Почти 90% предпринимателей покупают франшизу с одобрения родственников

86% предпринимателей приняли решение о покупке франшизы благодаря одобрению и поддержке семьи, показало исследование Franshiza.ru и Sokolov, основанное на опросах 10 000 франчайзи в течение пяти лет (есть в распоряжении Forbes). При этом треть франчайзи хотели бы, чтобы члены семьи стали совладельцами дела, но на практике так произошло только у 11% предпринимателей. Зато почти 23% франчайзи родственники помогают управлять бизнесом. Чаще всего поддержку оказывают супруги или партнеры (43%), реже дети (21%), родители и братья с сестрами (по 14%).
«Поддержка семьи — это важный фактор в успешности развития бизнеса в целом и по франшизе в частности. Мы видим, что в проектах с инвестициями до 5 млн рублей для покупателей франшиз крайне важно мнение супруга или детей, и часто оно становится определяющим в выборе», — говорит Анна Рождественская, руководитель каталога franshiza.ru. Это происходит потому, что для запуска используются именно семейные средства, а от успешности бизнеса зависит благополучие конкретной семьи, объясняет она.
Чем меньше бизнес, тем с большей вероятностью им будут заниматься родственники: в целом, 35% представителей малых и микропредприятий считают свой бизнес семейным, показало социологическое исследование «Сбербизнес Live». По его данным, у 97% семейных предприятий оборот не превышает 60 млн рублей в год, и в 73% таких компаний работает не более 25 сотрудников.
По мере увеличения бюджета на запуск франчайзингового бизнеса значение одобрения проекта спутником жизни снижается, но все равно его поддержка и участие в процессе крайне важны, продолжает Рождественская.
Совместное дело не всегда проходит гладко: у 44% владельцев франшиз возникают небольшие разногласия с семьей, а у 11% — серьезные конфликты. Интересно, что при этом большинство предпринимателей (67%) утверждают, что общий бизнес не изменил их отношений с родственниками, а каждый пятый считает, что общее дело сделало семью сплоченнее. Оказалось, что в трудные моменты франчайзи советуются с супругами, независимо от их участия в бизнесе, так же часто, как и с профессиональными консультантами — об этих вариантах сообщило по 19% респондентов. Лишь каждый восьмой владелец франшиз предпочитает полагаться только на себя.
По мере увеличения бюджета на запуск бизнеса значение одобрения проекта спутником жизни снижается, но все равно его поддержка и участие в процессе крайне важно, продолжает эксперт. «Франчайзинг как способ ведения бизнеса часто сравнивают с браком: между франчайзером и франчайзи должны установиться доверительные, открытые и уважительные отношения, поэтому семейным покупателям франшиз проще: они умеют договариваться, находить компромиссы и выстраивать партнерство», — отмечает Рождественская.
Среди партнеров Sokolov много семейных бизнесов, такие предприятия более устойчивы, рассказывает Антонина Жукова, директор управления франчайзинга Sokolov. По ее мнению, это связано с несколькими причинами. Во-первых, в семейных предприятиях выше уровень доверия и лояльности — члены семьи более вовлечены в результат и готовы пройти через временные трудности ради общей цели. Во-вторых, в семейном бизнесе решения принимаются быстрее, потому что все заинтересованные стороны находятся под одной крышей. Ну и, наконец, такие предприниматели часто думают о долгосрочной перспективе — строят не просто бизнес на год–два, а дело, которое могут передать следующему поколению, а это создает совершенно другой подход к управлению и развитию франшизы, объясняет Жукова. Даже в несемейных проектах владельцам бизнеса очень важна моральная поддержка семьи, добавляет она: «Мы видим, что партнеры, у которых есть эта внутренняя опора, гораздо увереннее развиваются и лучше справляются с переменами. Это, по сути, тоже часть успеха франчайзинговой модели».
