К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Худеть по-русски: продажи отечественного конкурента «Оземпика» достигли 9 млрд рублей

Фото Getty Images
Фото Getty Images
В России в 2025 году продажи препаратов на основе семаглутида (аналоги лекарств от диабета и ожирения «Оземпик» и «Вегови») по сравнению с предыдущим годом рекордно выросли — на 195% в денежном выражении и на 224% в натуральном. При этом в прошлом году в сегменте лекарств для похудения появился второй продукт — на основе тирзепатида, который, вероятно, поборется за лидерство с семаглутидом. Его продажи в 2025-м составили порядка 9 млрд рублей

Семаглутид — действующее вещество группы препаратов, которые изначально применялись для борьбы с сахарным диабетом 2-го типа, а теперь стали широко использоваться и для снижения веса. Это лекарства, которые имитируют действие гормона глюкагоноподобного пептида-1 (агонисты ГПП-1), выделяющегося в кишечнике после еды. В России препараты с семаглутидом продаются с 2019 года, но если раньше это была только продукция компании Novo Nordisk, то после прекращения поставок зарубежного производителя стали доступны отечественные аналоги.

Telegram-канал Forbes.Russia
Канал о бизнесе, финансах, экономике и стиле жизни
Подписаться

Согласно отчету, подготовленному DSM Group для Forbes, основной канал сбыта для семаглутида в России — аптеки. В 2025 году жители России купили препараты на его основе на 29,2 млрд рублей (в 2024-м — 9,9 млрд рублей). К таковым относятся аналоги «Оземпика» от датской Novo Nordisk, которые выпускают российские «Герофарм», «Промомед», «ПСК Фарма». 

Спрос ожидаемо концентрируется в крупнейших и наиболее платежеспособных регионах. В рублевом выражении на Москву приходится 18,3% аптечного объема, далее идут Московская область (7,6%), Санкт-Петербург (6,7%), Краснодарский край (5,7%) и Республика Татарстан (2,9%). На государственные закупки семаглутида приходится заметно меньшая часть спроса: 2,4 млрд рублей в 2025-м (785 млн рублей годом ранее). И география здесь тоже выглядит иначе: лидирует Санкт-Петербург с долей 23,4%, затем Москва (17,4%) и Московская область (11,1%), Псковская область и Краснодарский край (по 3,7%). 

 

В 2025 году на российском рынке лекарств от ожирения появилось еще одно вещество — тирзепатид. Изначально его разработала и вывела на мировые рынки американская Eli Lilly, под брендами Mounjaro и Zepbound. Но на российский рынок эти препараты не поставляются, в связи с чем отечественные производители получили право на выпуск их аналогов. При этом, как утверждают сами компании-производители, тирзепатид эффективнее, так как относится не только к группе агонистов ГПП-1, но и к группе агонистов ГИП (ГИП — гормон кишечника, который после еды усиливает секрецию инсулина). 

«Общее название группы агонистов ГПП-1, к которым относится семаглутид, и двойных агонистов ГПП-1/ГИП, к которым относится тирзепатид, — инкретины. Все они применяются как для снижения массы тела, так и для лечения сахарного диабета», — говорит главный эндокринолог сети «Клиника Фомина» Ольга Деревянко. Главное отличие семаглутида от тирзепатида именно в том, что воздействие последнего на обмен веществ сильнее, как и ожидаемый процент снижения веса. По словам медика, в среднем люди теряют 10-20% веса на семаглутиде и 20% и более — на тирзепатиде.

 

В год появления на российском рынке продажи препаратов на основе тирзепатида составили 8,9 млрд рублей (918 000 упаковок). Спрос на тирзепатид тоже формируется за счет аптечного канала, а значимого объема в госзакупках на данный момент нет. По географии аптечных продаж тирзепатид так же концентрируется в крупнейших регионах: доля Москвы — 31,3%, Московской области — 7,9%, Санкт-Петербурга — 6,1%.

Мгновенная популярность тирзепатида, по мнению экспертов, объясняется именно его двойным действием. «Тирзепатид является агонистом рецепторов и ГИП, и ГПП-1, то есть действует на два вида рецепторов, играющих роль в углеводном обмене и снижении веса, а значит, задействует больше точек приложения для достижения эффекта», — пояснила Forbes Healthcare врач-эндокринолог-диетолог, специалист превентивной медицины клиник «Атлас» Ангелина Водолазская, добавив, что переносимость у препаратов примерно одинаковая.

Она также предположила, что тирзепатид может обогнать семаглутид по продажам в будущем, но при прогнозировании важно учитывать не только эффективность, но и цену, рост числа конкурентов, а также возможности госзакупок. 

 

Эндокринолог клиники «Семейная» Владимир Майоров, в свою очередь, подтвердил, что сейчас тирзепатид является наиболее «крутым» веществом для снижения веса: «По некоторым данным, тирзепатид, воздействуя на оба гормона, влияет также на сжигание жира, а не только на снижение аппетита. Отсюда и его популярность». Если он не сработает, подчеркнул врач, поможет уже только бариатрическая операция (отрезание части желудка).

Как рассказала врач-эндокринолог, эксперт платформы «Здоровье.ру» Лира Гаптыкаева, бариатрическая операция является травмирующей, «на всю жизнь обрекающей пациента соблюдать нутриентную, витаминную, белковую и иную поддержку». Поэтому наличие более щадящего, но сопоставимого по эффективности метода снижения веса должно положительно сказаться на здоровье пациентов с ожирением.

С тирзепатидом пациенты постепенно и безопасно худеют на три-четыре килограмма в месяц при условии полноценного здорового питания и физической активности. И даже если у человека, например, морбидное ожирение, то есть значительно высокий вес — более 150 кг, тогда эта молекула тоже будет работать», — заключила эксперт, поясняя приоритетность тирзепатида перед семаглутидом.

Еще одно изначально противодиабетическое лекарство, применяемое для снижения веса во всем мире и России, — лираглутид. К препаратам на его основе относятся «Виктоза», «Саксенда» (Novo Nordisk) и другие. Он относится к «первому поколению» агонистов ГПП-1, получил отдельную нишу в лечении ожирения раньше семаглутида и тирзепатида. Однако столь популярным не стал. В 2025 году, по данным DSM Group, его продажи в России снизились до 935 млн рублей и 55 900 упаковок (в 2024-м — 1,7 млрд рублей и 92 809 упаковок).

Сокращение спроса на лираглутид идет в обоих каналах. В рознице лираглутид, как и другие препараты-инкретины, остается сконцентрирован в крупнейших рынках (доля Москвы — 22,2%), а в закупках заметна высокая концентрация по отдельным регионам: например, Белгородская область занимает 36,7% рублевого объема закупок лираглутида.