Франшизы строгих правил: будет ли у вас возможность действительно заниматься бизнесом

Российский рынок франчайзинга при внимательном рассмотрении полон разнообразных подводных камней, и многие предложения на нем лишь маскируются под классическую франшизу, рассказывал «Forbes Франшизам» исполнительный директор TopFranschise Дмитрий Ролько. Она предполагает сотрудничество известного бренда и партнера-предпринимателя при достаточно большой свободе действий последнего, и, соответственно, серьезной ответственности за успех предприятия. На деле у покупателей многих концепций и возможность заниматься бизнесом в полном смысле этого слова, и возможность заработать будут сильны ограничены рамками, установленными франчайзером.
Франшиза с вопросом
Происходит это потому, что даже крупные бренды используют доверие предпринимателей к франчайзингу, чтобы решить свои задачи, а заработок покупателя франшизы для них далеко не в приоритете, отмечает Ролько.
В результате на рынке много примеров, когда под видом франшизы покупателям предлагаются договоры оферты, оказания услуги или агентские договоры, признают все эксперты. «В силу специфики российского бизнеса франшизы легче рекламировать и позиционировать, чем, например, дилерство или агентскую работу», — объясняет причины сложившейся ситуации главный редактор Businessmens.ru Евгений Звягин.
Например, крупные маркетплейсы, говоря о франшизе, заключают с партнерами договоры оферты, по котором те обязуются за свои средства открыть пункт выдачи заказов и управлять им по строгим правилам. Казалось бы, так выглядят требования любой франшизы, но разница в том, что в этом случае владелец бренда может в любой момент поменять условия сотрудничества и сделать их менее выгодными для предпринимателей. Новые требования и штрафы, изменения тарифной политики — все это легко вносится в договор оферты и быстро вступает в силу. «Как ваш доход изменится при следующей редакции договора — предугадать сложно», — объяснял Ролько. Некоторые договоры оферты еще и под угрозой штрафа запрещают партнерам негативно отзываться о своем контрагенте.
«Нужно понимать, что ты будешь зависеть от маркетплейса в малейших мелочах — например, любое изменение в утвержденном расписании работы пункта нужно согласовывать сильно заранее, и если вдруг у тебя заболели все сотрудники, это никого не волнует — бросай все и сам выдавай заказы», — приводит «Forbes Франшизам» пример владелец одного из ПВЗ Ozon. По его словам, в этом году из-за такой истории ему пришлось отменить запланированный отпуск и потерять значительную часть потраченных на путевку денег. А закрытый без предупреждения пункт — это серьезный штраф, добавляет его коллега из Wildberries. «У нас регламентировано даже, где и сколько времени должны размещаться рекламные плакаты в ПВЗ, а если отклонишься от рекомендаций — плати штраф», — говорит он.
Ни о какой самостоятельности пунктов выдачи заказов, кроме как в части набора сотрудников, речи не идет, заключает Звягин. Но все же, по его мнению, для рынка такая модель развития этого бизнеса — благо. «Без нее мы бы сейчас не смогли пользоваться всеми благами моментальной доступности товаров. Своими силами маркетплейсы бы просто не справились и не обеспечили ПВЗ в каждом спальном районе страны», — объясняет эксперт.
Маркетинговые агентства, агентства недвижимости, юридические, финансовые и IT-компании нередко под видом франчайзинга предлагают покупателю открыть офис продаж в его городе или работать удаленно, лишь подписывая с клиентами договоры, при том, что саму услугу реализует головная компания. В этом случае под видом франшизы компания просто нанимает отдел продаж, ведь единственная задача партнера — найти еще клиентов и продать им услугу, отмечает Звягин.
«Из нашей практики, многие продавцы франшиз из этой категории не уверены в том, что новая точка в далеком городе будет прибыльной и именно поэтому пытаются переложить расходы по открытию на псевдофранчайзи», — рассказывал Ролько.
Осознанный выбор
Практически во всех франшизах люди «покупают» работу, потому что франчайзер всегда делегирует на партнера роль управляющего точкой, считает основатель компании Franch Global Сергей Дегтярев. В некоторых франшизах партнер еще и выполняет роль администратора точки.
В управленческих франшизах свободы для предпринимательства тоже немного — франчайзи выполняет роль инвестора, продолжает Дегтярев.
Но многим именно это и надо. Такая франшиза дает ощущение стабильности и не требует полного и постоянного погружения в этот бизнес, объясняет партнер сети «Пятерочка» Дмитрий Бахарев. Он признается, что как раз хотел минимизировать предпринимательские риски. Ретейлер по обратной франшизе берет на себя большинство функций по управлению магазином. «Я знаю, что определенное время могу работать и не нервничать. А работающий бизнес лучше, чем деньги в кубышке», — объясняет предприниматель.
При выборе франшизы для многих важнее не то, насколько управляющая компания ограничивает партнеров в свободе деятельности, а то, как соблюдаются их интересы и права, считает Дегтярев.
«Рынок у нас так сложился, и сейчас нет смысла возмущаться, что теперь все это тоже относится к франчайзингу», — считает Звягин. Особенно, если все остаются в плюсе — франчайзер, расширяющий таким образом компанию, партнер-франчайзи, зарабатывающий на продаже услуг другой фирмы, и клиенты, получающие эти услуги, заключает он. «Конечному потребителю не особо важно, кто продал, главное, чтобы все работало», — добавляет эксперт.
Но все же, выбирая франшизу, нужно как минимум четко осознавать чего вы хотите, на что соглашаетесь и к чему вам нужно быть готовым, говорит Ролько. Все-таки самый надежный вариант — зафиксировать все условия сотрудничества на три-пять лет в договоре коммерческой концессии. Это идеальный формат взаимоотношений во франчайзинге, лучшим образом защищающий права франчайзи, что легко подтверждается судебной практикой, подчеркивает эксперт.
