиции среди самых выгодных концепций кафе и ресторанов в нашем топ-5 почти поровну поделили проверенные рынком бренды и модные новички — dark kitchen и кальянные. А вот кофеен и суши в нем не оказалось, хотя у этих форматов очень высокая доля франшиз. Например, по данным INFOLine, по франчайзингу работают 83% точек по продаже кофе с собой и 75% суши-шопов. В этих сегментах стабильный спрос, но и очень большая конкуренция, что снижает рентабельность и повышает риск неудачи, объясняют эксперты агентства. При этом среди 30 лидеров основного рейтинга франшиз сеть суши-шопов есть, но кофейни и в него не попали.
Gelateria Plombir
Баллы отраслевого рейтинга: 66
Запуск франшизы, год: 2015
Собственные / франчайзинговые точки, штук: 27 / 375
Выручка / прибыль за год*: 6,4 млн рублей / 3,6 млн рублей
Петербургская сеть кафе-мороженных, основанная предпринимателем Евгением Драем в середине 2000-х, выросла до более чем 400 заведений по всей стране, и более 90% из них работают по франшизе. Компания позиционирует себя как сеть итальянских джелатерий, которая производит мороженое вручную по авторским рецептам из натуральных ингредиентов. При средних стартовых инвестициях в 0,7 млн рублей франчайзинговая точка Gelateria Plombir может окупиться всего за три месяца. Это вместе с солидной для маленьких заведений средней годовой прибылью в 3,6 млн рублей, высокими темпами развития сети, а также лояльностью франчайзи (70% из которых открывают по несколько джелатерий) и помогло ей набрать больше всего баллов в отраслевом рейтинге Forbes.
*Здесь и далее данные по выручке и прибыли одной партнерской точки приведены в среднем по сети.
«Додо Пицца»
Баллы отраслевого рейтинга: 43
Запуск франшизы, год: 2013
Собственные / франчайзинговые точки, штук: 42 / 960
Выручка / прибыль: 104 млн рублей / 15 млн рублей
Основанная в 2011 году предпринимателем из Сыктывкара Федором Овчинниковым сеть «Додо Пицца» сейчас насчитывает более 1000 точек в России и мире. В 2024 году она быстрее всех в стране наращивала продажи франшизы, рассказывали Forbes в Роспатенте. С мая 2024 по май 2025 года, по данным управляющей компании, открылось 155 франчайзинговых пиццерий, а закрылось всего три. Партнеры «Додо Пиццы» при средних стартовых инвестициях в 28 млн рублей окупают свои вложения в среднем за три года.
«Хачапури Марико»
Баллы отраслевого рейтинга: 31
Запуск франшизы, год: 2019
Собственные / франчайзинговые точки, штук: 12 / 19
Выручка / прибыль: 120 млн рублей / 24 млн рублей
Рестораны грузинской кухни «Хачапури Марико» — представитель самой дорогой лиги франшиз с минимальными инвестициями от 30 млн рублей, а средними — 50 млн рублей. Проект основала нижегородская компания Mugle Rest (ООО «РФК»), которая 16 лет занимается консалтингом и франчайзингом ресторанов, и сейчас в сеть входит 31 заведение. Средняя годовая прибыль франчайзингового «Хачапури Марико» — 24 млн рублей, многие франчайзи окупаются за 12 месяцев, и в сети из 31 точки нет ни одной нерентабельной, чем гордятся в управляющей компании.
HookahPlace
Баллы отраслевого рейтинга: 30
Запуск франшизы, год: 2013
Собственные / франчайзинговые точки, штук: 4 / 182
Выручка / прибыль: 54 млн рублей / 15,2 млн рублей
В сети лаундж-баров, запущенной Антоном Гайворонским и Русланом Закировым в 2013 году, сейчас около 190 заведений, и почти все франчайзинговые. Кальянные HookahPlace, кроме России, работают еще в 13 странах, в том числе в ОАЭ. Кроме кальянов, в их меню есть суши, роллы, бургеры и коктейли. При стартовых инвестициях в 12 млн рублей бизнес, по данным управляющей компании, окупается в среднем за 14 месяцев. На 30 открытых за прошедший год баров пришлось три закрытых, 44% партнеров бренда сейчас управляют несколькими кальянными.
Secret Kitchen
Баллы отраслевого рейтинга: 28
Запуск франшизы, год: 2022
Собственные / франчайзинговые точки, штук: 9 / 3
Выручка / прибыль: 150 млн рублей / 12 млн рублей
Онлайн-гастромаркет Secret Kitchen работает как dark kitchen и доставляет клиентам приготовленные его шефами блюда японской, азиатской и итальянской кухни. Проект запустила команда, открывшая в 2012 году сеть ресторанов японской и паназиатской кухни Mybox. Пока в сети из 12 точек только три работают по франчайзингу, но в планах управляющей компании увеличить за год число партнеров в разы. При средних стартовых вложениях в 16 млн рублей этот бизнес окупается за 26 месяцев.