К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Тайный покупатель: кто подал брокерам идею провести обмен заблокированными активами

Фото Getty Images
Фото Getty Images
С начала декабря четыре крупных брокера сообщили о планах провести обмен заблокированных иностранных активов своих клиентов на российские ценные бумаги, замороженные в России на счетах типа «С». Источники Forbes утверждают, что инициатор обмена — фонд Prosperity Capital Management, который много лет инвестировал в российскую экономику. Каковы перспективы? 

Меняют все

Известно о четырех брокерах, которые планируют провести обмен заблокированных иностранных акций своих клиентов на российские ценные бумаги, которые, в свою очередь, заморожены в России на счетах типа «С» у иностранных инвесторов. 

Первым о начале сбора заявок на обмен сообщил БКС: брокер предлагает своим клиентам обменять заблокированные иностранные акции и облигации на акции Сбербанка по рыночной цене. В списке иностранных активов, которые можно обменять, — 25 наименований, включая акции Tesla, Amazon, Apple, NVidia. Условие: клиент должен был владеть иностранными акциями на 2 июня 2022 года и они должны быть учтены в БКС на 17 ноября 2022-го.

Следом о начале сбора заявок на обмен сообщила «Инвестиционная палата». У этой брокерской компании уже есть опыт централизованного обмена заблокированных активов — год назад она его и организовала. Сейчас «Инвестпалата» планирует менять более 2800 наименований иностранных ценных бумаг на 79 российских акций. В процедуре будут участвовать иностранные акции, которые учитываются через депозитарии НРД и СПБ Банк в европейских Euroclear/Clearstream. 

 

Третьим брокером, который решил провести обмен, стали «Т-Инвестиции». Деталей пока нет, но известно, что и в этом случае также планируется поменять иностранные ценные бумаги на российские. «Мы приступили к приему поручений от клиентов», — сказал Forbes представитель компании. После «Т-Инвестиций» стало известно о планах провести обмен для клиентов компании «КИТ Финанс». Деталей в этом случае также пока нет. 

Еще один брокер, «Финам», планирует начать сбор заявок на обмен в начале следующего года, сообщил Forbes заместитель генерального директора по брокерскому бизнесу компании Дмитрий Леснов. «Мы уже установили диалог с потенциальным крупным контрагентом и ведем организационную работу, чтобы в обозримом будущем, возможно, уже в начале года войти в число брокеров, которые принимают заявки на обмен. Какого-то определенного дедлайна нет», — сказал он. 

 

Дело техники

Технически обмен может выглядеть так: брокер собирает заявки от клиентов с заблокированными активами и передает их иностранному контрагенту. Чтобы обмен состоялся, нужны разрешения иностранных регуляторов — американского OFAC и Минфина Бельгии, а также разрешение российской правительственной комиссии по контролю за иностранными инвестициями. 

Из-за того, что структура сделки сложная и требует нескольких согласований, ни один из брокеров не дает гарантии, что обмен вообще состоится. 

«[Пока] разрешения отсутствуют, поэтому нет финальных условий и сроков обмена — ожидается, что процедура займет до года, а вся информация об обмене и его дополнительные условия будут публиковаться на сайте компании», — говорится в сообщении «Инвестиционной палаты». 

 

Тайный Санта

О том, что брокеры ищут способы провести обмен заблокированных активов, было известно давно, однако до декабря 2025-го это не было массовым и публичным явлением. Что же изменилось? 

По словам источника в крупной брокерской компании, появился крупный иностранный покупатель, который прошел по всем брокерам, обсудил сотрудничество и в ряде случаев о нем договорился. Этот иностранный игрок, по его словам, — фонд Prosperity Capital Management, который много лет инвестировал в российскую экономику. У него есть разрешение на обмен со стороны американского регулятора OFAC, но пока нет разрешения бельгийского Минфина. Forbes направил запрос Prosperity Capital. 

То, что Prosperity Capital предлагает брокерам обмен, подтвердил еще один источник на фондовом рынке. Впрочем, по его словам, кроме этого фонда есть другой квазииностранный институциональный инвестор с замороженными активами в России, который предлагает брокерам участвовать в обмене. Его имя он назвать отказался. 

Повышенная активность брокеров может быть связана еще и с тем, что рынок спустя почти четыре года смог выстроить правовые и технические модели обменов и сейчас появились первые варианты, которые можно публично предложить частным инвесторам, считает руководитель практики финансового права и рынков капитала Delcredere Евгений Коновалов. 

Ключевым моментом стало разрешение ЦБ использовать активы со счетов типа «С» для таких обменов, в том числе с инвесторами из стран, которые ввели санкции в отношении России, говорит старший партнер АБ Nordic Star Андрей Гусев. «Именно это решение впервые задало правовые рамки для частных инициатив со стороны брокеров», — поясняет он. 

 

«Такой обмен выгоден и для самих брокеров, поскольку поможет возобновить операции инвесторов с замороженными портфелями, состоящими из иностранных акций, и обеспечить приток доходов от них», — говорит советник КА Pen & Paper Роман Кузьмин.

Что из этого выйдет?

Получится ли провести обмен заблокированными активами, зависит от политической воли и юридической гибкости всех регуляторов, задействованных в сделке, говорит советник FTL Advisers Екатерина Дроздова. 

Такие сделки в принципе возможны, но они относятся к наиболее сложным трансграничным операциям, говорит управляющий партнер O2 Consulting Ольга Сорокина. Кроме всего прочего, ситуацию может осложнять наличие в цепочке подсанкционных лиц, в частности депозитариев НРД или СПБ Банка. «Это не делает сделку невозможной, но существенно усложняет ее структуру», — говорит Сорокина.

Еще одна сложность — общее негативное отношение Евросоюза к таким обменам активами, говорит партнер юридической фирмы Brevia Виктор Раднаев. «Еврокомиссия прямо разъяснила, что гражданам стран ЕС и компаниям из ЕС участвовать в обмене активов, предложенном российской стороной, запрещено из-за санкций против НРД», — напоминает он. 

 

Также, напоминает адвокат NSP Глеб Бойко, хоть пока тема с изъятием российских активов в Европе и отошла на второй план, такого риска нельзя исключать в будущем. Поэтому ЦБ и Минфину вряд ли целесообразно отпускать активы со счетов типа «С». «Это еще один аргумент в пользу того, чтобы не выдавать разрешения на подобные операции», — говорит он. 

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание « forbes.ru » зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2025
16+