Голосового помощника «Алису» привлекут для помощи паллиативным пациентам

Участники проекта
Компания «Медскан» ведет переговоры с «Яндексом» о пилотном проекте по внедрению голосового помощника «Алисы» в работу медицинского персонала и ухода за пациентами в Центре хронических болезней Golden Care. «Медскан Golden Care» входит в Московский международный медицинский кластер в «Сколково», который работает в рамках закона № 160-ФЗ. Благодаря нему центр может использовать незарегистрированные в России инновационные препараты, технологии и оборудование, а также протоколы и стандарты лечения мировых клиник.
Как сообщила Forbes главный врач Golden Care Анастасия Гольцман, для интеграции «Алисы» потребуется заключить соглашение с «Яндексом» через их корпоративный B2B-портал. Благодаря этому в функционале голосового помощника появится специальный навык. «Это позволит напоминать пациентам о приеме лекарств, помогать вызвать медперсонал, управлять оборудованием палаты с помощью голоса, а также предоставлять доступ к развлекательному контенту и связи с родственниками», — сказала Анастасия Гольцман.
По предварительным данным «Яндекса», на которые ссылается «Медскан», с последними обновлениями у «Алисы» значительно улучшилась функция распознавания речи. В медицинской компании считают, что это поможет в работе с пациентами центра, у которых есть нарушения речи после инсульта, в результате ДЦП и других неврологических состояний и заболеваний.
Forbes сделал запрос в «Яндекс», компания воздержалась от комментария. Однако, со слов представителей «Медскана», публикация информации о планируемом соглашении с «Яндексом» отвечает статусу проекта.
Как поможет ИИ?
В Golden Care собираются использовать комплексные программы искусственного интеллекта (ИИ), в первую очередь для круглосуточного наблюдения за пациентами. Это позволит вести электронный дневник состояния больного и автоматически оповещать персонал при критических изменениях. Также в помощь персоналу внедрят голосовое управление простым медицинским оборудованием и систему напоминания о приеме лекарств и процедурах.
«В других отраслях медицины технологии ИИ уже используются, но в паллиативной помощи это пока новое направление, — рассказал Борис Чурадзе, глава «Медскан Сколково». — Например, в Москве реализуются пилотные проекты системы распознавания рентгенограмм в онкологии, в Санкт-Петербурге тестируется предиктивная аналитика в терапии хронической боли, в Казани начинают интегрировать элементы ИИ в планирование ухода за паллиативными пациентами».
По данным Виктора Гомболевского, ведущего научного сотрудника лаборатории «Сильный ИИ в медицине» Института AIRI, в России активно внедряются решения на базе искусственного интеллекта, однако подавляющее большинство из них ориентированы на диагностику, а не на уход. На апрель 2025 года в России зарегистрировано 39 ИИ-решений в качестве медицинских изделий. В основном это системы поддержки врачебных решений в анализе медицинских изображений — КТ, МРТ и рентгенографий. Также системы анализируют электронные медицинские карты. Такие решения ИИ успешно применяются для профилактики, ранней диагностики, сортировки пациентов.
По словам Бориса Чурадзе, «Медскан» плотно взаимодействует с клиниками Израиля, перенимает их опыт. В частности, в медицинском центре Sheba в режиме реального времени искусственный интеллект анализирует более 100 параметров состояния пациента. Также в центре внедрили систему предиктивной аналитики для раннего выявления пациентов, которые впоследствии будут нуждаться в паллиативной помощи. Точность прогноза достигает 88%. «Это большой шаг вперед, в том числе для превентивной медицины, — говорит Чурадзе. — В нашей системе тоже будет планирование ухода и прогнозирование возможных осложнений. Также мы прорабатываем систему распределения нагрузки между медсестрами с помощью ИИ».
Чурадзе привел другие примеры успешного применения систем искусственного интеллекта в мировой практике. В Национальном онкологическом центре Сингапура ИИ-платформа используется для подбора схем обезболивания с учетом генетических особенностей пациентов. Это повысило эффективность назначений на 42%. В клинике Mayo (США) ИИ-ассистент мониторит состояние паллиативных пациентов. Также клиника внедрила автоматическую корректировку планов по уходу, что снизило количество экстренных госпитализаций на 35%.
Российская медицинская компания реализует вместе с израильскими коллегами проект по созданию умного дома, в котором пациент будет иметь все технологии — начиная от напоминания о приеме лекарств и заканчивая ИИ-ассистентом, который отслеживает настроение и может выявить начало депрессии. «Это новый взгляд на эргономику медицинского пространства, — говорит Борис Чурадзе. — У коллег уже есть результаты: качество жизни пациентов повысилось на 47%, количество осложнений снизилось на 38%, психологическое состояние пациентов улучшилось на 82%. Впечатляет, не правда ли?»
«Психоэмоциональная поддержка через генеративные модели — это одно из перспективных направлений, — соглашается Виктор Гомболевский. — Хотя такие ИИ-решения пока не сертифицированы в России как медицинские изделия, некоторые пациенты неформально используют чат-боты, потому что они не раздражают, не торопят и всегда доступны. В этом смысле ИИ может частично компенсировать изоляцию и тревогу, например в онкологии и геронтологии».
По словам Гомболевского, предиктивная аналитика по ухудшению состояния пациента — на основе пульса, сатурации (насыщения кислородом), показателей боли — потенциально может использоваться там, где нет постоянного наблюдения врача. «Третий вектор развития — персонализация ухода, когда у человека несколько заболеваний, — говорит Виктор Гомболевский. — Чтобы разработать рекомендации, ИИ может объединить медицинские и немедицинские данные: записи в электронной медкарте, образ жизни, перемещения, поведение, питание, в том числе через данные о транзакциях».
Но паллиативная помощь — одна из самых чувствительных областей медицины, считает кандидат медицинских наук Гомболевский. «Это всегда индивидуальная ситуация, — говорит ученый. — И в целом принятие решений об ограничении терапии или изменении стратегии ухода требует участия живого человека».
Законодательная база
Внедрение технологии «Медскана» проводится в рамках федерального закона №123-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального регулирования в целях создания необходимых условий для разработки и внедрения технологий искусственного интеллекта». Но как эксперимент это долго длиться не может — нужна регистрация. «Для выхода на государственную регистрацию «Медскану» все равно придется пройти путь, как и в случае регистрации любого другого медизделия, — говорит Анастасия Гольцман, — с техническими и клиническими испытаниями, сбором статистики, подтверждением безопасности и формированием пакета документов».
Особые требования предъявляются к защите медицинской информации: данные должны храниться внутри России, шифроваться по специальным протоколам и проходить регулярные аудиты. В компании сообщили, что Golden Care заранее начала выстраивать отношения с регуляторами и международную интеграцию, которая должна помочь ускорить российскую. Однако даже при таком подходе все необходимые процедуры могут занять от шести месяцев до года и более.
Одним из барьеров для более широкого внедрения программ ИИ в поддержку паллиативных пациентов является дефицит качественных данных для обучения систем искусственного интеллекта. «Паллиативные пациенты часто находятся вне Единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения, особенно при амбулаторном или домашнем наблюдении, — объясняет Виктор Гомболевский, — и когда у пациента есть несколько диагнозов, это усложняет обучение и тестирование ИИ».
«В целом паллиативная помощь — история не про алгоритмы, — добавляет Гомболевский, — а про то, как сделать трудный этап жизни человека менее одиноким, менее мучительным и более достойным, поэтому развивать медицинские ИИ-системы в данном направлении нужно с пониманием этих аспектов».
В «Медскане» заверили, что на этапе внедрения все процессы будут проходить под строгим контролем медицинского персонала. По мере накопления опыта и отладки автономность систем ИИ будут постепенно расширять. Но все равно искусственный интеллект не оставят без контроля людей. После первичного анализа, сделанного ИИ, данные будут проверять специалисты. В случае сложных диагнозов никто не отменял врачебный консилиум, подчеркивают в компании.
«Мы уделяем особое внимание вопросам безопасности, — говорит Анастасия Гольцман. — Искусственный интеллект должен стать инструментом усиления возможностей медицинского персонала, а не его замены. Поэтому модель будет работать под постоянным контролем специалистов, а все шаги — непрерывно документироваться». Персонал также пройдет обучение по работе с системами искусственного интеллекта, сообщили в «Медскане».
В перспективе нескольких лет компания планирует создать собственный образовательный центр с экспортом технологий в страны СНГ, а также развивать региональную сеть и разрабатывать новые ИИ-инструменты.