К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Как эмигрант с Гаити построил компанию по производству лекарств стоимостью $6 млрд

Эррио Табюто (Фото Jamel Toppin For Forbes)
Эррио Табюто (Фото Jamel Toppin For Forbes)
Компания Axsome Therapeutics вывела на рынок три своих препарата, еще пять находятся на стадии разработки. Новые лекарственные решения компании потенциально могут помочь примерно 150 млн американцев, страдающих различными заболеваниями мозга

В 2012 году Эррио Табюто основал компанию по разработке лекарственных препаратов, решив подойти к этому делу с новой стороны. Во-первых, он сосредоточился на поиске методов лечения заболеваний головного мозга, что, как известно, является одной из самых сложных сфер в фармацевтике. Кроме того, эффективность подобных препаратов также очень сложно доказать. Во-вторых, он решил занять должность не только гендиректора компании, но и научного основателя, применив в деле свой многолетний опыт инвестирования в биотех-стартапы и медицинское образование. Кроме того, он отказался от привлечения венчурного капитала, финансируя компанию самостоятельно и прибегая к помощи друзей и семьи.

«Если вы действуете точно так же, как и все остальные, то и результаты ничем не будут отличаться от других. Мы же хотели, чтобы наша деятельность выделялась на общем фоне», — объясняет 57-летний Табюто в своем первом интервью, посвященном его компании Axsome Therapeutics.

Telegram-канал Forbes.Russia
Канал о бизнесе, финансах, экономике и стиле жизни
Подписаться

Компания Axsome Therapeutics, получившая свое название в честь двух частей нервной клетки — «аксона» и «сомы», проделала огромный путь, который начался в скромном офисе без окон и с тремя рабочими местами в Рокфеллер-центре в Нью-Йорке, который теперь они с теплотой называют «кладовой». На сегодня компания представила на рынке три своих препарата, а еще пять находятся на стадии разработки. Потенциально новые препараты могут помочь примерно 150 млн американцев, страдающих от таких заболеваний, как депрессия, СДВГ, болезнь Альцгеймера и др. Доход компании за 12 месяцев (июнь к июню) составил $495 млн — на 70% больше, чем за тот же период 2024 года. Тем не менее, несмотря на прогресс, Axsome Therapeutics пока еще не вышла на прибыльность, зафиксировав за этот период чистый убыток в размере $247 млн.

 
Эррио Табюто (обложка)

В настоящее время акции компании торгуются на Nasdaq с рыночной капитализацией в $6,1 млрд: Табюто достиг статуса миллиардера благодаря своей 15%-й доле в компании, а также опционам. По его оценкам, пиковые продажи Axsome Therapeutics от текущего портфеля препаратов могут достичь $16,5 млрд, что позволило бы компании войти в число 25 крупнейших фармацевтических фирм по уровню дохода. Однако компания сможет достичь этой цели только при условии, что все будет идти по плану и, самое главное, если пять новых препаратов получат одобрение Управления по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов США (FDA) до 2028 года. Перед компанией стоит непростая задача: лишь около 25% всех препаратов демонстрируют достаточно высокие результаты в клинических испытаниях III фазы, чтобы пройти дальше в процессе одобрения FDA.

История создателя

Табюто родился на Гаити, где жил со своей сестрой и матерью, которой было сложно их растить. По его словам, он пережил «физическое и эмоциональное пренебрежение» и «недоедание», однако он считает, что благодаря прошлому «научился проявлять стойкость». В 9 лет он переехал с отцом и приемной матерью в Верхний Ист-Сайд Манхэттена. Дипломы по молекулярной биологии и биохимии Уэслианского университета проложили ему путь в Йельскую школу медицины (Йельский университет признан нежелательной организацией в России), где он планировал выучиться на нейрохирурга. Однако он был сильно поражен «явным недовольством жизнью» на лицах его практикующих преподавателей, из-за чего впоследствии отказался от ординатуры по нейрохирургии, предпочтя работу в инвестиционной банковской группе Goldman Sachs, специализирующейся на сфере здравоохранения. Так началась почти двадцатилетняя карьера Табюто в финансах, которая включала работу в Bank of America Securities и хедж-фонде Healthco/S.A.C. Capital, а также управление собственными фондами.

 
Покинув Гаити в возрасте 9 лет, Табюто рос в нескольких кварталах от одних из ведущих медицинских учреждений Нью-Йорка, включая Мемориальный онкологический центр им. Слоуна-Кеттеринга, Рокфеллеровский университет и медицинский колледж Вейл Корнелл (Фото Jamel Toppin For Forbes)

Работая на Уолл-стрит, Табюто наблюдал за успехами и провалами тысяч биотех-стартапов, что сподвигло его к формированию собственных теорий о том, какие именно стратегии являются рабочими. Заметив, что большинство биотех-компаний сосредоточены на создании всего одного препарата, он понял, что создание портфеля лекарственных средств снизит риск провала. Табюто отказался от типичной для отрасли практики аутсорсинга клинических испытаний для того, чтобы удерживать затраты на низком уровне. Он был уверен, что компания сможет проводить испытания самостоятельно, что снизит затраты и повысит шансы на успех. Стоимость клинических испытаний III фразы с легкостью может достигать $50 млн — Табюто же мог провести их на 30–50% дешевле. «Мы столкнулись с волной негативных реакций», — говорит он, вспоминая инвесторов, которые не верили, что он сможет проводить такое количество испытаний при достаточно скромном бюджете. Тем не менее разработка нескольких препаратов одновременно действительно показала себя хорошей стратегией: когда одни испытания заканчивались, исследователи компании сразу же приступали к следующим.

Табюто принял мудрое решение. После проведения IPO в 2015 году Axsome Therapeutics столкнулась с трудностями, что часто встречаются в среде биотех-стартапов, поскольку реализация препарата от идеи до рынка может занимать практически десять лет и требовать значительных затрат, даже несмотря на то, что испытания обходились Axsome Therapeutic дешевле. Акции компании годами торговались ниже $10, а ее рыночная капитализация упала ниже $100 млн после того, как ее первый обезболивающий препарат не прошел клинические испытания. «Долгое время никто не верил в Axsome Therapeutic. Да и сейчас, думаю, осталось много скептиков, — говорит финансовый директор Axsome Therapeutic Ник Пиззи. — Людям нужны реальные доказательства».

Перспективы Axsome Therapeutics стремительно выросли благодаря ее первому крупному препарату — Auvelity. В августе 2022 года новый препарат для лечения клинической депрессии получил одобрение FDA, и стоимость акций компании за неделю подскочила на 65%, оценив Axsome Therapeutics в $3 млрд. Препарат компании имеет огромное преимущество, поскольку сочетает в себе два существующих лекарства и может начать действовать уже через неделю, в отличие от антидепрессантов на основе серотонина, которым требуется шесть-восемь недель для появления эффекта.

 

Для вывода нового препарата на рынок Axsome Therapeutics использовала лишь 165 торговых представителей, что составляет менее половины от принятого количества. Однако компания снабдила их ПО, способным определить, какие врачи с большей вероятностью будут заинтересованы в ее продукции, и выяснить, какой способ взаимодействия они предпочитают — электронную почту, телефонный звонок или личную встречу. Ожидается, что в этом году продажи Auvelity достигнут $500 млн, а аналитики прогнозируют, что он станет препаратом-блокбастером — так в индустрии называют лекарства с выручкой более миллиарда долларов. Ранее в этом году Axsome Therapeutics урегулировала патентный спор, который не допустит появления дженериков на рынке как минимум до 2038 года, что стало значительной победой для компании.

Опыт Табюто в финансовой области также принес свои плоды. В 2022 году Axsome Therapeutics приобрела препарат «Суноси» (Sunosi, солриамфетол), используемый для борьбы с дневной сонливостью при нарколепсии и апноэ (расстройство, при котором во время сна у человека неоднократно останавливается дыхание). Всего за две недели во время рождественских каникул 2021 года компания заключила сделку о приобретении препарата за $53 млн (плюс однозначные роялти) — Axsome Therapeutics сумела окупить все затраты, когда Табюто менее чем через год продал лицензию на использования препарата в Европе, Ближнем Востоке и Северной Африке за $66 млн (плюс дополнительные выплаты по достижению определенных этапов и роялти). Годовой объем доходов от продаж «Суноси» сейчас превышает $100 млн. «Было очень проницательно с его стороны заключить эту сделку», — считает аналитик Mizuho Financial Group Грейг Суваннаведж.

Стоимость акций компании продолжает расти, подскочив на 35% за последний год и достигнув отметки в $122, что превосходит результаты индекса NASDAQ Biotechnology (NBI), который вырос всего на 1% за тот же период. Следующая цель компании — препарат для купирования психомоторного возбуждения (ажитации), которое часто сопровождает болезнь Альцгеймера. Нейролептики, которые в настоящее время являются единственным доступным лечением, несут серьезные риски, включая летальный исход. Препарат Axsome Therapeutics не демонстрирует подобные побочные эффекты, однако, согласно отчетам, показал неоднозначные результаты в клинических испытаниях III фазы. Компания планирует подать заявку на одобрение препарата до конца сентября.

Вполне возможно, что FDA не одобрит новый препарат. Тем не менее аналитики полагают, что потребность в альтернативе нейролептикам повышают его шансы на успех. Одобрение нового препарата является краеугольным камнем плана Табюто по достижению оборота в $16,5 млрд: по его прогнозам, пиковые ежегодные продажи Auvelity составят от $1 млрд до $3 млрд, а препарата от ажитации при болезни Альцгеймера — от $1,5 млрд до $3 млрд. «Сейчас перед нами открываются огромные перспективы с точки зрения объема продаж и числа пациентов, которым мы можем помочь, — говорит он. — Мы, может, и небольшая компания, но наши основные показатели и амбиции далеко не крошечные».

Рынок будущего

Медицина постепенно вступает в новую для себя эру, и агрессивно настроенные биотехнологические компании начинают осваивать нетронутые рынки за счет инноваций, говорит президент консалтингового агентства Markman Capital Insight и редактор издания Digital Creators & Consumers Джон Маркман. «Компания Vertex Pharmaceuticals, известная своими препаратами от муковисцидоза, которые могут помочь 95% всех людей, страдающих этим заболеванием, находится во главе этой гонки. Сейчас компания совместно с Moderna работает над передовыми методами лечения, включая разработку препаратов на основе мРНК, — рассказывает он. — Продажи компании в II квартале 2025 года достигли $2,96 млрд, что на 12% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, а показатели годового прогноза по доходу были увеличены до $12 млрд. С помощью прибыльных основных направлений компании и выгодных партнерских отношений Vertex Pharmaceuticals готова удовлетворить будущий спрос на рынке. Стоимость акций компании может вырасти до $520 в течение 18 месяцев — более чем на 30% выше текущих показателей».

 

Основатель Axsome Therapeutics Эррио Табюто является обладателем более 400 патентов, включая патент на Auvelity. Однако предприниматели-изобретатели — далеко не новое явление. Еще в 1979 году Forbes USA посетил офис «свободного изобретателя» Роберта Лестера в Мидтауне Манхэттена. Его грандиозные идеи затрагивали все возможные сферы: от скрытых дворников до пишущей машинки с функцией сканирования и «ультразвуковой системы слежения», чем-то напоминающей раннюю версию Apple AirTag. Лестер добился неплохих для себя результатов, но, в отличие от Табюто, так и не достиг по-настоящему большого успеха.

В век быстроразвивающихся технологий сложно оставаться свободным изобретателем. Времена, когда можно было зарабатывать большие деньги, просто мастеря что-то в гараже в стиле Генри Форда, практически прошли. Лестер полагает, что в стране осталось не больше сотни людей подобных ему. Тем не менее Лестер, на имя которого зарегистрировано около 50 патентов в США и еще несколько находятся на стадии рассмотрения, не жалуется на положение. Он смог обеспечить себе комфортную жизнь. «Бывают хорошие и плохие периоды. Но я живу не хуже, чем все другие миллионеры в Манхассете. Мой доход никогда не опускался ниже $50 000 в год ($210 000 по современному курсу) <...> Признаться честно, сам процесс производства меня никогда по-настоящему не интересовал. Я теряю интерес к своему готовому изобретению еще до того, как закончу писать патентную заявку. Мне интересно лишь создавать новое», — делился он с Forbes USA 10 декабря 1979 года.

Перевод Ксении Лычагиной

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание « forbes.ru » зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2025
16+