К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

В долгах надолго: сколько стоит врачебная практика и какой от нее доход

Фото Getty Images
Фото Getty Images
Престиж профессии врача не гарантирует высоких доходов. По оценкам Forbes Healthcare, чтобы вернуть кредит на обучение на платном отделении медицинского ВУЗа, российскому врачу нужно отработать не менее десяти лет. Какую специальность выбрать при поступлении и в каком регионе лучше трудоустроиться после получения разрешения на врачебную деятельность, чтобы сократить этот срок, — в нашем материале

С начала лета медицинские университеты объявили новые цены на обучение. В лидерах, как по изначальной стоимости образования, так и по резкому подорожанию, московские вузы.

Так, на 2025–2026 учебный год в РНИМУ им. Н.И. Пирогова год обучения на программе «Лечебное дело» стоит 800 000 рублей вместо 600 000 рублей в 2024–2025-м, а год программы «Стоматология» — 850 000 рублей, а не 650 000 рублей, как это было ранее, то есть программы подорожали примерно на 30%.

В Российском университете медицины программа «Лечебное дело» подорожала не так заметно (660 000 вместо 600 000), зато год обучения по программе «Стоматология» теперь стоит от 960 000 рублей вместо 750 000 рублей: рост тоже почти на 30%. 

 

В Сеченовском медуниверситете изменили стоимость сразу за пять или шесть лет обучения. Программы подорожали на 25–30%. Цена шестилетней программы «Лечебное дело» составляет почти 7 млн рублей (в 2024 году было 5,6 млн). Будущие стоматологи, согласно приказу ректора, должны будут заплатить почти 6 млн рублей за пять лет обучения (до этого было 4,9 млн), а педиатры за шестилетнюю программу — 5,3 млн рублей вместо 4 млн в прошлом году. 

Обычно соотношение бюджетных и платных мест не в пользу первых. Например, в Сеченовском университете на программе «Лечебное дело» 1074 бюджетных места, но в конкурсе участвуют только 274: остальные распределяются по квотам, в том числе целевой. На платной программе, согласно агрегатору «Вузопедия», 1700 мест. По выпуску этого и прошлого года открытых данных нет. Известно, что в 2023 году по программе «Лечебное дело» выпустились 1350 врачей, из них были трудоустроены 503 человека. 

 

В Сеченовском университете на вопрос о формировании стоимости обучения, а также о том, насколько хорошо идет набор абитуриентов, не ответили, сославшись на высокую загрузку во время приемной комиссии. В РНИМУ им. Пирогова запрос Forbes оставили без ответа.

Telegram-канал Forbes.Russia
Канал о бизнесе, финансах, экономике и стиле жизни
Подписаться

Жизнь в кредит

Мало у кого есть сразу несколько миллионов, чтобы оплатить обучение в том же Сеченовском университете. На помощь приходят кредиты с господдержкой: несколько банков предлагают кредит на образование под 3% годовых. Вернуть кредит, взятый даже под такие проценты, быстро не получится, уверены эксперты: уровень зарплат даже в коммерческом здравоохранении, особенно на начальном этапе карьеры, этого позволить не может.

Согласно подсчетам Росстата за первое полугодие 2024-го, самые высокие средние зарплаты в здравоохранении были в Чукотском автономном округе — чуть более 290 000 рублей, а самые низкие в Ингушетии — около 58 000 рублей. В Санкт-Петербурге средняя зарплата составляет около 150 000 рублей, в Москве — 212 000 рублей.

 

В бюджетном секторе, понятно, зарплаты ниже, чем в коммерческих клиниках. По словам Дмитрия Огнерубова, доцента РАНХиГС и рентгенохирурга ФГБУ «НМИЦ кардиологии», в государственных медучреждениях средняя зарплата врача в Москве за 2024 год составила около 122 000 рублей в месяц. У рентгенохирурга она выше — от 150 000 до 170 000 рублей.

По данным Ивана Давыдова, заведующего терапевтическим отделением в поликлинике Санкт-Петербурга и администратора Telegram-канала «Поясни за мед», в Петербурге зарплата врача с учетом всех переработок может составить около 100 000 рублей в месяц. Но, по его мнению, текучка кадров в государственных медучреждениях связана не с низкими зарплатами, а с бумажной волокитой: «Не менее важным фактором является нагрузка, связанная с социальной функцией врачей, — это оформление инвалидности и прочие задачи. Бывает, что врачи намеренно уходят в частную клинику, соглашаясь на меньшую зарплату, чтобы иметь более легкий режим работы».

В коммерческом секторе зарплаты быстрее реагируют на инфляцию. Как сообщили Forbes в Исследовательском центре портала SuperJob, зарплатные предложения в коммерческой медицине в Москве на 1 июля за год выросли на 10,8%, в то время как инфляция, согласно Центральному банку, составила 8,24% по Москве и 9,88% по стране. Самые востребованные специальности, зарплаты в которых растут быстрее всего, — это стоматология, косметология и репродуктология. Рост зарплат также наблюдался у частных анестезиологов-реаниматологов, онкологов, психиатров и специалистов по УЗИ.

«Уже несколько лет подряд мы наблюдаем тенденцию сокращения разрыва в зарплатах между столицей и регионами, — рассказывает Наталья Фролова, аналитик Исследовательского центра SuperJob. — За прошедший год разница в зарплатах сильнее всего сократилась в Новосибирске и Ростове-на-Дону, на четыре процентных пункта зарплаты в этих городах стали ближе к уровню столичного рынка труда».

По данным Исследовательского центра SuperJob, разрыв в медианных зарплатных предложениях по сравнению с Москвой меньше всего в Санкт-Петербурге. «Врачи коммерческих клиник в городе на Неве зарабатывают всего на 13–14% ниже, чем их коллеги на аналогичных позициях в Москве, — говорит Фролова. — В Екатеринбурге зарплаты высшего медицинского персонала на 21–23% ниже, чем в Москве, в Новосибирске — ниже на 25–27%».

 

Десять лет без ипотеки

«Клиники одной и той же сети могут за одинаковый труд врачам одинаковой квалификации предлагать сильно разную зарплату в Москве и Твери, например, — говорит Иван Давыдов из «Поясни за мед». — Государственная клиника может платить молодому врачу даже больше, чем коммерческая, с учетом всех выплат». По его словам, высокая зарплата в коммерческой клинике может быть только у врача с опытом и собственной базой пациентов. «В этом случае врач может влиять на цену приема и даже на процент от выручки, который клиника платит врачу», — указывает Давыдов.

Если исходить из зарплаты в 120 000 рублей, говорит рентгенохирург Дмитрий Огнерубов, то с учетом того, что половина этих денег будет уходить на жилье и еду, расплачиваться за обучение придется 120 месяцев, то есть без малого 10 лет. «В рентгенохирургии зарплаты выше, — делится он своими соображениями. — Но чтобы стать рентгенохирургом, надо закончить двухгодичную ординатуру, которая дополнительно стоит около 1 млн рублей в год, что еще больше отсрочит срок выплаты по основному долгу за обучение в медицинском институте». 

По его словам, если врач работает в бюджетном учреждении, выплата кредита кажется непомерной ношей при текущем уровне оплаты труда. «При самых грубых расчетах, если зарплата увеличится до 300 000 рублей в месяц, из которых 200 000 будет уходить на тело кредита, то он будет выплачен за три года, — поясняет Огнерубов. — После чего врач сможет откладывать деньги на ипотеку. При таком гипотетическом сценарии для зарплаты врача нужен среднегодовой рост в  примерно 16%». Как уже было указано, по данным SuperJob, сейчас средний рост зарплат в частном здравоохранении в Москве за прошлый год составил около 11%, и то не по всем специальностям — терапевтов в списке самых быстрорастущих по зарплатам нет.

Иван Давыдов тоже сомневается, что возможно быстро вернуть деньги, вложенные в обучение. «Чтобы вернуть 6 млн рублей при зарплате в 100 000, нужно работать шесть лет и больше ни на что не тратиться, что абсолютно нереально», — резюмирует  Давыдов.

 

К наставникам по приказу

Между тем выпускникам медвузов придумали условия, которые увеличат для врачей срок возможного перехода в коммерческий сектор и построения там карьеры. Из-за нехватки кадров в здравоохранении Минздрав хочет внести изменения в законы «Об охране здоровья» и «Об образовании», чтобы обязать выпускников медицинских вузов три года отработать в государственных учреждениях под руководством наставников. В противном случае они не смогут пройти аккредитацию, которая позволяет врачу работать.

Пока в текущей версии проекта, который ждет заключения Минэкономразвития, нет формулировки, что работать под руководством наставника будут только выпускники, которые учились за счет бюджетных средств, а значит, закон будет распространяться на всех. Исключение есть только для студентов, которым так называемое целевое обучение оплачивает предприятие или учреждение здравоохранения взамен на обязательство отработать там несколько лет после выпуска.

Доктор медицинских наук Константин Логунов видит в действиях Минздрава и законодателей прямые противоречия, которые, скорее всего, связаны с непониманием ситуации. «Врачей и медсестер катастрофически не хватает, но при этом нет даже мыслей повышать уровень оплаты труда в отрасли, и по нарастающей выстраиваются барьеры по входу в профессию, причем исподволь стимулируется уход старых кадров», — комментирует он. 

С одной стороны объявляется о низкой компетентности врачей-практиков, говорит Логунов, а с другой стороны, предлагается развивать наставничество силами все тех же некомпетентных практиков. «Внедрена аккредитация, которая должна подтверждать способность соискателя к самостоятельной работе, — продолжает он, — но тут же возникает тема о неготовности молодых врачей, которые успешно прошли аккредитацию, к самостоятельной работе».

 

Иван Давыдов считает, что наставничеством дело не ограничится. «Видно, что у государства не осталось инструментов для удержания врачей в государственной системе, — говорит Давыдов. — Но не думаю, что трехлетний период обязательной отработки в системе ОМС отпугнет абитуриентов. Молодые врачи и без этого чаще всего устраиваются сначала в государственные больницы, потому что в частных их не ждут». А на тех, кто хочет совсем уйти из профессии, эта мера не повлияет никак, убежден Давыдов. 

Оттока специалистов из профессии не произойдет, считает он. «Врачебная профессия всегда была одной из самых популярных, потому что это возможность иметь статус, быть полезным обществу, — поясняет Давыдов. — Также молодежь может наблюдать примеры богатых и успешных врачей, которые имеют большой доход и открывают собственные клиники». И прежде чем идти в частную медицину, врачу нужно набраться опыта — с наставником или без — в государственных больницах и поликлиниках, где поток пациентов несоизмеримо выше, чем в частных клиниках, говорит эксперт.

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание « forbes.ru » зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2025
16+