К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Рассылка Forbes
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях

Новости

 

«Сбер», VK и «Яндекс» делят активы: что это значит для акций компаний

Фото Владислава Шатило / РБК / ТАСС
Фото Владислава Шатило / РБК / ТАСС
На российском технологическом рынке день громких сделок. VK после «развода» со «Сбером» получит сервис доставки еды Delivery Club, который позже отойдет «Яндексу» в обмен на «Дзен» и агрегатор новостей. На этом фоне акции всех трех компаний заметно растут. Долго ли это будет продолжаться и стоит ли покупать эти бумаги сейчас?

Развод и раздел имущества

«Сбер», VK и «Яндекс» сообщили о цепочке сделок, которые приведут к перераспределению  активов между технологическими гигантами. Сначала VK выйдет из совместного предприятия со «Сбером» «О2О Холдинг», существовавшего с лета 2019 года. До конца года компании должны закрыть сделку, по которой VK отойдет сервис доставки еды и продуктов Delivery Club.

Первые сообщения о том, что партнеры по «O2O Холдингу» могут «развестись», появились еще осенью 2020 года, однако в последние месяцы разговоры об этом активизировались: в июле источники Forbes сообщали, что «Сберу» при разделе активов достанется сервис каршеринга «Ситидрайв» и сервис доставки продуктов «Самокат», а VK получит Delivery Club, который споследствии должен обменять на сервисы «Яндекса» — «Дзен» и «Новости». 

В итоге 23 августа было объявлено о сделке именно в такой конфигурации — выходе VK из совместного предприятия со «Сбером» и обмене активами с «Яндексом». При этом сделка по обмену активами VK и «Яндексом» должна пройти согласование Федеральной антимонопольной службы. На новостях о предстоящих сделках бумаги всех трех IT-компаний во вторник выросли: «Яндекс» — на 3,8% (до 2082 рублей), «Сбер» — на 3,4% (до 130,4 рубля), VK — на 6,2%  (до 447,8 рубля). 

 

Лидер фудтеха

Получив Delivery Club, компания добьется синергии с уже существующими сервисами «Яндекс.Лавка» и «Яндекс.Еда», и это станет драйвером развития бизнеса группы, полагает аналитик УК «Ингосстрах-Инвестиции» Евгения Нестеренко. Приобретение Delivery Club будет означать, что «Яндекс» фактически получит контроль над рынком доставки еды, говорит аналитик ФГ «Финам» Леонид Делицын. Соответственно, компания получит и некоторый контроль над ценами. «Это позволит доставке существовать в качестве окупаемого бизнеса, поможет оттачивать экосистему «Яндекса» на стыке логистики и электронной коммерции и развивать всезнающий суперапп», — говорит Делицын. 

Сделка наряду с развитием сервиса такси снижает зависимость «Яндекса» от рекламного рынка, продолжает эксперт. При этом у компании нет абонентской выручки «и рассчитывать, что финансовые показатели и стоимость акций в будущем будут только расти, не стоит». Поэтому в ближайшие три года возможны сильные ценовые колебания, допускает аналитик. 

Притом что «О2О Холдинг», частью которого пока является Delivery Club, остается убыточным (убыток в 14,4 млрд рублей по итогам 2021 года и 13,1 млрд рублей — в первом полугодии 2022-го), выручка сервиса доставки быстро росла: по итогам прошлого года выручка сервиса составила 16,2 млрд рублей (+60%), в I квартале — 4,8 млрд рублей (+75%). По итогам I квартала партнерами сервиса было почти 57 000 точек, активными клиентами — 5,6 млн человек. По данным «Потребительского индекса Иванова», исследования SberCIB, на конец 2021 года 30% тех, кто заказывал еду из ресторанов и кафе, пользовались Delivery Club, 17% — сервисом «Яндекс.Еда».

Бумаги «Яндекса» вторую сессию подряд штурмуют психологическую отметку в 2000 рублей, говорит начальник отдела экспертов по фондовому рынку «БКС Мир инвестиций» Альберт Короев. По его словам, у акций есть потенциал роста на 60% и сейчас их можно покупать. С этим согласен аналитик «Алор Брокер» Андрей Эшкинин; он уточняет, что можно рассматривать покупку акций «Яндекса» с целевой ценой 2420 рублей. 

Фокус на медиа

После «развода» со Сбером VK избавится от убыточных активов, финансирование которых могло привести к росту долговой нагрузки и снижению финансовой устойчивости группы, говорит Евгения Нестеренко из «Ингосстрах-Инвестиций». Переход в VK «Дзена» и «Новостей» отражает намерение сфокусироваться на развитии сегментов медиа и социальных сетей. 

 

 Дневная аудитория «Яндекс.Новостей», по данным на июнь 2022 года, — 10,5 млн, у «Дзена» — 18,1 млн, на платформе зарегистрировано более 50 000 блогеров. Финансовые показатели по «Новостям» и «Дзену» «Яндекс» не раскрывает. При этом после обмена активами с главной страницы «Яндекса» — yandex.ru, на которую заходят более 70 млн человек в месяц, — будет происходить переадресация на dzen.ru, где будет размещаться и новостной агрегатор. Главной же страницей «Яндекса» станет ya.ru.

«Дзен» — основной актив, который может генерировать денежный поток , вклад «Новостей» в общую стоимость активов не так велик, пишет в обзоре аналитик ИК «Велес Капитал» Артем Михайлин. По его оценкам, выручка «Дзена» в этом году может составить около 17 млрд рублей, или более 10% совокупной выручки VK. Аналитик указывает и на то, что проект, со слов представителей «Яндекса», имеет положительную EBITDA. «После консолидации ожидается существенный позитивный эффект на выручку, но EBITDA вряд ли значительно вырастет. Впоследствии мы увидим, какую часть трафика «Дзена» VK удастся сохранить и на какие финансовые показатели выйдет сервис», — пишет Михайлин, добавляя, что рентабельность «Дзена» может быть улучшена. 

Рост акций VK сдерживается тем, что компания имеет большие долги и практически не имеет прибыли, отмечает Андрей Эшкинин из «Алор Брокера». При этом, по его словам, возможен технический отскок до 560 рублей за акцию, но он будет краткосрочным. 

Предстоящие сделки снизят негативные ожидания насчет перспектив VK, говорит Евгения Нестеренко из «Ингосстрах-Инвестиций». Однако существенного позитивного эффекта от этого события для акций компаний не будет, потому что динамику определяют другие факторы, в частности снижение выручки от игрового сегмента и замедление сегмента онлайн-образования, говорит она. 

Бумаги VK продолжат рост, не соглашается Евгений Шатов из Capital Lab. «Акция продолжит расти, поскольку консолидированная выручка от «Дзена» и «Новостей» благоприятно скажется на отчете о прибылях и убытках, к тому же больше не будут консолидироваться убытки от совместного предприятия», — говорит он. По словам Альберта Короева из «БКС», потенциал роста акций VK составляет 52%. 

«Умеренный позитив» для «Сбера»

Раздел совместного предприятия с VK для «Сбера» — «умеренно позитивная» новость, говорит аналитик ФГ «Финам» Игорь Додонов. После сделки «Сберу» перейдут активы, которые более органично вписываются в его экосистему, компания усилит позицию в сегменте e-grocery. Это событие может быть позитивно воспринято рынком, но, скорее всего, будет иметь краткосрочное влияние, учитывая масштаб «Сбера», говорит Евгения Нестеренко из «Ингосстрах-Инвестиций».  

«Для «Сбера» в текущей ситуации важно поддерживать прибыльность основного бизнеса.  Краткосрочно «развод» с VK может снизить потребности в инвестициях, что позволит компании сохранить капитал и повышает вероятность выплаты дивидендов, а это может быть крайне позитивно воспринято рынком», — говорит портфельный управляющий УК «Альфа-Капитал» Никита Зевакин.

Рост акций «Сбера» 23 августа может быть связан не только с новостями о «разводе» с VK, но и с отставанием бумаг от рынка в ходе нынешнего ралли, говорит Игорь Додонов из «Финама». «От локального минимума начала августа индекс Мосбиржи вырос на 9,4%, тогда как обыкновенные акции «Сбера» — лишь на 5,1%, и сообщения о разделе активов с VK (как и новость о продаже казахстанской «дочки»), вероятно, стали инфоповодом, подогревшим интерес к ним», — говорит Додонов. Он добавляет, что бумаги выглядят привлекательно для долгосрочных инвестиций. «В среднесрочной перспективе можно рассмотреть покупку акций с таргетом в 140 рублей, если цена закрепится выше данного уровня, то есть высокая вероятность увидеть 165-170 рублей за одну обыкновенную акцию», — прогнозирует Андрей Эшкинин из «Алор Брокера».

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06
Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2023
16+